Начало научного подхода к проблеме слепоты ознаменовалось на практике

попыткой создать планомерное воспитание всякого слепого. Эта была великая эпоха

в истории слепых. Но верно говорил Петцельд: "Сам факт, что было возможным

Ставить количественно вопр ос о дееспособности оставшихся чувств у слепого и их

В этом смысле экспериментально исследовать, Указывает в принципе на тот же

характер состояния проблемы, который был присущ древности и средним векам" (A.

Petzeld, 1925, с. 30). В эту же эпоху Дюфур советовал из слепых делать кормчих.

Эта эпоха пыталась подняться над односторонностью Древности и средних веков,

Впервые соединить обе идеи о слепоте - отсюда необходимость (из слабости) и

Возможность (из силы) воспитания слепых; но тогда не сумели со единить их

Диалектически и представляли связь силы и слабости чисто механически.

Наконец, наша эпоха понимает проблему слепоты как социально-психологическую и

Имеет в своей практике три рода оружия для борьбы со слепотой и ее

Последствиями. Правда, и в наше время нередко всплывают мысли о возможности

Прямой победы над слепотой. Лю ди никак не хотят расстаться с тем древним

Обещанием, что слепые прозреют. Еще совсем недавно мы были свидетелями

Возродившихся обманутых надежд, будто наука возвратит слепым зрение. В таких

Вспышках несбыточных надежд оживают в сущности ветхие пережи тки глубокой

древности и жажда чуда. Не в них новое слово нашей эпохи, которая, "как сказано,

Располагает тремя родами оружия: общественной профилактикой, социальным

Воспитанием и общественным трудом слепых - вот те три практических кита, на

Которых с тоит современная наука о слепом человеке. Все эти формы борьбы наука

Должна завершить, доведя до конца то здоровое, что создали в этом направлении

Прежние эпохи. Идея профилактики слепоты должна быть привита огромным народным

Массам. Необходимо также ликвидировать изолированно-инвалидное воспитание слепых

И стереть грань между специальной и нормальной школой: воспитание слепого

Ребенка должно быть организовано как воспитание ребенка, способного к

Нормальному развитию; воспитание должно действитель но создать из слепого

Нормального, социально полноценного человека и вытравить слово и понятие

"дефективный" в приложении к слепому. И наконец, современная наука должна дать

Слепому право на общественный труд не в его унизительных, филантропически-инв

Алидных формах (как он культивировался до сих пор), а в формах, отвечающих

Истинной сущности труда, единственно способного создать для личности необходимую


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: