попыткой создать планомерное воспитание всякого слепого. Эта была великая эпоха
в истории слепых. Но верно говорил Петцельд: "Сам факт, что было возможным
Ставить количественно вопр ос о дееспособности оставшихся чувств у слепого и их
В этом смысле экспериментально исследовать, Указывает в принципе на тот же
характер состояния проблемы, который был присущ древности и средним векам" (A.
Petzeld, 1925, с. 30). В эту же эпоху Дюфур советовал из слепых делать кормчих.
Эта эпоха пыталась подняться над односторонностью Древности и средних веков,
Впервые соединить обе идеи о слепоте - отсюда необходимость (из слабости) и
Возможность (из силы) воспитания слепых; но тогда не сумели со единить их
Диалектически и представляли связь силы и слабости чисто механически.
Наконец, наша эпоха понимает проблему слепоты как социально-психологическую и
Имеет в своей практике три рода оружия для борьбы со слепотой и ее
Последствиями. Правда, и в наше время нередко всплывают мысли о возможности
|
|
Прямой победы над слепотой. Лю ди никак не хотят расстаться с тем древним
Обещанием, что слепые прозреют. Еще совсем недавно мы были свидетелями
Возродившихся обманутых надежд, будто наука возвратит слепым зрение. В таких
Вспышках несбыточных надежд оживают в сущности ветхие пережи тки глубокой
древности и жажда чуда. Не в них новое слово нашей эпохи, которая, "как сказано,
Располагает тремя родами оружия: общественной профилактикой, социальным
Воспитанием и общественным трудом слепых - вот те три практических кита, на
Которых с тоит современная наука о слепом человеке. Все эти формы борьбы наука
Должна завершить, доведя до конца то здоровое, что создали в этом направлении
Прежние эпохи. Идея профилактики слепоты должна быть привита огромным народным
Массам. Необходимо также ликвидировать изолированно-инвалидное воспитание слепых
И стереть грань между специальной и нормальной школой: воспитание слепого
Ребенка должно быть организовано как воспитание ребенка, способного к
Нормальному развитию; воспитание должно действитель но создать из слепого
Нормального, социально полноценного человека и вытравить слово и понятие
"дефективный" в приложении к слепому. И наконец, современная наука должна дать
Слепому право на общественный труд не в его унизительных, филантропически-инв
Алидных формах (как он культивировался до сих пор), а в формах, отвечающих
Истинной сущности труда, единственно способного создать для личности необходимую