Особенностью. Верно обратное: повышенное развитие этих процессов в поведении
Слепого - частный случай общего закона. Уже в инстинктивных, т. е. простейших,
Формах поведения мы встречаемся с обеими особенно стями, которые описали выше
Как основные черты психики слепого: с целенаправленностью психологических актов
И их нарастанием при наличии препятствий. Так что и направленность на будущее не
Составляет исключительной принадлежности психики слепого, а яв ляется общей
Формой поведения.
И. П. Павлов, изучая самые элементарные условные связи, наткнулся в
Исследованиях на этот факт и описал его, назвав рефлексом цели. Этим
Парадоксальным с виду выражением он хочет указать на два момента: 1) на то, что
Эти процессы протекают по типу реф лекторного акта; 2) на то, что они направлены
На будущее, в связи с которым и могут быть поняты. Остается прибавить, что не
Только конечная точка и ведущие к ней пути развития общие у слепого и зрячего,
|
|
Но и главный источник, из которого это развитие черпает свое содержание, один и
Тот же у обоих--язык. Мы уже привели выше мнение Петцельда, что и менно язык,
Пользование речью есть орудие преодоления последствий слепоты. Он же установил,
Что процесс пользования речью принципиально одинаков у слепых и у зрячих: он
разъяснил при этом теорию суррогатных представлений Ф. Гитшманна: "Красное для
Сле пого, - говорит он, - такое же отношение значения, как и для зрячего, хотя
Это для него может быть только предметом значения, а не восприятия. Черное и
Белое в его понимании такие же противоположности, как и у зрячего, и их
Значимость как отношений об ъектов тоже не меньшая... Язык слепых, если
Допустить фикцию, был бы совершенно другим только в мире слепых. Дюфур прав,
Когда говорит, что язык, созданный слепыми, мало походил бы на наш. Но мы не
можем согласиться с ним, когда он говорит: "Я видел, что в сущности слепые
думают на одном языке, а говорят на другом" (A. Petzeld, 1925).
Итак, главный источник, откуда компенсация черпает силы, оказывается опять
Одним и тем же у слепых и зрячих. Рассматривая процесс воспитания слепого
Ребенка с точки зрения учения об условных рефлексах, мы пришли в свое время к
Следующему: со стороны физиологической нет принципиальной разницы между
Воспитанием слепого и зрячего ребенка. Такое совпадение не должно нас удивлять,
Так как мы заранее должны были ожидать, что физиологическая основа поведения
Обнаружит ту же структуру, что и психологическая надстройка. Так с двух разных