Нельзя считать каким-то исключительным свойством психики слепого, его

Особенностью. Верно обратное: повышенное развитие этих процессов в поведении

Слепого - частный случай общего закона. Уже в инстинктивных, т. е. простейших,

Формах поведения мы встречаемся с обеими особенно стями, которые описали выше

Как основные черты психики слепого: с целенаправленностью психологических актов

И их нарастанием при наличии препятствий. Так что и направленность на будущее не

Составляет исключительной принадлежности психики слепого, а яв ляется общей

Формой поведения.

И. П. Павлов, изучая самые элементарные условные связи, наткнулся в

Исследованиях на этот факт и описал его, назвав рефлексом цели. Этим

Парадоксальным с виду выражением он хочет указать на два момента: 1) на то, что

Эти процессы протекают по типу реф лекторного акта; 2) на то, что они направлены

На будущее, в связи с которым и могут быть поняты. Остается прибавить, что не

Только конечная точка и ведущие к ней пути развития общие у слепого и зрячего,

Но и главный источник, из которого это развитие черпает свое содержание, один и

Тот же у обоих--язык. Мы уже привели выше мнение Петцельда, что и менно язык,

Пользование речью есть орудие преодоления последствий слепоты. Он же установил,

Что процесс пользования речью принципиально одинаков у слепых и у зрячих: он

разъяснил при этом теорию суррогатных представлений Ф. Гитшманна: "Красное для

Сле пого, - говорит он, - такое же отношение значения, как и для зрячего, хотя

Это для него может быть только предметом значения, а не восприятия. Черное и

Белое в его понимании такие же противоположности, как и у зрячего, и их

Значимость как отношений об ъектов тоже не меньшая... Язык слепых, если

Допустить фикцию, был бы совершенно другим только в мире слепых. Дюфур прав,

Когда говорит, что язык, созданный слепыми, мало походил бы на наш. Но мы не

можем согласиться с ним, когда он говорит: "Я видел, что в сущности слепые

думают на одном языке, а говорят на другом" (A. Petzeld, 1925).

Итак, главный источник, откуда компенсация черпает силы, оказывается опять

Одним и тем же у слепых и зрячих. Рассматривая процесс воспитания слепого

Ребенка с точки зрения учения об условных рефлексах, мы пришли в свое время к

Следующему: со стороны физиологической нет принципиальной разницы между

Воспитанием слепого и зрячего ребенка. Такое совпадение не должно нас удивлять,

Так как мы заранее должны были ожидать, что физиологическая основа поведения

Обнаружит ту же структуру, что и психологическая надстройка. Так с двух разных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: