Прямое и резкое противоречие в ряде пунктов. Самое замечательное в проделанной
Нами работе, мне кажется, то совпадение, которое всякий раз обнаруживалось между
Выводами, сделанными на основании наших предпосылок, с одной стороны, и
Положениями, к которым приходит научное исследование вопроса и передовая
Педагогическая мысль во всех странах, - с другой. Это совпадение убеждает лишний
Раз в правильности занимаемых нами позиций и позволяет обобщить и свести в
Систему все то прогрессивное и жизнеспособное, что дает в этой области мировой
Опыт.
Прежде чем перейти к изложению самих принципов социального воспитания
Глухонемых детей, следует остановиться на некоторых исходных научных
Предпосылках новой системы. Предпосылки касаются психофизиологических
Особенностей глухонемого ребенка и процесс а его воспитания. Всякий физический
Недостаток - будь то слепота или глухота - не только изменяет отношение ребенка
|
|
К миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект
Реализуется как социальная ненормальность поведения. Ра зумеется, что слепота и
Глухота сами по себе факты биологические и ни в коей мере не социальные. Но
Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами самими по себе,
Сколько с их социальными последствиями. Когда перед нами слепой ребенок в
Качестве объекта воспитания, тут приходится иметь дело не столько со слепотой
Самой по себе, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого ребенка
При вхождении его в жизнь. Ведь его сношения с окружающим миром начинают
Протекать по иному, ч ем у нормальных людей, руслу.
Слепота или глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого
Или глухого ребенка, и. указанный порок ощущается им лишь опосредованно,
Вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. Что же
Означает сам по себе д ефект слуха? Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота
Не означают ничего иного, как только отсутствие одного из путей для образования
Условных связей со средой. Эти органы - глаз, ухо, называемые в физиологии
Рецепторами или анализаторами, а в пс ихологии - органами восприятия или внешних
Чувств, воспринимают и анализируют.внешние элементы среды, разлагают мир на его
Отдельные части, на отдельные раздражения, с которыми связываются наши
Целесообразные реакции. Все это служит наиболее точном у и тонкому
Приспособлению организма к среде.
Русская физиологическая школа, школа И. П. Павлова, установила при помощи