Отнестись к традиционным приемам обучения глухонемых, но и вступить с ними в

Прямое и резкое противоречие в ряде пунктов. Самое замечательное в проделанной

Нами работе, мне кажется, то совпадение, которое всякий раз обнаруживалось между

Выводами, сделанными на основании наших предпосылок, с одной стороны, и

Положениями, к которым приходит научное исследование вопроса и передовая

Педагогическая мысль во всех странах, - с другой. Это совпадение убеждает лишний

Раз в правильности занимаемых нами позиций и позволяет обобщить и свести в

Систему все то прогрессивное и жизнеспособное, что дает в этой области мировой

Опыт.

Прежде чем перейти к изложению самих принципов социального воспитания

Глухонемых детей, следует остановиться на некоторых исходных научных

Предпосылках новой системы. Предпосылки касаются психофизиологических

Особенностей глухонемого ребенка и процесс а его воспитания. Всякий физический

Недостаток - будь то слепота или глухота - не только изменяет отношение ребенка

К миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект

Реализуется как социальная ненормальность поведения. Ра зумеется, что слепота и

Глухота сами по себе факты биологические и ни в коей мере не социальные. Но

Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами самими по себе,

Сколько с их социальными последствиями. Когда перед нами слепой ребенок в

Качестве объекта воспитания, тут приходится иметь дело не столько со слепотой

Самой по себе, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого ребенка

При вхождении его в жизнь. Ведь его сношения с окружающим миром начинают

Протекать по иному, ч ем у нормальных людей, руслу.

Слепота или глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого

Или глухого ребенка, и. указанный порок ощущается им лишь опосредованно,

Вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. Что же

Означает сам по себе д ефект слуха? Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота

Не означают ничего иного, как только отсутствие одного из путей для образования

Условных связей со средой. Эти органы - глаз, ухо, называемые в физиологии

Рецепторами или анализаторами, а в пс ихологии - органами восприятия или внешних

Чувств, воспринимают и анализируют.внешние элементы среды, разлагают мир на его

Отдельные части, на отдельные раздражения, с которыми связываются наши

Целесообразные реакции. Все это служит наиболее точном у и тонкому

Приспособлению организма к среде.

Русская физиологическая школа, школа И. П. Павлова, установила при помощи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: