Нельзя. Важно выяснить, что же дает точку опоры для всестороннего развития
Ребенка. Мне кажется, совершенно определенная задача выделения, вскрытия и
Анализа тех процессов, которые в самом детском развитии должны явиться точкой
Опоры, над которой следует работать, имея дело с отсталыми ребятами в
Политехнической школе.
Описывая, как происходит замещение одних функций другими, я указывал на то,,
Что мы имеем дело с неизбежными общими процессами максимального использования
Всех возможностей. Если этот неизбежный путь развития используется в широкой
Степени умственно о тсталыми детьми, то, значит, этот путь развития необходим и
Вопрос о том, возможно ли политехническое обучение умственно отсталого ребенка и
Есть ли у него возможности, которые делают это обучение реальным, не является
Утопичным.
Говоря о том, что прежняя ориентировка лечебной педагогики на тренировку
Преимущественно элементарных функций должна быть заменена умственным развитием
|
|
Высших функций в силу максимальной их воспитуемости, я имел в виду те высокие
Требования, которые п редъявляются политехническим воспитанием.
Если возникает опасение, нужно ли делать упор, ставку на развитие высших
Функций за счет элементарных, то можно спросить: какой результат получала школа,
Когда шла исключительно по линии тренировки элементарных процессов, полагая, что
Только в этой области ребенок способен развиваться? Стоит назвать догму
Наглядности, которая выдвигается потому, что умственно о тсталый ребенок мало
Способен к развитию отвлеченного мышления и из-за этого обнаруживает тенденцию к
Мышлению образному и конкретному. Должны ли мы, как это делала прежняя
Традиционная школа, воспитывать только на наглядности, т. е. идти по линии наи
Меньшего сопротивления из-за того, 'что умственно отсталый ребенок достигает
Малых успехов в области отвлеченной? Мы должны все внимание направить на то,
Чтобы вскрыть и преодолеть недостаток там, где он оказывается наиболее
Болезненным.
Результаты исследований последних 10 лет, применение сенсо-моторного метода
М. Монтессори показали: даже там, где у нормального и умственно отсталого
Ребенка имеет место тренировка элементарных функций, их развитие совершается за
Счет высших; когда в результате тренировки повышается чувствительность обоняния,
То у ребенка возникает более внимательная установка, более тщательный анализ.
2.
В жизни нашей вспомогательной школы (для умственно отсталых детей) новый