Программы вспомогательной школы, построенные на основе последней редакции
Программ ГУСа для городских школ I ступени. Завершена многолетняя работа,
Направленная к сближению общей и специальной школы, вернее, к внесению в
Специальную школу общих начал нашего социального воспитания и к перестройке
Последней на этих началах. Эта задача большой принципиал ьной и практической
Важности разрешена программами, которые вовлекают вспомогательную школу в русло
общепедагогического творчества. "Общие цели и задачи, стоящие перед единой
трудовой школой, являются вместе с тем целями и задачами вспомогательной шко лы"
(Программы вспомогательной школы, 1927, с. 7) - эта формулировка совершенно
Четко дает ответ на вопрос о характере вспомогательной школы. Общие принципы
Построения программы-те же, что и программ нормальной школы; ближайшая цель
Вспомогательной шк олы совпадает с ближайшей целью нормальной школы I ступени,
поскольку она стремится воспитать коллективиста, "дать самые необходимые для
|
|
Трудовой деятельности и культурной жизни навыки и знания и пробудить, в детях
живой интерес к окружающему" (там же): Программы заслуживают того, чтобы о них
Говорить особо и обстоятельно.
Прежде всего несколько слов о сближении вспомогательной школы с нормальной.
Во многих странах тенденция к такому сближению сказывается отчетливо. Пусть
Умственно отсталые дети учатся дольше, пусть они научатся меньшему, чем
Нормальные дети, пусть, наконец, их учат по-иному, применяя особые методы и
Приемы, приспособленные к своеобразным особенностям их состояния, но пусть они
Учатся тому же, что и все остальные дети, п усть получат такую же подготовку к
Будущей жизни, чтобы потом участвовать в ней в какой-то мере наравне с
Остальными. Так наиболее просто можно выразить эту тенденцию. Главнейший довод
За то, чтобы перед вспомогательной школой были поставлены в общем те же задачи,
Что и перед нормальной, - это установленный и проверенный факт работоспособности
огромного большинства учащихся (90%), окончивших вспомогательную школу. Они
Могут участвовать в общественном труде, и не только в низших его формах, как глу
Боко отсталые дети (имбецилы), но и в индустриальном, сельскохозяйственном,
Ремесленном труде. Какое же можно дать иное воспитание этим будущим строителям и
Трудящимся, кроме общего социального воспитания, которое получают все остальные
дети в стране?! Правда, к общим целям ученики вспомогательной школы должны быть