Педагогическое обращение с детьми строила как с единым, однородным целым, без
Выделения более отдаленных и более слабых звеньев, которые в первую очередь
Могли быть порваны и лик видированы.
Действительное развитие проблемы всеобуча и политехнизма в отношении
Умственно отсталых детей должно составить тему особого исследования. Я считаю,
Что сейчас возможно и нужно ограничиться указанием на то, что сделанные в общей
Форме выводы, которые с теоретической стороны перестраивают традиционный
Педагогический подход к умственно отсталому ребенку, теснейшим образом связаны с
Актуальными конкретными задачами, стоящими перед нашей школой сегодня. Но
Провести эту связь-задача отдельного исследован ия, которое мне одному не под
Силу.
Итак, является ли принцип компенсации единственным принципом, определяющим
Своеобразие и основные закономерности развития умственно отсталого ребенка? Нет,
Это не единственный, а один из многих принципов, и само собой разумеется, что
Полная и всесторонняя его оценка и полное его развертывание возможны только в
Ряду и в системе других моментов, характеризующих ра звитие в целом.
Спрашивается: является ли он главным, определяющим? Смотря о чем идет речь. Если
Об определенной точке зрения, о которой я говорил во введении, т. е. о том,
Чтобы виталистическую установку исследования переменить на позитивную, то вопр
Ос компенсаторного метода имеет определяющее значение. И с этой точки зрения
Принцип компенсации нуждается в отграничении от субъективно-психологических
Моментов, что уже было сказано и о чем придется говорить и дальше, прорабатывая
Вопросы, связанные с этой проблемой.
Является ли этот принцип главным организующим принципом в работе? Разумеется,
Нет. Это момент, указывающий на характер развития, на категорию процессов
Отсталого ребенка, который имеет своеобразные закономерности, течение и судьбу.
Значит ли это, что непосредственной задачей педагогики является изучение
Компенсаторных процессов? Я уже говорил, что сами по себе эти процессы могут
Быть как основанием для выравнивания, так и источником ряда новых патологических
Симптомов. И поэтому, я думаю, этот при нцип в его общем виде является
Бессодержательной формой. Когда мы говорим о педагогике и о трудовых процессах,
Взятых в аспекте политехнизма, он становится главным и основным принципом всей
Воспитательной работы. Но можно ли утверждать, что развитие у мственно отсталого