Вследствие психопатии, была предопределена и обречена на беспризорность. Только
О детях, число которых ничтожно, делается осторожная оговорка.
На том же конгрессе в чисто теоретическом докладе "О дефектах воли с точки
зрения нормальной психологии" впервые со всей решительностью отвергается
Концепция moral insanity как душевной болезни. Докладчик говорил, что всякий
Раз, когда речь идет о нед остатке воли, выражающемся в выпадении тех или иных
Ценностей или оценок, например мотивов поведения, причину надо искать не во
Врожденном дефекте воли или извращении отдельных функций, но в среде и
Воспитании, которые не установили требуемых оценок. Докладчик отмечал, что moral
Insanity следует понимать не как извращение чувств, но гораздо проще - как
Недостаток нравственного воспитания индивида. По мнению докладчика, иногда не
Стали бы выдавать эти проявления за душевную болезнь, если бы состави ли сводку
всех тех выпадений "мотивов ценности", которые встречаются у нормальных людей.
Один "невосприимчив" к эстетическим ценностям, другой к общественным и т. д., т.
Е. каждый индивид имеет свою moral insanity. В последнее время (1927) в защиту
По добного же понимания этической дефективности выступил М. Вертгаймер, один из
Основоположников популярного в современной психологии направления - структурной
Психологии. Это психологическое течение исходит из целостного понимания
Психической жизни и пс ихического развития. Психологическое явление представляет
Всегда, согласно этому взгляду, не простую сумму отдельных частей или составных
Элементов, но единое целое, имеющее свои закономерности и свойства, не выводимые
из законов и свойств элементов. Это целое определяет свои части, а не наоборот;
Это целое, по типу которого строится всякий психический процесс, называют
Образом или структурой (Gestalt). Поэтому при изучении следует исходить от
Целого, а не от частей.
Теория целостного подхода к изучению психологии привела ее сторонников к
Необходимости понимать ребенка в связи со средой.
Напомним, что и у нас принципом целостного подхода мотивировалось требование
Изучать ребенка, не отрывая его от среды, в которой он растет и развивается. В
Частности, подобного же подхода к морально дефективному ребенку придерживается
Проф. С. С. Моложавый2, и другие. Ребенок, принадлежащий к определенному
Психопатическому типу, говорит Моложавый, проявляет грубость, небрежность,
Эгоизм, направленность всех интересов на удовлетворение элементарных