Указывающий на глубоко отсталого ребенка, у которого зрительная память была
Развита настолько, что он, не умея читать, оказался способен выполнять такие
Опыты: перед ним раскладывали записки с именами довольно большого числа
Изображенных на карточках лиц. Записка лежала перед каждым изображением. Затем
Записки перемешивались и ребенок по начертанию слов снова раскладывал их так,
Как было нужно. И все же, несмотря на колоссальную зрительную память, этот
Ребенок не мог научиться читать, потому что запомнить, усвоить буквы, связать их
Со звуками и т. д. оказал ось ему не под силу. Способность усвоения у него была
Ничтожна.
Возникает новая идея в теперешнем учении - дать двойственную или даже
Тройственную характеристику: характеристику практического интеллекта,
Практических данных и способов их использования. Одним словом, вместо общего
Определения слабоумия пытаются опр еделить, во-первых, в чем оно выражается,
|
|
Во-вторых, ответить на вопрос, как ребенок сам пытается бороться с этим
Явлением, и в-третьих, по какому пути должна пойти школа для борьбы с
Недостатками, которыми страдает тот или иной ребенок.
Какие же педагогические выводы диктует новый подход к исследованию? Позволю
Показать это на конкретном примере работы вспомогательной школы. Мы прекрасно
Знаем, что слабоумные дети отличаются недостаточным развитием абстрактного
Мышления и поэтому их обучение опирается на наглядные средства. Однако наглядное
Обучение развивает у этого ребенка только наглядное мышление и культивирует его
Слабости. Ни один из современных педагогов не оспаривает того, что наглядный
Метод обучения может занять во вспо могательной школе основное место, но,
Учитывая мыслительную слабость ребенка, необходимо сформировать у него некоторые
Основы абстрактного мышления, опираясь на наглядный материал, иначе говоря,
Продвинуть вперед общую линию развития умственно отстало го ребенка. В
Современной педагогике (даже в странах, наименее склонных к революционной
Педагогике) начинает прокладывать дорогу принцип: во вспомогательной школе надо
Развивать мышление детей, вырабатывать у них общественные понятия, и делать это
Нео бходимо на основе наглядного материала.
Таким образом, если резюмировать практические выводы из сообщенного, то можно
Сказать: вся разница между новой и старой практикой заключается не в том, что
Новая отрицает старые положения, а в том, что она идет дальше. Если раньше