Примитивность как степень минимального культурного развития ребенка. Разрешите

Привести пример детской примитивности, заимствованный мною у А. Е. Петровой,

Которая исследовала это явление в кл инике М. О. Гуревича. Исследовался ребенок,

Глубоко отсталый в приспособительных реакциях. Он побывал во многих детских

Учреждениях и оттуда был направлен в психиатрическую больницу с подозрением на

Психическое заболевание. В больнице не нашли психиче ского заболевания, и

Ребенок попал на исследование в клинику Гуревича. Ребенок-девочка, татарка,

Которая в раннем детстве сменила один неокрепший язык на другой, научилась

Понимать говоривших на этом языке, но совершенно не была приучена мыслить на

Нем. Девочка не привыкла к тому, чтобы на основании одних слов можно было делать

Какой-то вывод. Психолог ставит перед ней ряд мыслительных задач, предъявляя их

В одних случаях практически, в других словесно. При постановке практических

Задач исследуемая давала положительные результаты. На словесные задачи

Реагировала полным непониманием, неумением мыслить. Скажем, этой девочке

говорят: "Моя тетя выше меня, а мой дядя еще выше, чем тетя. Дядя выше меня или

нет?" Девочка отвечает: "Я не знаю. Как я могу сказать, выше ли дядя, когда я

его никогда не видела". И на все вопросы она отвечает таким же образом: раз она

Своими глазами не видела, она не может ничего сказать. Она не представляет себе,

Что на основе двух словесных положений можно словесным же путем вывести третье

Положение. Это для нее невозможно. Ребенок задержан в культурном развитии, в

Развитии словесного мышления, но не дебил, хотя внешне похож на дебила: он плохо

Рассуждает, дает нелепые ответы, отказывается совершить простую мысли тельную

Операцию. Но мы впали бы в грубую ошибку, если бы подумали, что девочка не умеет

Сделать вывода на основе практических данных.

Позвольте подвести итог: в области понимания детской одаренности и таких

Отрицательных ее сторон, как детская трудная обучаемость и дефективность, сейчас

Происходит глубокий пересмотр старых представлений.

Старое представление об одаренности как о единой функции отпадает, и на его

Место ставится новое утверждение относительно функциональной сложности ее

Отдельных форм. Поэтому я думаю, что правильнее всего закончить эту беседу

Указанием на то, какую форму психологического исследования следует избрать при

Изучении дебильности. На консультацию приводят ребенка, который, по подозрению

Педагогов, является умственно отсталым. Рань ше обычно убедились бы, что ребенок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: