Вкладывается сейчас ни в одну из существующих характерологических систем, оно

Чрезвычайно изменяется под влиянием среды, вот почему опасно приклеивать к

системам при данном состоянии науки жесткие "паспорта". Несовершенство этой

Точки зрения, как и всякой статической, а не динамической, в том, что она

Бессильна разрешить вопросы происхождения, развития, течения и вынуждена

Ограничиться констатированием, собиранием, обобщением и классификацией

эмпирических данных, не зная истинной природы изучаемых явлений. "...Если бы

Форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука

была бы излишня..."- писал К. Маркс (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. II,

с. 384). Поэтому точка зрения, довольствующаяся формой "проявления вещей", т. е.

одними эмпир ическими данными без анализа их "сущности", есть ненаучная точка

Зрения. Такая теория всегда роковым образом начинает с конца. Напрасно поэтому

Характерология от Гиппократа (2) и до Кречмера бьется над классификацией как над

Основной проблемой характе ра. Классификация только тогда может быть научно

Состоятельной и плодотворной, когда она основана на существенном признаке

Разносимых по отдельным классам явлений, т. е. когда она заранее предполагает

Знание сущности явлений. Иначе классификация по не обходимости будет

Схоластическим распределением эмпирических данных. И таковы именно почти все

классификации характеров. Но "сущность вещей" есть диалектика вещей, и она

Раскрывается в динамике, в процессе движения, изменения, становления и

Уничтожения, в изучении генеза и развития.

Характерология - историческая и современная - напоминает состояние

Биологических наук до Ч. Дарвина. Научная мысль пыталась учесть и упорядочить,

Внести систему и смысл в огромное многообразие растительных и животных форм, но

Она не владела ключом к постижению этого многообразия; она принимала его как

Факт, как данное, как непреложное свидетельство сотворения всег о сущего. Ключ к

Биологии оказался в эволюции, в идее естественного развития живых форм. Так же,

Как биология началась с происхождения видов, психология должна начинаться с

Происхождения индивидов. Ключ к происхождению индивидов - условный рефлекс. Ес

Ли Дарвин дал биологию видов, то И. П. Павлов дает биологию индивидов, биологию

Личности. Механизм условного рефлекса раскрывает динамику личности, показывает,

Что личность возникает на основе организма как сложная надстройка, создаваемая

Внешними усл овиями индивидуальной жизни. Именно это учение окончательно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: