Изменчивости, перегруппировки структурных отношений. Эти задачи наталкиваются на
Твердость и неподвижно сть однажды возникшей структуры, с одной стороны, и на
Недостаточную подвижность психических систем-с другой. Отсталый ребенок
Обнаруживает гораздо более прочные, косные и замкнутые в себе структуры, чем
Нормальный. Эта же недостаточная подвижность пс ихических систем должна привести
К тому, что образование слабых изменчивых структур будет затруднено.
Мы видели, что недостаточная дифференцированность личности отсталого ребенка
Равняет его с нормальным ребенком более младшего возраста, а, как известно,
Конкретность и примитивность мышления составляют отличительные свойства младшего
Возраста. Трудности, которые обнаруживает слабоумный ребенок в области
Абстрактного мышления, сохраняются, однако, и в том возрасте, когда нормальный
Ребенок уже оставляет позади себя конкретность и примитивность мышления.
|
|
Конкретность мышления слабоумного ребенка означает, что каждая вещь и каждое
Событие получают для него свое значение, т. е. определенную ситуацию. Он не
Может выделить их как самостоятельные части независимо от ситуации. Поэтому
Абстрагирование, т. е. образова-ние группы и обобщение ее на основании
Известного существенного родства между предметами, крайне затруднено у ребенка.
По своей сути абстракция требует некоторого отграничения от ситуации, которая
Целиком связывает отсталого ребенка. Особенно трудны д ля него обобщения,
Требующие наибольшего отвлечения от ситуации и располагающиеся в связях
Фантазии, понятий и ирреальности. Самой существенной чертой этих детей Левин
Считает отсутствие фантазии. Это не означает, что они лишены представлений. Дети
Часто обладают хорошей памятью на конкретные факты. Но вместе с тем их мышление
Лишено воображения, так как в нем отсутствует т а подвижность, которая требуется
В качестве предпосылки для всей деятельности воображения. Исследования фантазии
Слабоумных детей с помощью тестов Г. Роршаха целиком подтверждают ее бедность.
Абстрактное мышление, как и воображение, требует особенной текучести и
Подвижности психологических систем, и естественно поэтому, что обе эти области
Особенно недоразвиты у слабоумного ребенка.
Остановимся еще на одном вопросе, непосредственно относящемся к центральной
Проблеме нашего исследования, именно на проблеме восприятия умственно отсталого
Ребенка. Недостаточная дифференцированность психологических систем у отсталого