Олигофренического дефекта.
Л. С. Выготский впервые в истории психологии и дефектологии дал глубокое
Психолого-педагогическое определение сущности инфантилизма, состоящей в
Нарушении темпа качественной перестройки психических функций (мышления,
Внимания, памяти, моторики), при к отором психика ребенка сохраняет организацию
Более, раннего возраста. При этом запаздывает формирование сложных
Опосредованных форм поведения, образуется недоразвитие личности, что ведет к
Нарушению всех видов произвольной деятельности. Дети с ЗПР, бу дучи поставлены в
Условия обучения и воспитания с учетом этиопатогенеза и структуры их дефекта,
Достигают, в противовес умственно отсталым детям, высокого уровня образования.
Исследование, названное Выготским "естественной историей знака", которое
Проводилось Н. Г. Морозовой под его руководством, легло в основу работ по
Развитию игровой деятельности аномальных детей, по овладению значением слова,
|
|
Грамматическим строем, зна чением и смыслом письменной речи глухими школьниками.
В настоящем томе Собрания сочинений изложены теоретические позиции Выготского
И соответствующие им коррекционные принципы на примерах умственной отсталости,
Глухоты, слепоты. Работ, касающихся других аномалий, в литературном наследстве
Выготского не о бнаружено. Однако известно, что И. И. Данюшевский совместно с
Выготским положили начало существованию в ЭДИ клиники речи, где изучались
Вопросы, подготавливающие коренную перестройку логопедии. Клиника стала
Прототипом сети школ для детей с тяжелыми н арушениями речи. Развитие этой
Области дефектологии осуществлялось при активном участии Р. Е. Левиной. Большую
Роль в становлении советской логопедии сыграло предвидение Выготским роли
Фонологического учения для понимания основ патологии речи у детей. В частности,
Оно привело к пересмотру взглядов на природу нарушений чтения и письма. Идеи
Выготского о планирующей роли речи продуктивно использованы в построении теории
Заикания. Организованное в ЭДИ под руководством Данюшевского комплексное
Изучение трудновоспитуемых детей, их обучение и воспитание были теснейшим
Образом связаны с теоретическими положениями Выготского и проводились при его
Непосредственном участии, а также с участием М. С. Певзнер, В. Ф. Шмидт, В. С.
Гешелйной, В. М. Торбек и других сотрудников ЭДИ.
Теоретический анализ процесса умственного развития аномальных детей всегда