Обучения в разв итии нашли свое блестящее раскрытие при разработке проблем
Трудного детства. Вместе с тем это обогащало общую, детскую и педагогическую
Психологию, служило источником для новых гипотез и для углубления общих
Теоретических представлений. Такие работы В ыготского по дефектологии, как
"Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства", "Проблема
умственной отсталости" (1935), представляют собой прямой и непосредственный
Вклад в общепсихологическую теорию.
Нельзя понять глубокого интереса Выготского к проблемам детской и возрастной
Психологии, если не учесть того, что он был теоретиком и, что особенно важно,
Практиком в области аномального психического развития. На протяжении многих лет
Он осуществлял н аучное руководство рядом исследований, проводившихся в
Экспериментально-дефектологическом институте, и систематически участвовал в
Консультации детей, осуществляя и там руководящую роль. Через его консультации
|
|
Прошли сотни детей с самыми различными ан омалиями психического развития.
На руководимых Выготским конференциях подробно изучались и всесторонне
Разбирались дети различных возрастов. Их история болезни, история развития,
Обучения и воспитания, результаты комплексного изучения подробно анализировались
Выготским и дополнялись данными его личного обследования. Такой богатый материал
Позволил установить не только причины нарушений, но и потенциальные возможности
Развития аномальных детей. При этом он показывал, как при своевременном и
Правильно организованном обучении аномал ьных детей меняется проявление дефекта,
Преодолеваются и предупреждаются возможные дополнительные последствия дефекта,
Развиваются высшие психические функции. Эти разборы привлекали внимание большого
Количества врачей (психиатров и невропатологов), пс ихологов, дефектологов и
Других специалистов, студентов педагогических и медицинских вузов. Разборы не
Только проходили с глубоким, тщательным анализом данных о больном, но и
Позволяли выйти за пределы конкретного случая, подтверждая то или иное общет
Еоретическое положение.
Всю работу Выготского в этой области пронизывала идея социальной
Обусловленности специфически человеческих свойств психики. Вопреки
Биологизаторским тенденциям, отмечавшим обреченность аномальных детей,
Выготский, учитывая биологическую основу нарушен ий развития, занимал