Высших психических процессов, социальная обусловленность развития и ведущая роль

Обучения в разв итии нашли свое блестящее раскрытие при разработке проблем

Трудного детства. Вместе с тем это обогащало общую, детскую и педагогическую

Психологию, служило источником для новых гипотез и для углубления общих

Теоретических представлений. Такие работы В ыготского по дефектологии, как

"Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства", "Проблема

умственной отсталости" (1935), представляют собой прямой и непосредственный

Вклад в общепсихологическую теорию.

Нельзя понять глубокого интереса Выготского к проблемам детской и возрастной

Психологии, если не учесть того, что он был теоретиком и, что особенно важно,

Практиком в области аномального психического развития. На протяжении многих лет

Он осуществлял н аучное руководство рядом исследований, проводившихся в

Экспериментально-дефектологическом институте, и систематически участвовал в

Консультации детей, осуществляя и там руководящую роль. Через его консультации

Прошли сотни детей с самыми различными ан омалиями психического развития.

На руководимых Выготским конференциях подробно изучались и всесторонне

Разбирались дети различных возрастов. Их история болезни, история развития,

Обучения и воспитания, результаты комплексного изучения подробно анализировались

Выготским и дополнялись данными его личного обследования. Такой богатый материал

Позволил установить не только причины нарушений, но и потенциальные возможности

Развития аномальных детей. При этом он показывал, как при своевременном и

Правильно организованном обучении аномал ьных детей меняется проявление дефекта,

Преодолеваются и предупреждаются возможные дополнительные последствия дефекта,

Развиваются высшие психические функции. Эти разборы привлекали внимание большого

Количества врачей (психиатров и невропатологов), пс ихологов, дефектологов и

Других специалистов, студентов педагогических и медицинских вузов. Разборы не

Только проходили с глубоким, тщательным анализом данных о больном, но и

Позволяли выйти за пределы конкретного случая, подтверждая то или иное общет

Еоретическое положение.

Всю работу Выготского в этой области пронизывала идея социальной

Обусловленности специфически человеческих свойств психики. Вопреки

Биологизаторским тенденциям, отмечавшим обреченность аномальных детей,

Выготский, учитывая биологическую основу нарушен ий развития, занимал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: