В РФ налоговая система трехуровневая:
- федеральные – установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, НДПИ, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, гос. пошлина);
- региональные – установлены НК и з-нами соответствующих субъектов, обязательны к уплате на территории данных субъектов (налог на имущество организации, транспортный налог, налог на игорный бизнес);
- местные - установлены НК и норматив правовыми актами о НиС представительных органов МО, обязательны к уплате на территории данных МО (земельный налог, на имущество физ.лиц).
Специальные налоговые режимы (могут предусматривать особый порядок определения элементов н/о, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных НиС:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый с/х налог);
- упрощенная система н/о;
- система н/о в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
|
|
- система н/о при выполнении соглашений о разделе продукции;
- патентная система н/о
Участники нал правоотношений:
- хозяйствующие субъекты (н/п и нал агенты – лица, на к-х возложена обязанность по исчислению, удержанию у н/п и перечислению налогов в бюджет);
- государственные органы (налоговые и таможенные органы). Налоговые органы представляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов и иных обязательных платежей.
Дальнейшие мероприятия по формированию налоговой системы, содействующей достижению высоких показателей роста российской экономики, предусматривают следующие приоритеты:
1. Создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов. Успешность развития страны, в числе прочего, зависит от способности привлечь в экономику капитал, для чего необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Благоприятный налоговый режим способствует повышению рентабельности вложенного капитала, повышая тем самым относительную инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики.
2. Выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики. В настоящее время нагрузка на несырьевые сектора экономики превышает нагрузку на сырьевой сектор, что не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли. Необходимо обеспечить снижение налогового бремени в отношении этих секторов (за исключением производства подакцизных товаров) при некотором повышении нагрузки на сырьевой сектор.
|
|
3. Выравнивание налоговой нагрузки между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью. Различия в уровне налогообложения таких хозяйствующих субъектов возникают вследствие предоставления экономически неоправданных преимуществ (налоговых льгот), что создает неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков. Кроме того, необходимо исключить возможность манипулирования положениями налогового законодательства для уклонения от уплаты налогов.