double arrow

Бюджет телерадиокомпании

Расходная часть. Особенности бюджета телерадиокомпании во многом зависят от ее типа. Она может быть государственной или негосударственной (коммерческой). Все государственные компании имеют юридическое лицо государственного унитарного предприя­тия, наделенного правом ведения хозяйственной деятельности, получения доходов. Для государственной компании характерно сочетание производства информации и программ, их вещания, передачи в эфир с предпринимательской деятельностью.

Еще более это характерно для негосударственных телерадио­компаний, большая часть которых имеет статус акционерного об­щества или общества с ограниченной ответственностью. Многие из них входят в состав крупных информационных холдингов.

10'


Раздел III. Финансовая политика редакции

Одну группу негосударственных компаний составляют произ­водящие компании, сосредоточенные на производстве программ и их продаже. Ко второй группе относятся вещательные компании, передающие программы в эфир. Некоторые из них сами произво­дят часть информации и приобретают недостающее у производя­щих компаний. Но в бюджетах всех этих компаний мы увидим уже знакомые нам статьи, связанные с оплатой труда творческих и технических работников компании или радиостанции, их матери­альным поощрением и социальным развитием коллектива, а так­же статьи расходов на приобретение материалов для работы со­трудников, электроэнергии, аренду помещений и их содержание и др. Но возрастают транспортные и командировочные расходы — телевизионщикам и радиожурналистам приходится чаще выезжать на задания, нередко командами из нескольких человек. Увеличи­вается значение расходных статей, связанных с приобретением новых технических средств и их эксплуатацией: без электронной техники, компьютеров, телекамер, звукозаписывающей и воспро­изводящей аппаратуры выпуск теле- и радиопрограмм невозмо­жен. В расходной части остаются и бюджет маркетинга, который играет в формировании бюджета телерадиокомпании ту же роль, что и для газетной редакции, и отчисления налогов в федераль­ный и местный бюджеты, по соцстраху, учредителю, на страхова­ние жизни журналистов и на реализацию новых проектов.

Особенности этой части бюджета сказываются при переходе к расходам, связанным с производством программ. Здесь многое за­висит от типа компании.

В бюджете производящей компании возрастают расходы на выплату гонораров авторам, исполнителям и ведущим, приглашен­ным для подготовки теле- и радиопрограмм. Такая компания пла­нирует в своем бюджете и приобретение информации, документов, архивных материалов, старых кино- и телефильмов или права на их использование. Если телекомпания желает сама передать свою программу в эфир, то серьезной расходной статьей бюджета ста­новится приобретение времени для этого у вещательной компании.

В бюджете вещательной компании на первый план в его рас­ходной части выступают иные статьи. Важнейшие из них — приоб­ретение программ и фильмов, подготовленных производящими компаниями. К этому присоединяются расходы на приобретение информации у зарубежных и отечественных телерадиокомпаний и других СМИ. Значительных средств требует статья, связанная с оплатой сигнала передающему техническому центру. Если такая


Глава 15. Бюджет телерадиокомпании...

компания сама производит часть информации и некоторые про­граммы, то в бюджете появляется статья, определяющая выплату гонораров их авторам и исполнителям.

Заметим, что если телерадиокомпания входит в информаци­онный холдинг, то в расходную часть ее бюджета вводят отчисле­ния руководящей структуре холдинга.

Доходная часть. Характер и значение доходных статей бюджета также во многом зависят от типа телерадиокомпании. Основу до­ходной части государственной телерадиокомпании должна состав­лять государственная дотация — поступления из федерального бюд­жета. Если они недостаточны для покрытия расходов компании, то разницу закрывают, обращаясь к другим источникам доходов. Это выручка от продажи информации и программ, подготовлен­ных государственной компанией, другим компаниям. К ней при­соединяется доход от продажи той же информации зарубежным СМИ. Одной из важнейших доходных статей бюджета является выручка от публикации рекламы. Государственная компания может зани­маться и издательской деятельностью, получая доход от выпуска книжной литературы.

Иную структуру имеет доходная часть бюджета коммерческой, негосударственной компании. Важнейший источник доходов про­изводящей компании — продажа ее программ и фильмов. Среди них авторские программы — художественные, документальные, публицистические, рекламные программы и др. Нередко такая ком­пания дотируется ее соучредителями (местной администрацией, партией и др.). И если она входит в какой-либо медиа-холдинг, то получает финансовую поддержку от его руководителей.

Для негосударственной вещательной компании важнейшее зна­чение имеет доход от публикации рекламы. К нему иногда присое­диняется выручка от публикации частных объявлений — их все чаще можно увидеть в передачах даже некоторых столичных ком­паний. Определенный доход приносят продажа информации зару­бежным СМИ и перепродажа программ, приобретенных у произ­водящих компаний. Немалое значение имеет и финансовая под­держка руководящей структуры медиа-холдинга, если компания входит в его состав.

Некоторые крупные вещательные компании получают солид­ный доход от реализации своих информационных проектов. На­пример, компания НТВ — от создания системы спутникового те­левидения НТВ-Плюс.


Раздел III. Финансовая политика редакции

Основным доходом местного кабельного телевидения и про­водного радио является абонентная плата пользователей их про­граммами. До ноября 1961 г. абонентная плата взималась со всех пользователей телевизорами и радиоприемниками. После ее отме­ны была установлена надбавка на телевизоры и радиоприемники при их покупке. Сумма этой надбавки была передана в госбюджет. Абонентную плату ныне вносят только пользователи радиоточек проводного вещания. Если она будет вновь введена в России для большинства телезрителей, то станет одним из основных источни­ков доходов телекомпаний, прежде всего государственных.

Бюджет телерадиокомпании завершается, как положено, пред­ставлением прибыли — сначала балансовой, а после вычитания из этой суммы налога на нее — чистой прибыли. Или представлением дефицита.

Рекламная и ценовая политика компании. Как в газетной, так и в журнальной редакции эти показатели неразрывно связаны. Осо­бенности ценовой и рекламной политики телерадиокомпании опре­деляются тем, что ее продукция представлена на рынке не мате­риальным — бумажным, а эфирным носителем. Содержащаяся в газете и журнале информация может быть измерена площадью, которую она занимает на странице и в номере (количеством пе­чатных знаков, строк, текстовых колонок и т.п.). Теле- и радиоин­формация представлена на телеэкране или в эфире непрерывно изменяющимся изображением или звукорядом и может быть из­мерена только во времени. Поэтому ее размер определяется часа­ми, минутами или секундами. Это относится и к определению ее цены — стоимости аудиовидеоинформации, предлагаемой в фор­ме цельного произведения — программы, фильма или сюжета.

Как и в редакции печатного периодического издания, ценовая политика телерадиокомпании зависит от многих факторов: от ры­ночной конъюнктуры — соотношения спроса и предложения на теле- и радиорынках; от результатов проводимых на них марке­тинговых исследований; от особенностей целевой аудитории СМИ и др. А также от типа компании.

Цена продажи компанией—производителем программы или сю­жета регулируется спросом на подобную продукцию. Если у веща­тельной компании нет своих творческих структур, создающих про­граммы, она заинтересована получить наибольшее количество пред­ложений от производящих компаний. Только это даст ей возможность выбрать самые интересные программы, имеющие пер­спективу получить высокий рейтинг у телезрителей или радио-


Глава 15. Бюджет телерадиокомпании...

слушателей и снизить цену покупки. Если же значительная часть эфирного времени занята продукцией самой вещательной компа­нии, то при достаточном предложении она может повысить цену оставшегося времени и диктовать свои условия покупки предлага­емых ей программ. Так как количество производящих компаний значительно превышает количество вещательных компаний, меж­ду ними идет острая конкуренция за сбыт своей продукции. Веща­тельные компании оказываются в более выгодном положении и могут устанавливать на рынке свои цены.

Крупные телерадиокомпании — ОРТ, РТР, НТВ, Радио Рос­сии и другие, передачи которых принимают на всей территории нашей страны или большинства ее регионов, поддерживают по­стоянные связи с определенным кругом производящих компаний, продукция которых пользуется популярностью. Они сформирова­ли шкалу цен для приобретения нужной им информации. Процесс продажи вещательного времени здесь регулируют с помощью прайс-листов — таблиц тщательно просчитанных цен на эфирное время.

Значительную часть видеоинформации крупные вещательные телекомпании вынуждены приобретать у иностранных компаний или у организаций, специализирующихся на распространении видеопродукции в разных странах. Российские компании точно так же продают свою информацию ее зарубежным потребителям. Иногда этот процесс приобретает форму своеобразного бартерного обме­на — с учетом стоимости приобретенной продукции.

На ценовую политику телерадиокомпании влияет размер реги­она распространения ее информации. Чем он меньше, тем уже возможности ее сбыта, тем меньше у нее потенциальных покупа­телей. Компания вынуждена снижать цену своей продукции. Лишь тогда, когда она предлагает к продаже программу, сюжет или фильм, посвященные сенсационному событию, у нее появляется шанс продать их по высокой цене.

Как и в редакции печатного издания, в телерадиокомпании определяют оптимальную цену видеоаудиорекламы, связывая ее с продолжительностью ее представления в эфире. Здесь также фор­мируют и используют свою систему скидок и наценок, учитываю­щих платежеспособность рекламодателя, особенности его объяв­лений и т.п., и следят за изменениями ситуации на рекламном рынке, за уровнем цен на рекламу у компаний-конкурентов.

Особое значение получает место рекламы во времени теле- и радиовещания. За ее передачу в эфир в течение так называемого


Раздел III. Финансовая политика редакции

праймтайм — вечернего времени, когда перед телевизорами соби­рается наибольшая аудитория, рекламодатель платит многократ­ную наценку. Еще большую сумму ему приходится выплатить за размещение его рекламы в популярной развлекательной или спортивной программе, например между двумя таймами между­народного футбольного матча. Эти же особенности определяют и цену частных объявлений на телевидении и радио.

Представим несколько вариантов примерной структуры бюд­жета телерадиокомпании. Их различия связаны с типом компании.

Вариант 1. Бюджет государственной телерадиокомпании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: