Техническая база периодического издания

Уровень периодического издания, в частности его дизайна, во многом зависит от его технической базы. Она включает все техни­ческие средства, которыми пользуются сотрудники редакции в процессе подготовки и выпуска издания. Поэтому оснащение ре­дакции или компании новыми техническими средствами и обес­печение их полноценного использования стало одним из важней­ших направлений редакционного менеджмента.

Требования, которые предъявляют сейчас пользователи жур­налистской информацией к ее оперативности и достоверности, содержанию и дизайну издания, побуждают руководителей редак­ции и ее журналистов искать технические средства, которые по­могли бы обеспечить его должный уровень. Этого требует и эконо­мическая необходимость: редакция, которая оснащена новой тех­никой, имеет больше шансов победить в конкурентной борьбе уже потому, что она позволяет сотрудникам редакции экономить вре­мя и силы, требующиеся для подготовки и выпуска номеров газе­ты или телепрограмм, и одновременно повышать их качество. Это в конечном счете дает возможность уменьшать расходы, связан-

15*


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

ные с выпуском издания. При условии создания в редакции систе­мы новых технических средств.

Эта система состоит из трех частей. Первую образует техника, которой пользуется журналист в своей индивидуальной творчес­кой работе. Во вторую входят технические средства, обслуживаю­щие весь редакционный коллектив. Третью часть составляет техни­ка, используемая в редакции для выпуска номеров газеты или те­лерадиопрограмм.

Новая техника может дать в редакции ожидаемый эффект лишь при соблюдении нескольких условий. Первое из них — комплекс­ность. Она означает создание в редакции цельного комплекса раз­личных связанных между собой и взаимодополняющих технических средств. Основу этого комплекса составляет электроника. Ее до­полняет так называемая оргтехника — средства фиксации, хране­ния и размножения информации.

Не меньшее значение имеет и другое условие: соответствие новой техники возможностям редакции. Имеются в виду не только ее финансовые возможности, но и соответствие новой техники уровню профессионального мастерства сотрудников редакции, их знаниям и опыту, возможностям ее эффективного использования. Только при учете этого условия становится реальным относитель­но быстрое овладение сотрудниками новой техникой, как и по­степенное расширение и усложнение технического комплекса, ко­торым оснащается редакция.

Дополнительные возможности, которые новая техника раскры­вает перед журналистом, связаны прежде всего с использованием персонального компьютера (ПК), который находится на рабочем столе сотрудника редакции. Это в наше время основное орудие труда журналиста. ПК позволяет ему экономить свои силы и вре­мя, совмещая в своей работе несколько специальностей — публи­циста, создающего свой текст, редактора, обрабатывающего его, и машинистки, перепечатывающей материал. Таким образом, из рабочего процесса журналиста исключается ряд производственных операций, каждая из которых требовала немало времени. При ра­боте на ПК рукопись становится излишней, лишь при желании автор получит свой текст отпечатанным на бумажном листе с по­мощью принтера — печатающего устройства. Как писал болгарс­кий ученый Д. Георгиев, «результат творчества журналиста пере­ходит из его мозга прямо в мозг компьютера».


Глава 20. Менеджмент и периодическое издание

ПК позволяет журналисту создавать свою личную электрон­ную библиотеку, формировать с помощью дискет тематические или региональные досье.

Портативные ноутбуки — ПК в виде небольшого кейса — осо­бенно удобны для работы корреспондента, выехавшего из редак­ции на задание. Подключив свой ПК с помощью модема — пере­ходного устройства — к телефонной сети, корреспондент может оперативно передать свое сообщение на редакционный компью­тер. Все зарубежные корреспонденты агентства ИТАР-ТАСС и боль­шинство его внутренних собкоров пользуются ПК для передачи своих материалов в Москву.

Широкие возможности открывает ПК для работников редак­ционного секретариата. Они формируют на экране ПК очередной номер, вызывая из памяти компьютера названия хранящихся там материалов в соответствии с планом выпуска. После этого произ­водится компьютерная верстка номера: сотрудник вызывает на эк­ран варианты макетов номера или же передает наметки макетов оператору, который и верстает полосы. На экране компьютера каж­дая страница номера предстает в том виде, какой она получит в газете или журнале.

Значительное время экономится с помощью ПК в процессе моделирования издания и работы редакции, а также планирова­ния его выпусков. Важнейшие параметры издания, сконцентриро­ванные в программе, которую закладывают в ПК сотрудника сек­ретариата, позволяют ему контролировать соответствие материа­лов номера или программы, их дизайна требованиям модели. На экране своего компьютера он формирует планы очередных номе­ров, выбирая лучшие из возможных вариантов. Электронный «ка­талог» с большим экраном, установленный в секретариате, помо­гает контролировать ход формирования номера, процесс сдачи всех материалов, подготовленных журналистами редакции.

В своей творческой и организационной работе журналист пользу­ется не только ПК. Ему помогают и средства оргтехники. Дикто­фон облегчает процесс сбора информации. Фотоаппарат и видео­камера помогают собирать видеоинформацию. Мобильный теле­фон раскрывает перед ним возможность быстро связаться с редакцией и передать туда собранную информацию. Пишущая ма­шинка, если в распоряжении сотрудника редакции еще нет элек­троники, — испытанное средство фиксации информации.


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

Некоторые из средств индивидуальной работы журналиста орга­нично входят в комплекс новой техники, которой оснащается вся редакция. Так, ПК журналистов объединяются в редакционную систему компьютеров, которой пользуются все подразделения кол­лектива. Как нам известно, мощная компьютерная база раскрыва­ет возможность создания редакционного банка данных и инфор­мационно-поисковой системы. Эта база позволяет оптимизировать управление коллективом, в частности экономическое управление. Однако обращение к новой технике ставит нелегкие задачи и пе­ред руководителями коллектива. Одна из них — освоение получае­мой с помощью электроники информации, несравненно более обширной, чем прежде, а также умение постоянно анализировать ее, извлекая данные, необходимые для принятия управленческих решений.

Все большее значение приобретают новые технические сред­ства, используемые для оптимизации процесса выпуска издания. В крупных редакциях, располагающих финансовыми возможнос­тями, создают компьютерный центр, оснащенный мощной тех­никой. Здесь производят компьютерные набор и верстку номера. Если редакция приобретет «настольную типографию» — редакционно-издательский комплекс, она получит возможность изготов­лять печатные формы для печатания тиража издания на полигра­фическом предприятии.

Новая техника позволяет редакции издания, выходящего боль­шим тиражом в обширном регионе, успешно решать и проблемы, связанные с распространением. Эти возможности раскрывает де­централизация выпуска издания, тираж которого составляет сотни тысяч или даже миллионы экземпляров. Такие газеты и еженедель­ники, как «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Труд», «Известия» и др., которые читают не только в России, но и в других государствах СНГ, печатаются ныне в Москве и в других крупных городах, отстоящих от столицы на тысячи километров. На смену рассылке матриц очередного номера газеты с помощью авиа­ции пришла передача номера по сети Интернет.

Одновременно развивается обратный процесс — централиза­ции выпуска небольших местных изданий. При этом такую газету выпускают или в областной типографии, или на крупном кусто­вом полиграфическом предприятии. Ее редакция получает возмож­ность повысить уровень полиграфического исполнения своего из­дания прежде всего за счет офсетной печати. Конечно, ей придется


Глава 20. Менеджмент и периодическое издание

решить задачу, связанную с доставкой отпечатанных тиражей газеты из типографии в редакцию и дальнейшим распространени­ем издания.

Таким образом, все новые технические средства, используе­мые в редакции, образуют стройную систему. Ее элементы объеди­няются в цепочку, которая обеспечивает подготовку и выпуск изда­ния. В редакции крупного издания она может выглядеть следующим образом: оргтехника — персональный компьютер — Интернет — компьютерный центр — редакционно-издательский комплекс — офсетная печать — средства децентрализованного распростране­ния тиража. В результате технизация охватит весь процесс подго­товки и производства издания, все стороны деятельности редак­ции. А в редакции небольшого местного издания эта цепочка мо­жет приобрести следующий вид: оргтехника — персональный компьютер — Интернет — средства централизации производства номера — офсетная печать.

В каждой редакции формируется свой технический комплекс, особенности которого соответствуют особенностям издания, воз­можностям редакции и ее сотрудников. В связи с этим возрастает роль работников, занимающихся менеджментом. Именно они фор­мируют технический комплекс, которым должна быть оснащена редакция. Им предстоит определить, что наилучшим образом под­ходит для удовлетворения творческих и производственных потреб­ностей коллектива. И как обеспечить эффективное использование новой техники. Конечно, в любом случае им приходится ориенти­роваться на финансовые возможности редакции или компании.

Добиться эффективного использования новой техники можно несколькими путями. Нагружая эту технику, например, в компью­терном центре, принимая заказы со стороны, от редакций других периодических изданий. Или побудив каждого сотрудника редак­ции использовать весь свой потенциал в освоении технических средств. Прийти к этому результату не просто.

Независимо от быстрого расширения возможностей новой тех­ники, особенно с возникновением сети Интернет, главным, ре­шающим фактором в журналистике всегда остается человек — сам журналист, его творческая личность, как и творческое объедине­ние журналистов — редакционный коллектив. Техника, даже са­мая совершенная, — лишь инструмент, средство, облегчающее работу журналиста. И чтобы выявить все достоинства этого инст­румента, журналисту или другому сотруднику редакции необходимо


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

учитывать ряд факторов. Большинство из них представляют со­бой своеобразные психологические «барьеры».

Первый из них — уже известный нам эффект «исчезновения рукописи» при работе на ПК. Работа на компьютере требует от журналиста предельной творческой концентрации, интенсивнос­ти и оперативности. Он направляет окончательный вариант своего произведения в память своего ПК и на этом завершает работу.

Второй «барьер» связан с «совмещением профессий» при ра­боте на компьютере, когда журналист исполняет обязанности пуб­лициста, машинистки, редактора и сотрудника секретариата.

Возникновение третьего «барьера» объясняется относительной сложностью новой техники. Переход от блокнота, авторучки и пишущей машинки к диктофону, компьютеру, мобильнику и циф­ровому фотоаппарату для иных окажется слишком резким. Однако практика показывает, что для получения первичных навыков ра­боты с новой техникой требуется не столь уж значительное время. Большего времени и усилий потребует необходимость повышения общей культуры журналиста, без чего не удастся овладеть новой техникой и выявить все ее потенциальные возможности.

Лишь создав условия для преодоления этих «барьеров» твор­ческими, техническими и коммерческими сотрудниками редак­ции, можно продолжать укрепление ее технической базы.

Резюме

Имидж издания — его устойчивый образ, сформировавшийся у пользователя его информацией. Он играет большую роль в укреп­лении конкурентоспособности издания. На имидж издания влия­ют его модель, особенности системы его публикаций, жанровой системы и т.д. Немалое значение имеет название издания — его бренд — торговая марка, фирменное имя. Тип издания определяет выбор его названия.

Одно из направлений редакционного менеджмента — укреп­ление связей редакции и ее издания с его аудиторией. В этих целях и в новых, рыночных условиях можно использовать старые формы массовой работы редакции. Среди них — формирование редакци­онного актива и работа с ним; проведение редакционных конкур­сов на лучшие публикации и иллюстрации; встречи за «круглым столом» редакции; организация фестивалей газеты; использова­ние других методов паблик-рилейшнз. Все это позволяет расши­рить аудиторию издания. Возникают новые формы массовой работы


Глава 20. Менеджмент и периодическое издание

в том числе контакты редакции с читателями и телезрителями с использованием телефона и сети Интернет.

Не менее важную роль играет работа редакции с письмами читателей и телезрителей. Редакционная почта — один из источ­ников актуальной информации, канал обратной связи редакции с аудиторией издания. Прекращая работу с письмами, редакция пре­рывает свои связи с аудиторией.

Конкурентоспособность издания зависит также от его дизай­на — внешнего, графического «лица». Верстка и оформление газе­ты, использование в ней дополнительных цветов, особенности первой страницы издания — «витрины» номера, наличие анонса и т.п. должны привлечь и удержать внимание читателя, определить его выбор издания. Важную роль играет и дизайн телепрограммы, радиопередачи.

Дизайн издания зависит и от технической базы редакции. Ее оснащение новыми техническими средствами, создание их комп­лекса — важное направление редакционного менеджмента. Основа этого комплекса — электроника: персональный компьютер и ре­дакционная компьютерная система. Их дополняют оргтехника и технические средства подготовки печатных форм в редакции, а также распространения издания.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое имидж периодического издания? От чего он зависит и как формируется?

2. Какое значение для имиджа издания имеет его название?

3. Какую роль название издания, его бренд играют в изменении до­ходов редакции и почему?

4. Что входит в выходные сведения издания и почему?

5. Кто входит в редакционный актив и как его формируют?

6. Какие формы массовой работы редакции вы знаете?

7. Какое значение имеет работа с письмами читателей и телезрите­лей для редакции и компании?

8. Что такое дизайн периодического издания и что входит в него?

9. Как дизайн издания влияет на его конкурентоспособность?

10. Какую роль играет цветность издания в его распространении?

11. Какие варианты оформления первой страницы издания вы знаете?

12. Что входит в комплекс технических средств оснащения редакции?

13. Каковы цели и достоинства децентрализации и централизации выпуска печатных периодических изданий?


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: