Дизайн периодического издания

В немалой степени на конкурентоспособность издания влияет его дизайн (англ. design — рисунок, эскиз) — внешнее, графичес­кое «лицо».

Подобно тому, как покупатель, выбирая товар на рынке, об­ращает внимание на его упаковку, часто судя по ней о качествах товара, потенциальный читатель, решая вопрос, какую газету ему купить в киоске или выписать на почте, оценивает достоинства и недостатки его дизайна. И подобно тому, как бледная неаккурат­ная упаковка может помешать покупателю остановить свой выбор на новом высококачественном товаре, серая невыразительная «упа­ковка» газеты — неумелая верстка, мелкие заголовки публикаций и отсутствие ярких иллюстраций — способна оттолкнуть возмож­ного подписчика и побудить его выбрать другое издание.

Дизайн периодического издания зависит от четырех факторов. От профессионального уровня и вкуса журналистов, занимающихся версткой и оформлением издания, в первую очередь от его ответ­ственного секретаря. От материальной базы редакции, ее оформи­тельских, полиграфических возможностей. От наличия финансо­вых средств, необходимых для обеспечения планируемого дизайна. Наконец, от графической модели издания. Она составляет третью часть его общей модели. В ней фиксируют в виде описания все основные характеристики внешнего «лица» печатного периодического


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

издания, главные элементы его графической формы — ос­новные текстовые и титульные шрифты, размерные элементы по­лосы номера, особенности верстки, иллюстрирования, оформле­ния и др. Графическое моделирование обеспечивает постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя облика, предотвращает субъективизм и вкусовщину.

Дизайн важен не только для печатного периодического изда­ния. Немалую роль он играет и на телевидении. Продуманное офор­мление интерьера, в котором проходят ток-шоу и интервью, игра светом и цветом в игровых программах, постоянство элементов оформления ввода в программу, ее открытия и т.п. — все должно быть нацелено на привлечение и удержание внимания телезрите­ля, должно вызвать у него желание возвратиться к этой программе при ее повторе.

Можно говорить о звуковом дизайне радиопередачи или про­граммы. От использования специфических средств этого СМИ — музыки, различных шумов, постоянной звуковой заставки в нача­ле передачи и т.п. — в какой-то мере зависит его успех у слушателя.

Очень большое значение имеет начало выпуска периодическо­го издания — первая страница газетного или журнального номера, зачин телепрограммы или радиопередачи. Не случайно первую га­зетную страницу называют витриной номера. Действительно, она должна подать номер читателю «лицом», дать ему представление о всем богатстве его содержания, раздразнить его любопытство и в конце концов побудить познакомиться хотя бы с некоторыми его публикациями. Первая страница помогает читателю найти то, что его интересует и что даст ответы на волнующие его вопросы. Газет­ная практика подсказывает несколько вариантов формирования и оформления первой страницы, каждый из которых в какой-то мере отвечает предъявляемым к ней требованиям.

Для всех этих вариантов характерна постановка на первой стра­нице — в какой-либо ее части — крупного и яркого актуального фотокадра или блока фотоиллюстраций. Ведь эта страница должна визуально привлекать внимание потенциального читателя — и не только названием газеты. Иногда такая фотоиллюстрация — репортажный снимок, фотопортрет, пейзаж и др. — занимает почти всю страницу и в этом случае сопровождается лишь небольшой текстовкой, лозунгом или «цитатой дня» из выступления какого-нибудь политического деятеля или литературного источника. По этому варианту оформляется, например, первая страница ежене­дельника «Московские новости».


Глава 20. Менеджмент и периодическое издание

Другой вариант использовали оформители газеты «Известия». На первую страницу номера, кроме иллюстраций и подборки опе­ративных новостей, они выносили начала важнейших политичес­ких и экономических публикаций. Их продолжения и окончания размещались на других его страницах. Это предопределяет досто­инства и недостатки подобного варианта. Читатели могли сразу же познакомиться с важнейшими материалами газеты. Правда, чтобы дочитать их до конца, им приходилось развернуть номер, что не всегда удобно. Но обычно, начав чтение интересной статьи или репортажа, они пренебрегали этим неудобством и находили окон­чание текста на другой странице.

Можно найти множество других вариантов оформления пер­вой страницы номера. Но любому из них предъявляют несколько общих требований. Первая страница должна привлекать внимание читателя. Не следует усложнять ее верстку и оформление, иначе это может сказаться на выполнении графика выпуска и потребовать до­полнительных расходов. Ее задача — помочь читателю быстро разоб­раться в содержании номера. Среди обязательных элементов первой полосы — анонс или афишка — указатель размещения важнейших материалов на полосах. В многополосных изданиях, верстающихся в нескольких тематических блоках, такой анонс обычно печатают на первой или в начале второй страницы. Он превращается в путе­водитель, своеобразную «карту номера», облегчающую читателю поиск интересующей его рубрики и материала.

Достижению той же цели служат и некоторые другие элементы номера печатного издания, в частности колонтитулы. Такой ко­лонтитул — строку с названием газеты или журнала, номером выпуска, его датой и указанием страницы — устанавливают на­верху каждой полосы или — в другом варианте — в нижнем внеш­нем ее углу, помогая читателям находить то, что их интересует.

Ошибки в содержании и оформлении выходных сведений изда­ния могут привести к неожиданным потерям рекламы, объявле­ний и воспрепятствовать увеличению тиража издания. В этих сведе­ниях полагается указывать его учредителя, главного редактора, состав редколлегии, адрес и телефоны редакции, регистрацион­ный номер газеты или журнала, тираж, типографию, где печата­ется издание, и ее адрес, подписной индекс издания. Иногда здесь же указывают время сдачи материалов номера в печать и его соот­ветствие графику выпуска. Все чаще в выходные сведения включа­ют телефоны коммерческих структур редакции, в частности отде­лов рекламы, объявлений, распространения, экспедиции. Указа-

15-1349


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

ние этих телефонов помогает рекламодателям, распространителям издания и желающим подписаться на него в редакции.

Нередко выходные сведения разделяют на две части: информа­цию об учредителе, редакторе, составе редколлегии, адрес и теле­фоны редакции помещают на второй странице номера, осталь­ное — в конце его последней страницы.

На телевидении и радио роль первой печатной страницы но­мера играет введение к программе или передаче. Уже название те­лекомпании на телеэкране и позывные радиостанции в эфире дол­жны привлечь внимание телезрителя или радиослушателя. Это вни­мание затем концентрируется с помощью ведущего или диктора, сообщающего о содержании передачи и последовательности ее частей. Первой подается информация о главной новости дня, не­редко в конце передачи она повторяется.

С совершенствованием полиграфической техники перед спе­циалистом, занимающимся оформлением периодического изда­ния (нередко его называют дизайнером, арт-директором и т.п.) открываются новые возможности. Многие из них связаны с ис­пользованием в газете и журнале дополнительного цвета. Офсетная и глубокая печать позволяет сейчас выпускать многокрасочное издание, выделять вторым и третьим цветом важнейшие элементы содержания публикаций, их заголовки и т.п. Многоцветные иллю­страции — фотоснимки, рисунки, репродукции произведений изоб­разительного искусства поднимают процесс оформления перио­дического издания на новую ступень. Многоцветная газета и тем более журнал сами становятся своеобразными произведениями оформительского искусства.

Опыт первых многоцветных российских изданий — «Общей газеты», «Новых Известий», московского выпуска «Комсомольс­кой правды», журналов «Новое время», «Работница», «Эксперт» и другие — показывает, что они получают преимущества перед чер­но-белыми изданиями: привлекают к себе большее внимание, их конкурентоспособность повышается, особенно на первых порах. Вместе с тем переход к многоцветному изданию ставит перед его руководителями, в частности перед редакционным менеджером, ряд непростых проблем. Некоторые имеют экономический харак­тер: расходы на выпуск многоцветной газеты или журнала суще­ственно возрастают. Кроме того, оказалось, что многокрасочное оформление требует повышения уровня содержания газеты и со­ответственно улучшения организации работы ее редакции. Без этого


Глава 20. Менеджмент и периодическое издание

теряется эффект многоцветности — она может лишь подчеркнуть убогость содержания публикаций. Выяснилось также, что злоупот­ребление дополнительными цветами легко приводит к пестроте в оформлении, мешает выделению и восприятию главного. Поэтому перевод издания на многоцветность требует серьезной подготов­ки, тщательного просчета всех его последствий — организацион­ных, творческих и экономических.

Дизайн издания, его внешнее «лицо» — одна из достаточно устоявшихся его характеристик. Читатели или телезрители привы­кают к постоянной «одежде» газеты или программы и обычно нео­добрительно относятся к неожиданной и резкой ее смене. Поэтому если из-за обострения конкурентной ситуации или по другим при­чинам возникла необходимость изменения дизайна издания, то сле­дует предупредить об этом читателей или телезрителей, объяснить им основания и цели изменений. Полезно и посоветоваться с ними о возможности перемены параметров издания, периодичности его выхода, использования дополнительного цвета и т.д. Это лишь при­бавит авторитета редакции, укрепит ее связи с аудиторией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: