Тема: Особенности вероучения и культа иудаизма

Цель семинарского занятия: исследовать иудаизм как комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, рассмотрев основные направления иудаизма: 1) традиционалистское; 2) модернистское; определить место и роль религиозно-политических партий, их значение на современном этапе государства – Израиль.

Вопрос1: возникновение и формирование Танаха

Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую практику. Уже тогда его структура приняла достаточно разветвленный характер и включала в себя по меньшей мере семь основных элементов:

учение о Боге, сущности вселенной и человека;
Священное Писание;
свод религиозных законов, охватывающих также область светского права;
порядок отправления религиозного ритуала;
систему религиозных институтов;
кодекс морально-нравственных отношений;
концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения.
Явление Мессии (посланника или помазанника Бога) ассоциируется в иудаизме с наступлением Царства Божьего и восприятием всеми народами истинности единого Бога и Его универсальных законов, зафиксированных в Торе.

Священное Писание (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею; Нэвиим (Пророки) – 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) – 13 книг разнообразных религиозных жанров.

Центральная доктрина иудаизма – вера в единого Бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору.

Эллиническое влияние, особенно усилившееся после захвата Иудеи в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356-326 до н. э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившаяся в странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита – языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название Септуагинта.

В годы правления Селевкидского царя Антиоха IV Эпифана (175 – 164 гг. до н. э.) усиливаются гонения на иудейскую религию: иудеям возбранялось читать Тору на иврите, соблюдать субботу и обряд обрезания, в Иерусалимский Храм были внесены статуи греческих богов. Ответной реакцией на религиозные гонения стало восстание иудеев верных Закону Торы, во главе которых находились представители рода Хасмонеев, известные также в исторических анналах как Маккавеи. В освободительной войне иудеев против Селевкидского царства сталкивались также интересы хасидеев (правоверные иудеи) и эллинизированных жителей Иудеи (митявним). Восстание Маккавеев закончилось полным освобождением Иудеи от греческих влияний; Второй Храм был очищен от греческих богов (165 г. до н. э.). Однако короткий период политической независимости (142 г. до н. э. – 6 г. н. э.) сменяется подчинением Иудеи власти римских прокураторов.

Серьезные политические потрясения в Иудее в годы правления римских прокураторов дали толчок развитию идей первоначального христианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: