Эффективность работы предприятий отрасли сферы услуг

Рассматривая проблемы эффективности отрасли, необходимо, прежде всего, изучить результативность функционирования ее на рынке: является ли фирма лидером, середнячком или плетется в «хвосте».

Показателями, характеризующими структуру рынка товаров и услуг, являются:

– численность продавцов, действующих на данном рынке;

– доли, занимаемые различными группами продавцов на данном рынке;

– показатели уровня рыночной концентрации.

Доля продавца на рынке (Lk) отражает результаты конкуренции, она рассчитывается как отношение объема продаж i- й фирмы (Vi) к совокупному объему продаж фирм рынка (), т.е. .

Уровень рыночной концентрации определяется многими показателями. Наибольшее распространение в практике нашли два показателя:

1) коэффициент рыночной концентрации;

2) коэффициент Горфиндаля-Гиршмана.

Первый коэффициент определяется как процентное отношение объема продаж товаров определенным числом крупных продавцов, т.е. как

, , (11)

где n – число крупных фирм; Lki – процент объема продаж данной фирмы в объеме продаж рынка ; i – число крупных фирм рынка. Lpk рассчитывается для трех, четырех, шести, восьми, десяти крупных продавцов.

Коэффициент Горфиндаля-Гиршмана Lгг определяется по формуле:

, (12)

где – доля продаж i -й фирмы в квадрате.

В соответствии с различными значениями Lpk и Lгг выделяются три типа рынка:

1) Lpk < 45 %, Lгг < 1000 – нормальная концентрация, рынок низкоконцентрированный;

2) 45 % < Lpk < 70 %, 1000 < Lгг < 2000 – средняя степень концентрации, рынок умеренноконцентрированный;

3) 70 % < Lpk < 100 %, 2000 < Lгг < 10000 – высокая степень концентрации, рынок высококонцентрированный (близок к монополии).

Показателями, характеризующими барьеры входа на рынок, являются:

– коэффициент входа на рынок по средним издержкам производства :

, (13)

где Ид – средние издержки фирм, действующих на рынке; Ин – средние издержки потенциальных фирм рынка.

– коэффициент (индекс) барьера:

, (14)

где V ф – объем продаж фирмы; N ф – численность работников фирмы.

– норма входа фирм на отраслевой рынок:

, (15)

где – число вошедших за год на рынок фирм; – число действующих фирм на начало года.

– коэффициент проникновения новых фирм на рынок:

, (16)

где – объем продаж товаров и услуг вошедших фирм; – совокупный объем продаж действующих фирм.

– коэффициент выхода:

, (17)

где – количество ушедших фирм за расчетный период; – число действующих фирм на конец года.

Важно также иметь представление о рыночной власти фирм. Показателями рыночной власти фирм являются [2]:

– коэффициент Бейна;

– коэффициент Лернера;

– коэффициент Тобина;

– коэффициент Папандреу.

Расчет и анализ рыночных показателей фирмы позволит ей наметить тактику и стратегию развития и тем самым повысить эффективность своей деятельности.

Эффективность деятельности предприятий сферы услуг определяется многими технико-экономическими показателями. В общем случае под эффективностью работы фирм отрасли подразумевается отношение результатов его деятельности к затратам, направленным на достижение своих целей. Оптимизация затрат требует целеориентированного подхода. Он позволяет сопоставлять, насколько выполнены предприятием цели, поставленные первоначально. Эти цели обычно сводятся к следующему:

– выживание в конкурентной борьбе;

– лидерство в борьбе с конкурентами;

– недопущение финансовых неудач и банкротства;

– приобретение устойчивого положения и позитивного имиджа;

– рост экономического потенциала;

– рост объемов производства и продаж;

– максимизация прибыли и минимизация производственных затрат;

– снижение сроков окупаемости инвестиций;

– повышение бюджетной эффективности отрасли.

Однако следует отметить, что представления о целях развития отраслей экономики постоянно трансформируются. Меняются и представления о критериях эффективности. Так, в последнее время в практике управления значительный акцент уделяется оценке результативности, нацеленного на учет разных факторов, связанных с человеческим капиталом, учетом внешней среды и др.

Литература: [2, 9, 11, 21, 22].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: