Рассматривая проблемы эффективности отрасли, необходимо, прежде всего, изучить результативность функционирования ее на рынке: является ли фирма лидером, середнячком или плетется в «хвосте».
Показателями, характеризующими структуру рынка товаров и услуг, являются:
– численность продавцов, действующих на данном рынке;
– доли, занимаемые различными группами продавцов на данном рынке;
– показатели уровня рыночной концентрации.
Доля продавца на рынке (Lk) отражает результаты конкуренции, она рассчитывается как отношение объема продаж i- й фирмы (Vi) к совокупному объему продаж фирм рынка (), т.е. .
Уровень рыночной концентрации определяется многими показателями. Наибольшее распространение в практике нашли два показателя:
1) коэффициент рыночной концентрации;
2) коэффициент Горфиндаля-Гиршмана.
Первый коэффициент определяется как процентное отношение объема продаж товаров определенным числом крупных продавцов, т.е. как
, , (11)
где n – число крупных фирм; Lki – процент объема продаж данной фирмы в объеме продаж рынка ; i – число крупных фирм рынка. Lpk рассчитывается для трех, четырех, шести, восьми, десяти крупных продавцов.
|
|
Коэффициент Горфиндаля-Гиршмана Lгг определяется по формуле:
, (12)
где – доля продаж i -й фирмы в квадрате.
В соответствии с различными значениями Lpk и Lгг выделяются три типа рынка:
1) Lpk < 45 %, Lгг < 1000 – нормальная концентрация, рынок низкоконцентрированный;
2) 45 % < Lpk < 70 %, 1000 < Lгг < 2000 – средняя степень концентрации, рынок умеренноконцентрированный;
3) 70 % < Lpk < 100 %, 2000 < Lгг < 10000 – высокая степень концентрации, рынок высококонцентрированный (близок к монополии).
Показателями, характеризующими барьеры входа на рынок, являются:
– коэффициент входа на рынок по средним издержкам производства :
, (13)
где Ид – средние издержки фирм, действующих на рынке; Ин – средние издержки потенциальных фирм рынка.
– коэффициент (индекс) барьера:
, (14)
где V ф – объем продаж фирмы; N ф – численность работников фирмы.
– норма входа фирм на отраслевой рынок:
, (15)
где – число вошедших за год на рынок фирм; – число действующих фирм на начало года.
– коэффициент проникновения новых фирм на рынок:
, (16)
где – объем продаж товаров и услуг вошедших фирм; – совокупный объем продаж действующих фирм.
– коэффициент выхода:
, (17)
где – количество ушедших фирм за расчетный период; – число действующих фирм на конец года.
Важно также иметь представление о рыночной власти фирм. Показателями рыночной власти фирм являются [2]:
– коэффициент Бейна;
– коэффициент Лернера;
– коэффициент Тобина;
|
|
– коэффициент Папандреу.
Расчет и анализ рыночных показателей фирмы позволит ей наметить тактику и стратегию развития и тем самым повысить эффективность своей деятельности.
Эффективность деятельности предприятий сферы услуг определяется многими технико-экономическими показателями. В общем случае под эффективностью работы фирм отрасли подразумевается отношение результатов его деятельности к затратам, направленным на достижение своих целей. Оптимизация затрат требует целеориентированного подхода. Он позволяет сопоставлять, насколько выполнены предприятием цели, поставленные первоначально. Эти цели обычно сводятся к следующему:
– выживание в конкурентной борьбе;
– лидерство в борьбе с конкурентами;
– недопущение финансовых неудач и банкротства;
– приобретение устойчивого положения и позитивного имиджа;
– рост экономического потенциала;
– рост объемов производства и продаж;
– максимизация прибыли и минимизация производственных затрат;
– снижение сроков окупаемости инвестиций;
– повышение бюджетной эффективности отрасли.
Однако следует отметить, что представления о целях развития отраслей экономики постоянно трансформируются. Меняются и представления о критериях эффективности. Так, в последнее время в практике управления значительный акцент уделяется оценке результативности, нацеленного на учет разных факторов, связанных с человеческим капиталом, учетом внешней среды и др.
Литература: [2, 9, 11, 21, 22].