Задание 13

1. Охарактеризуйте внутренние и внешние факторы, способствующие возникновению социальной напряженности в организации.

2. Какие обстоятельства способствуют возникновению индивидуальных трудовых конфликтов?

3. Проанализируйте следующую ситуацию:

В вашем учреждении есть работа, которую вы хотели бы выполнять. Но вам поручают другую, менее интересную работу.

Какой из следующих вариантов вы изберете:

а) продолжите работу над тем, что вам поручают, надеясь, что ваша преданность делу будет вознаграждена:

б) пожалуетесь сотрудникам, что теряете время;

в) напишите письмо вышестоящему руководству;

г) скажете непосредственному руководителю, что хотите делать другую, интересующую вас работу;

д) станете говорить, что получили приглашение на работу в другую фирму;

е) начнете подыскивать работу в другой организации.

Объясните вашу позицию (Материал взят из книги: Конфликтология: Учебное пособие / Составитель Е.В. Буртовая. – М.: РГИУ, 2002).

Задание 14. Группа американских исследователей в канун Хэллоуина наблюдала за 1352 детьми, ходившими по домам с традиционным «угости, а не то подшутим». Когда дети поодиночке или группой подходили к одному из 127 домов в разных частях города, экспериментаторы приветливо приглашали их в дом и предлагали каждому взять по одной шоколадке. После этого исследователи выходили в другую комнату и скрыто наблюдали за детьми. В итоге был зафиксирован следующий результат: дети в группе были в два с лишним раза более склонны схватить еще одну шоколадку сверх разрешенной, чем те, кто заходил поодиночке.

Объясните, какую особенность группового поведения подтвердил данный эксперимент? (Материал взят из книги: Конфликтология: Учебное пособие / Составитель Е.В. Буртовая. – М.: РГИУ, 2002).

Задание 15. Американский психолог Ф. Зимбардо эффектно продемонстрировал разницу в поведении людей, проживающих в больших и малых городах. Он приобрел две подержанные машины десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на улицах, одну — в старом кампусе Нью-Йоркского университета, а другую вблизи кампуса Станфордского университета в небольшом городке Поло-Альто. В Нью-Йорке первые «автораздевальщики» появились через десять минут, сняв аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны хорошо одетых белых граждан), машина превратилась в бесполезную груду металлолома. По контрасту с этим, единственный человек, который в течение недели дотронулся до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь.

Как можно объяснить такой контраст? (Материал взят из книги: Конфликтология: Учебное пособие / Составитель Е.В. Буртовая. – М.: РГИУ, 2002).

Задание 16. Один арабский философ XIV в. остроумно определял государство как институт, пресекающий любую несправедливость, кроме той, которую творит оно само.

Сохранило ли это определение свою актуальность и сегодня? Как проявляются в современном мире конфликты государства и общества? Какие существуют способы их предотвращения?

Задание 17. Разрешите конфликтную ситуацию.

Вы руководитель одного из отделов фирмы. Неожиданно вам позвонил глава фирмы и сообщил, что к нему на прием пришел работник вашего отдела и сказал, что вы относитесь к нему предвзято, необъективно. Для вас это полная неожиданность. Руководитель просит вас переговорить с работником, уладить дело. Как вы построите беседу? Какие вопросы зададите? Как начнете беседу? Как завершите?

Задание 18. Изберите наилучшую линию поведения. В вашем учреждении есть работа, которую вы хотели бы делать, но вам поручают другую, для вас неинтересную, нетворческую.

Какой из семи вариантов действий вы изберете?

1. Продолжите корпеть над тем, что вам поручают, в надежде на то, что ваша преданность делу будет вознаграждена.

2. Пожалуетесь сотрудникам, что теряете время впустую.

3. Напишете письмо руководству,

4. Скажете руководителю, что хотите делать другую работу, а вашу пусть делает кто-то другой.

5. Станете говорить всем, что рассчитываете получить работу в другой фирме.

6. Начнете без лишних разговоров подыскивать работу в другой организации.

7. Наметите план работы и покажете его руководителю, сказав, что вы могли бы делать и еще многое другое.

Объясните вашу позицию.

Задание 19. Проанализируйте ситуацию «эффективный товаровед» (Материал взят из книги: Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. – СПб, 1995).

У предпринимателя — эффективный товаровед, одной из важнейших функций которого является продажа товара за наличные. Этот товаровед выполняет свою работу намного успешнее всех других продавцов товара. Вклад этого работника в экономическое благополучие фирмы весьма существенен. Но вдруг до предпринимателя доходит слух, что его эффективный товаровед продает товар значительно выше установленной фирмой стоимости, а разницу кладет себе в карман. Предприниматель проводит скрытую проверку и убеждается, что так оно и есть. Он в раздумье:

• то ли увольнять нечестного, хотя и очень полезного товароведа;

• то ли делать вид, что ничего необычного не происходит;

• то ли провести с ним беседу.

Предприниматель решил посоветоваться со своим дядей, который два года назад порекомендовал ему на работу этого товароведа.

Выберите для себя одну из трех указанных ролей (предприниматель, дядя, товаровед), которая наиболее соответствует вашему жизненному опыту, и изложите свою позицию в данной конфликтной ситуации.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа студентов – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. Самостоятельная работа студентов предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и творческое усвоение. В ходе такой работы происходит приведение содержания в соответствие с индивидуальным стилем мышления, способами познания, опытом.

Самостоятельная работа студентов в процессе изучения курса «Конфликтология» должна осуществляться систематически и включать в себя следующие компоненты:

- составление опорных конспектов по теме лекции;

- изучение литературы по проблемам курса;

- подготовку к семинарским занятиям;

- написание контрольной работы;

- подготовку к зачету по дисциплине.

Самостоятельная работа студента должна начинаться на лекции. Важной составляющей данного этапа является умение студентами составлять опорные конспекты. Опорный конспект лекции включает в себя следующие компоненты:

1) основные теоретические положения;

2) факты;

3) сущность экспериментов по проблеме;

4) словарь терминов и т.д.

Подготовка таких конспектов может быть как частью лекционного занятия, так и домашним заданием. Проверка выполнения данного задания позволяет преподавателю осуществлять контроль учебной деятельности студентов, а также способствует совершенствованию познавательной деятельности учащихся. Дополнительным мотивом для выполнения опорных конспектов может являться возможность их использования на зачете.

Самостоятельная работа студентов вне аудитории осуществляется без участия преподавателя. Однако большинство учащихся испытывают затруднения при выполнении домашних заданий. Для обучения студентов выполнять самостоятельную работу целесообразно ее регламентировать. Это может быть осуществлено посредством различных заданий, выполнение которых учитывается на зачете:

- изучение отдельных тем или вопросов по учебнику;

- конспектирование первоисточников или составление тезисов;

- поиск ответов на вопросы, обсуждаемые при изучении тем дисциплины;

- написание контрольной работы и т.д.

В ходе самостоятельной работы студент может:

- освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);

- закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);

- применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание контрольной работы, творческой работы...).

Таким образом, самостоятельная работа студентов призвана подготовить их к самостоятельной деятельности в будущем.

Кроме того, студент может воспользоваться Интернет-источниками:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: