double arrow

Контроль и оценка учебной деятельности учащихся. Функции контроля и требования к нему. Виды, методы и формы контроля. Учет внеучебных достижений обучающихся.

Контроль и оценка учебной деятельности учащихся. Функции контроля и требования к нему. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.

Контроль — это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучае­мых; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

Оценка (проверка)— это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.

Контроль выполняет следующие функции:

1) контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;

2) обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;

3) воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;

4) развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;

5) мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;

6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей контроля) и др.

Виды, методы и формы контроля.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля.

  • Предварительный (исходный) — выявление ЗУНов по теме, котораябудет изучаться.
  • Текущийконтроль — проверка усвоения материала и оценка результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систематического наблюдения, тестовых заданий и др.
  • Тематический (периодический) — осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела.
  • Итоговый — проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

По формам контроль подразделяется на:

  • Фронтальная форма. На вопросы составленные учителем ученики дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не используется для глубокого выявления уровня знаний у учащихся.
  • Групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.
  • Индивидуальная форма. Применяется для основательного знакомства учителя со ЗУН отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.
  • Комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после прохождения какой-либо объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников.

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся.

Методы контроля обучения. В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

1. Методы устного контроля — в их основе лежит вопросно-ответнаяформа (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах)или монологический ответ учащегося. Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах. Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Устный фронтальныйконтроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала.

2. Методы письменного контроля -характеризуются высокой экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам.

3. Методы практического контроля -имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторныхопытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания и т.д.

4. Метод наблюдения — это систематическое получение данныхо знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессеобучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.

5. Тестовый и рейтинговый контроль -набор стандартизированных заданийпок каждому из которых надо выбрать правильный ответ.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного. Учет внеучебных достижений учащихся.

Сферы внеучебной деятельности: Олимпиады всех уровней, спортивная деятельность, творческие конкурсы, исследовательская деятельность.

Достижения - грамоты, медали, кубки, дипломы….

Учет - портфолио, экраны (таблицы) участия как внутри класса так и всех классов в школе….

16. Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы и логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о воспитании школьника.

В современной педагогической литературе существуют различные понятия «воспитания»:

  • подготовка подрастающего поколения к жизни;
  • специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личности с целью формирования у нее определенных обществом социальных свойств и качеств;
  • процесс целенаправленного формирования личности; целенаправленное управление процессом развития личности и т.д. 

Различные толкования и понятия «процесс воспитания»:

  • это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом;
  • это процесс формирования, развития личности, который включает как целенаправленное воздействие, так и самовоспитание;
  • это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направ. на достижение заданной цели и др.

Современное понимание категории воспитания, в двух контекстах:

1) воспитание как специфическая общественная практика;

2) воспитание как профессиональная педагогическая деятельность.

Как общественная практика воспитание – это передача старшими поколениями и активное усвоение, и воспроизводство новыми поколениями социального опыта, культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: