Вопрос 2. Облигация

Еще одним важным объектом торговли на рынке ценных бумаг являются облигации. Облигация — ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком).

Действующее российское законодательство определяет облигацию как "эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номи­нальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента".

Таким образом, облигация - это долговое свидетельство, которое не­пременно включает два главных элемента:

- обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истече­нии оговоренного срока сумму, указанную на титуле (лицевой сто­роне) облигации;

- обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фик­сированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Принципиальная разница между акциями и облигациями заключает­ся в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собствен­ников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инве­стор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущест­венных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. Если акции, являясь титулом собст­венности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права не дают.

Облигации выступают главным инструментом мобилизации средств правительствами, различными государственными органами и муниципали­тетами. К организации и размещению облигационных займов прибегают и компании, когда у них возникает потребность в дополнительных финансо­вых средствах.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компа­нии-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной дея­тельностью заемщика. Поскольку облигационный заем выражает отноше­ния по поводу возвратного движения ссуженной стоимости, то он по своей сути и назначению схож с банковской ссудой. В этой связи следует заме­тить, что право на эмиссию облигаций может быть предоставлено только таким компаниям, которые отвечают требованию кредитоспособности.

Порядок выпуска облигаций акционерными обществами регламентируется Федеральным законом "Об акционерных обществах". В соответствии с названным Законом при выпуске облигаций акционерными обществами должны быть соблюдены следующие дополнительные условия:

- номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими ли­цами для целей выпуска;

- выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;

- выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;

- общество не вправе размещать облигации, конвертируемые в ак­ции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых пре­доставляют облигации.

Облигация имеет базовые характеристики — номинал, курс, пункт, купон (купонный процент), дата погашения5 дисконт и др. Курс облигации определяется в процентах к номиналу. Дисконт (как и премия) — это раз­ница между ценой реализации облигации и номиналом облигации; в слу­чае с премией эта разница положительна, а в случае с дисконтом — отри­цательна. Купон (купонный процент) — это фиксированный процент, кото­рый устанавливается в момент эмиссии облигации и рассчитывается как процент от номинальной стоимости облигации. Исходя из этого процента, облигационер получает регулярные платежи по облигации. Купон оформ­ляется обычно как отрывная часть облигации. Чем выше размер купонного процента, тем выше ее инвестиционная привлекательность. Величина ку­пона зависит от имиджа, надежности эмитента. На него влияет также и срок обращения облигации. Чем больше срок, тем больше купон, так как рыночный риск прямо пропорционален сроку обращения облигации. Виды облигаций.

Облигации можно классифицировать по способу выплаты дохода.

Следует отметить, что доход по облигациям может быть представлен как основная сумма долга и как разница между ценой покупки и ценой продажи (погашения), Такой вид дохода называется дисконтным. Кроме того доход может быть в виде процентного дохода. Можно сделать вывод о том,что доход по долговым обязательствам является непременным условием выпуска в обращение. В СССР выпускались облигации выигрышного займа, то есть доход по таким облигациям выплачивался в виде выигрыша

Таким образом, можно выделить облигации купонные, облигации с нулевым купоном (дисконтные) и выигрышные.

По эмитентам бывают облигации:

- Государственные - выпускаемые от имени Федерального правительства или правительства субъекта РФ;

- Муниципальные - эмитируемые органами местного самоуправления;

- Корпоративные - выпускаемые коммерческими предприятиями (акцио­нерными обществами)

Кроме того, в практике встречаются следующие виды облигаций: У именные — владельцы этих облигаций регистрируются в особой книге, поэтому такие облигации обычно бескупонные;

- на предъявителя — имеют специальный купон, являющийся свиде­тельством права держателя облигации на получение процентов по на­ступлении соответствующего срока;

- отзывные — предусматривают возможность досрочного погашения посредством выкупа;

- конвертируемые — выпускаются под заемный капитал с правом кон­версии (через определенный срок по заранее установленной цене) в обыкновенные или привилегированные акции;

- обеспеченные — выпускаются под залог и обеспечиваются недвижимо­стью эмитента или доверительной собственностью других компаний. Требования владельцев таких облигаций как кредиторов подлежат пер­воочередному удовлетворению;

- необеспеченные — не обеспечиваются недвижимостью, поэтому вла­дельцам таких облигаций не предоставляются преимущества по сравне­нию с другими кредиторами. Ввиду этого они обладают действительной ценностью только в том случае, если эмитент имеет прочное финансо­вое положение и высокий "облигационный" рейтинг;

Облигации могут свободно обращаться или иметь ограниченный круг обращения. Облигации государственных и муниципальных займов выпускаются на предъявителя. Корпоративные облигации выпускаются как именные, так и на предъявителя. Если по облигации предполагается периодическая выплата доходов, то она обычно производится по купонам. Купонный доход может выплачиваться ежеквартально, один раз в полгода или ежегодно. Чем чаще выплачивается купонный доход, тем большую выгоду получает инвестор. Поэтому облигации с поквартальной выплатой при равном годовом проценте всегда котируются выше, чем облигации, выплаты по которым проводятся только один раз в год.

Консоли — облигации, по которым регулярно производится выплата процентов, а срок выкупа конкретно не определен. По экономической сущности это долгосрочные отзывные облигации. Отметим, что проценты по облигациям, как и сумма погашения, могут выплачиваться ценными бумагами, деньгами или иным имуществом, если это предусмотрено усло­виями выпуска займа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: