Цель и стратегия проекта

Различают генеральную цель (говорят также – миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательных процедуры:

§ Стратегический анализ

§ Разработка и выбор стратегии

§ Реализация стратегии

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т.н. SWOT-анализ [4]).

К числу факторов внешней среды относят:

§ Технологические (уровень существующих, наличие новых технологий)

§ Ресурсообеспеченность (наличие, доступ.)

§ Экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги)

§ Ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество)

§ Социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст)

§ Политические (внешняя, внутренняя, экономическая)

§ Экологические (уровень загрязнения, мероприятия)

§ Конкуренты (количество, размеры, сила)

Внутренняя среда включает:

§ Целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей)

§ Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга)

§ Сбыт (объема продаж, скидки)

§ Каналы распределения (как, через кого продается)

§ Производство (оборудование, технология, площади)

§ Персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура)

§ Снабжение (поставщики, условия и системы поставки)

§ Исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет)

§ Финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние)

§ Номенклатура продукции (степень диверсификации)

§ Исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа разрабатывается стратегия.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

§ корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения).

§ деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:

1. Стратегия лидерства в издержках

2. Стратегия дифференциации (уникальности по какому-либо направлению)

3. Стратегия концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта)

Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения, с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

§ географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;

§ выбор корпоративной стратегии;

§ выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;

§ установка основного соотношения "продукт — рынок" для разработки концепции маркетинга;

§ функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;

§ выбор оптимальной группы клиентов;

§ основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;

§ использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.

Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенным элементом стратегии является фактор т.н. организационной культуры, включающий (см. также главу 20):

§ Видение (философия) организации

§ Господствующие ценности

§ Нормы и правила поведения

§ Ожидания предстоящих изменений

§ Процедуры и поведенческие ритуалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: