Клиенты, получающие консультационные услуги, в конечной итоге, являются основным звеном, осуществляющим оценку. Вовлечение товаропроизводителей в планирование, реализацию, оценку позиционирует их кА ответственных исполнителей, а не пассивных получатель консультативной программы.
Существуют несколько уровней привлечения товаропроизводителей к оценке программы:
Уровень клиента. Сельхозтоваропроизводители сами проводят оценку, независимо от ИКС и доводят полученные результаты до разработчиков консультативной программы. Максимальная степень участия товаропроизводителей в оценке
Сельхозтоваропроизводители проводят оценку на основе полученных результатов совместно с консультантами ИКС. Затем принимается общее решение относительно изменений в программе.
Сельхозтоваропроизводители получают результаты оценки или другую информацию от сотрудников ИКС, которые обращаются к товаропроизводителям за предложениями по совершенствованию консультативной программы.
Сельхозтоваропроизводители получают результаты оценки и краткие выводы относительно результатов работы от сотрудников ИКС, но без комментариев клиента.
Сельхозтовароизводителям предоставляют данные и свидетельства достижений вместе с замечаниями и предложениями по консультационной работе, но к оценке консультационных программ они не привлекаются. Минимальная степень участия товаропроизводителей в оценке.
Любая оценка, независимо от степени участия клиента должна раскрывать следующие основные моменты:
1. Вводимые ресурсы
2. Проводимые мероприятия
3. Оценка участия товаропроизводителей
4. Реакция на содержание консультационных программ
5. Изменение индивидуального характера знаний в установках и навыках
6. Произошедшие изменения в организации, экономические результаты деятельности
7. Изменения в сообществе, в том числе изменения общественного мнения
8. Изменения в национальном масштабе, если они есть.
Для сбора данных при оценке программ используется ряд методов, которые определяются видом и направлением оценки. Используются следующие методы сбора данных:
- Анализ документации. Информация, полученная из документов, как правило,является надежной, так как документы не отражают мотивации субъективного опыта участников. Считается "твердой" информацией.
- Наблюдение. Проводится приглашенными специалистами и сотрудниками, осуществляющими программу. Для этого разрабатывается перечень вопросов для наблюдения. Результаты должны быть доведены до всех участников программы.
- Интервью. Наиболее часто используемый метод, который проводится либо с ключевыми информаторами, либо с группой. Групповое интервью, как правило проводится по общим вопросам, а детали конкретизируются при личном общении.
- Обследование - является наиболее стандартной формой сбора данных, которое включает заранее подготовленную анкету. Проводить анкетирование целесообразно только в том случае, если группа товаропроизводителей однородна. Информация, полученная в результате обследования считается "мягкой"
- Полевые посещения. Замены такому способу сбора информации практически не существует, поскольку видна реальная картина достигнутых результатов. Только местные условия способны дать наиболее яркую оценку выполнения той или иной программы.
- Демонстрационные дни. Посещения хозяйств, проводимые консультантами для обучения и передачи технологии, могут использоваться и для оценки соответствующих технологий. Клиенты при этом сами оценивают эффективность предлагаемых технологий и самостоятельно принимают решения о их внедрении.
- Рассмотрение конкретного случая. Используется глубокое изучение конкретного типа хозяйства или метода ведения производства.