double arrow

Содержание социальной стратегии

В научных трудах российских и зарубежных ученых нет однозначного понимания содержания социальных стратегий. Так, российские исследователи (В.Ф. Богачев, С.С. Бузановский, С.В. Рогов и др.) соотносят социальную сферу деятельности организации только с областью кадровой работы, выделяя следующие направления:

· подбор кадров, наем персонала и увольнение, профессиональная ориентация, оценка кадров и т.п.;

· обучение кадров (подготовка и переподготовка, повышение квалификации и т.п.);

· расстановка кадров (работа с резервом на выдвижение, аттестация кадров, внутризаводское перемещение и ротация кадров и т.п.);

· использование кадров (организация труда, системы материального и морального стимулирования, социально-психологический климат в коллективе и т.п.).

Несколько другого мнения придерживаются словацкие специалисты в области стратегического планирования, считающие, что вопросы социального развития — составная часть комплексной стратегии организации, которые решаются при разработке субстратегии социально-экономического развития персонала. Данная стратегия должна включать в себя следующие аспекты:

· цели, предполагаемые условия и основные направления долгосрочной кадровой и социальной политики предприятия и ее ожидаемое воздействие на численность работников, их профессиональную и квалификационную структуру;

· порядок решения количественных и качественных задач кадровой политики, обусловленных необходимостью удовлетворить потребности в трудовых ресурсах для достижения целей остальных частных субстратегий;

· организационное, социально-экономическое и ресурсное обеспечение необходимого уровня стабильности кадров, развития системы воспитания, повышения и изменения квалификации, материальной заинтересованности;

· содержание и способы совершенствования организации труда — как индивидуального, так и коллективного (например, использование бригадных форм организации труда, создание творческих бригад и т.д.);

· объем и формы использования профессиональной квалификации работников вне предприятия (например, сотрудничество с различными институтами, высшей школой, проектными организациями и т.д.).

Аналогичный подход использует И.Е. Ворожейкин, который включает в содержание управления социальным развитием организации следующие позиции:

· условия, охрана и безопасность труда;

· материальное вознаграждение трудового вклада;

· социальная защита работников;

· социально-психологический климат коллектива;

· семейные доходы и расходы работников.

Развернутое понимание социальной стратегии дает А.Н. Петров, который считает, что ее компонентами должны быть такие, как: Базовая социальная стратегия, суть которой заключается в реализации комплексного развития социальной сферы организации и которая включает в себя следующие составляющие (см. таблицу 5.1):

а) совершенствование социальной производственной структуры персонала:

§ анализ социально-производственной структуры работников предприятия;

§ выработка основных направлений действий в области социальной деятельности с учетом целей и планируемых результатов других функциональных стратегий;

§ определение конкретных задач работы с группами сотрудников: женщинами, молодежью, рабочими, служащими и т.д.;

б) улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников (в разработке данного раздела базовой концепции большое влияние имеет специфика производства, которая определяет условия труда, наличие профессионального травматизма и профессиональных заболеваний);

в) улучшение жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и их семей (определяются основные цели и средства по созданию и совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия).


Таблица 5.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: