Простановка размеров на некоторые элементы деталей, подвергающиеся механической обработке

Наиболее часто встречающиеся примеры механи­ческой обработки и связанной с ними простановки раз­меров, рассмотрены [7].

Проточка канавок. Часто в машиностроении встречаются детали (поршни, золотники и т.п.), в которых выполнено по несколько канавок. Эти канавки на токарном станке можно обработать набором резцов за одну операцию. Для обработки необходима точная ус­тановка положения каждого резца относительно торца детали, т.е. поверхности Т (рис. 25).

Для прямоугольной канавки необходимо проставлять ее ширину, диаметр и привязку от торца.

Для фиксирования положения полукруглой канавки указывают размер положения плоскости симметрии канавки, радиус и минимальный диаметр шейки канавки.

Фрезерование шпоночных канавок. Шпонки приме­няются для передачи крутящего момента от вала к муфте, шестерне или наоборот.

Несмотря на простоту геометрической формы эле­ментов шпоночного соединения (шпонки и шпоночного паза), выполнение и измерение паза является делом да­леко не простым.

В зависимости от конструктивных особенностей сбо­рочных единиц шпонки могут быть использованы сег­ментные, призматические с концами плоскими или скругленными.

На рис. 26 показаны схемы обработки канавок под такие шпонки и размеры, необходимые для их правиль­ного изготовления. Канавку под призматическую шпонку с плоскими концами фрезеруют прорезной фрезой. Длина канавки с полным профилем определяется раз­мером 22 (рис.26а).

Канавку под призматическую шпонку со скруглен­ными концами фрезеруют концевой фрезой. Диаметр фрезы выбирают по ширине шпонки, а длину фрезеро­вания по длине шпонки (рис. 26б).

Канавку под сегментную шпонку фрезеруют специ­альной шпоночной фрезой, диаметр которой определя­ется диаметром шпонки (рис. 26в).

Для изготовления на рабочем чертеже проставляется ширина и глубина шпоночного паза во втулке и па валу.

Простановка размера на ширину шпоночного паза не нуждается в особых разъяснениях, этот размер оди­наковый но номинальному значению для втулки и вала равен размеру ширины шпонки (рис. 27).

Выбор способа простановки размеров на глубину пазов зависит от принятой базы обработки и измерения.

Разработанные в нормалях машиностроения конструкции калибров для контроля глубины шпоночных пазов предусматривают проверку размеров D+t (втулки) и t (вала) (рис. 28а, б).

Если на конце вала паз сквозной выполнен прорез­ной фрезой и его легко замерять инструментом, то мож­но ставить на чертеже размер D-t(рис. 28в).

Таким образом, в деталировании (завершающей работе по машиностроительному черчению) важно пра­вильно прочитать чертеж, проанализировать конструк­цию каждой детали и определить ее роль в изделии.

Составленный на основе этого рабочий чертеж со­держит полную информацию о детали для ее изготов­ления и дает возможность:

- выбора оптимальной последовательности обра­ботки детали;

- упрощения измерений;

- наиболее полно использовать принцип взаимоза­меняемости.

Все это в конечном итоге способствует экономично­сти и надежности выпускаемых машин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: