Общие и специфические функции менеджмента. 2. 2. Подготовка и принятие управленческого решения

ГЛАВА 2

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Целеполагание.

2.2. Подготовка и принятие управленческого решения.

2.3. Организация — функция менеджмента.

2.4. Функция регулирования.

2.5. Функция мотивации.

2.6. Функция учета и контроля.

В функциях проявляется сущность и содержание, цели и задачи менеджмента. Функция менеджмента — это вид обо­собившейся управленческой деятельности.

Под функцией менеджмента понимают особый специфи­ческий вид управленческой деятельности, результат специа­лизации в сфере управления и разделения труда.

Рассматривая функции менеджмента, необходимо учиты­вать их двойственную природу: во-первых, как этапы воздей­ствия субъекта в рамках соответствующего управленческого цикла (постановка цели, подготовка и принятие управленче­ского решения, организация реализации решения, регулиро­вание и координация, контроль и проверка исполнения) и, во-вторых, как содержание управленческой деятельности, кото­рое охватывает наиболее важные и стабильные виды управ­ленческой работы — планирование, учет, отчетность, дело­производство и т. д.

Необходимо также различать «функцию менеджмента» и «функцию органа управления». Функция менеджмента пред­шествует созданию органа управления. Поэтому именно она определяет необходимость в соответствующем органе управления.

В практике управления выделяют две большие группы функций — общие и специальные.


Глава 2. Общие и специфические функции менеджмента 37

Общие функции менеджмента — это универсальные виды деятельности всех субъектов социального управления, вклю­чая физическую культуру и спорт. К общим функциям менедж­мента относятся:

• целеполагание;

• мотивации;

• планирование;

• подготовка и принятие управленческого решения;

• организация;

• регулирование;

• координация;

• учет;

• контроль и анализ достигнутых результатов.

В специальных функциях отражается особенность системы управления, субъекта и объекта управления. В сфере физиче­ской культуры и спорта к специальным функциям управления относятся:

физическое воспитание различных категорий населения;

— подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта;

— подготовка спортивных резервов;

— проведение спортивных мероприятий;

— развитие научно-методического обеспечения физиче­ской культуры и спорта;

— строительство и эксплуатация физкультурно-спортив-
ных сооружений.

Остановимся несколько подробнее на основных функциях. Функция планирования будет рассмотрена в другой главе учебного пособия.

2.1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Одной из главных задач менеджмента является точное установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается физкультурно-спортивная ор­ганизация как целостная система. Целеполагание — это ис­ходный момент в деятельности менеджера. Любой управлен­ческий цикл обязательно начинается с постановки цели, опре-


щшшшяшшщшшшшшшшшшшшшят- ^тшт


38 ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА


Глава 2. Общие и специфические функции ме неджмента



деления задач, которые надлежит решить в процессе его осу­ществления.

Реализация целевой функции начинается с установления общей цели организации, выражающей причину ее существо­вания. В специальной литературе по менеджменту она обо­значается такими понятиями, как «политика», «философия», «миссия». В ней обычно детализируется статус организации, декларируются принципы ее работы, дается определение са­мых важных характеристик организации.

В условиях рыночных отношений организация должна точ­но сформулировать и обнародовать свою миссию, дающую представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников организации и обще­ства в целом.

Существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и ее содержания. Центральным момен­том является ответ на вопрос: какова главная цель организа­ции?

Здесь на первом месте должны стоять интересы, ожида­ния и ценности потребителей физкультурно-спортивных услуг и спортивных товаров. Причем не только в настоящее время, но и в перспективе.

Цель не должна зависеть от текущего состояния физкуль­турной организации, форм и методов ее работы, так как в це­лом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится также решать большое количество текущих и оперативных за­дач. В таблице 1 приведен один из подходов к классификации целей.

Таблица 1

Классификация целей менеджмента

Критерии классификации Группы целей
Период установления Содержание Стратегические, тактические, оперативные Экономические, организационные, научные, социаль­ные, технические, политические

Окончание

Критерии классификации Группы целей
Структурные Среда Приоритетность Измеримость Повторяемость Иерархия Стадии жизненного цикла Источник: Менеджм Соломатин Н. А. и др. - Маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные Внутренние, внешние Особо приоритетные, приоритетные, прочие Количественные, качественные Постоянные (повторяющиеся), разовые Организации, подразделения Проектирование и создание объекта, рост объекта, зрелость объекта, завершение жизненного цикла ент организации. Учебное пособие. Румянцева 3. П., - М.: ИНФРА-М. 1995.С. 47

При определении цели физкультурно-спортивной органи­зации следует придерживаться следующих рекомендаций:

Главными основаниями для постановки целей должны по­служить:

а) анализ имеющихся потребностей и проблем физкуль­
турно-спортивной организации;

б) анализ наличных возможностей, средств, ресурсов для
достижения цели.

Цели должны быть:

• актуальными;

• напряженными, но реальными;

• сформулированы конкретно (для определения достигну­ты они или нет);

• открытыми и гибкими, допускать обоснованную коррек­тировку;

• иметь мотивирующий, стимулирующий характер;

• цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, понятны им и осознанно приняты к ис­полнению.

Наиболее распространенными направлениями, по кото­рым в организациях устанавливаются цели, являются сле­дующие:

прибыльность, отражаемая в показателях, типа вели­чина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т. п.;






40ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

положение на рынке, описываемое такими показате­лями, как доля рынка, объем продаж, относительная по от­ношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т. п.;

производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т. п.;

финансовые ресурсы, описываемые показателями,
характеризующими структуру капитала, движение денег в
организации, величину оборотного капитала и т. п.;

мощности организации, выражаемые в целевых пока­зателях, касающихся размера занимаемых площадей, коли­чества единиц техники и т. п.;

изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам орга­низационных изменений и т. п.;

человеческие ресурсы, описываемые с помощью по­казателей, отражающих, количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т. п.;

работа с покупателями, выражаемая в таких показа­телях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т. п.;

оказание помощи обществу, описываемое такими по­казателями, как объем благотворительности, сроки прове­дения благотворительных акций и т. п.

Источник; Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.3-е изд. — М.: Гардарики, 2002.С. 210—211.

В качестве удобного и апробированного на практике инст­румента разработки цели можно использовать построения целевой модели в виде «дерева целей». Посредством «дере­ва целей» описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной це­ли на подцели. «Дерево целей» физкультурной организации


Посредством дерева целей описывается их упорядочен­ная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

• при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каж­дого уровня является необходимым и достаточным услови­ем достижения цели предыдущего уровня;

• при формулировке целей разных уровней необходимо описать желаемые результаты, но не способы их получения;

• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга;

• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые мо­гут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Источник: Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева 3. П., Соломатин И. А. и др. — М.: ИНФРА-М. 1995. - С. 46, 48

Составление целевых моделей — это начальный этап ме­неджмента, в частности, управления по целям — концепция, которая широко используется в современном менеджменте.



Рис. 11. Возможные варианты соотношения цели и достигнутых

вариантов

Важным моментом в менеджменте является соотношение цели и достигнутых результатов. Необходимо отличать реаль­но достигнутый результат от заранее заданного идеального (цели). На практике могут встретиться следующие варианты (рис. 11) соотношения цели и достигнутых результатов:

1-й вариант — полученный результат точно соответствует поставленной цели;

2-й вариант — полученный результат частично соответст­вует поставленной цели;

3-й вариант — полученный результат превосходит постав­ленную цель;

4-й вариант — полученный результат не соответствует по­ставленной Цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: