ГЛАВА 2
ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Целеполагание.
2.2. Подготовка и принятие управленческого решения.
2.3. Организация — функция менеджмента.
2.4. Функция регулирования.
2.5. Функция мотивации.
2.6. Функция учета и контроля.
В функциях проявляется сущность и содержание, цели и задачи менеджмента. Функция менеджмента — это вид обособившейся управленческой деятельности.
Под функцией менеджмента понимают особый специфический вид управленческой деятельности, результат специализации в сфере управления и разделения труда.
Рассматривая функции менеджмента, необходимо учитывать их двойственную природу: во-первых, как этапы воздействия субъекта в рамках соответствующего управленческого цикла (постановка цели, подготовка и принятие управленческого решения, организация реализации решения, регулирование и координация, контроль и проверка исполнения) и, во-вторых, как содержание управленческой деятельности, которое охватывает наиболее важные и стабильные виды управленческой работы — планирование, учет, отчетность, делопроизводство и т. д.
Необходимо также различать «функцию менеджмента» и «функцию органа управления». Функция менеджмента предшествует созданию органа управления. Поэтому именно она определяет необходимость в соответствующем органе управления.
В практике управления выделяют две большие группы функций — общие и специальные.
Глава 2. Общие и специфические функции менеджмента 37
Общие функции менеджмента — это универсальные виды деятельности всех субъектов социального управления, включая физическую культуру и спорт. К общим функциям менеджмента относятся:
• целеполагание;
• мотивации;
• планирование;
• подготовка и принятие управленческого решения;
• организация;
• регулирование;
• координация;
• учет;
• контроль и анализ достигнутых результатов.
В специальных функциях отражается особенность системы управления, субъекта и объекта управления. В сфере физической культуры и спорта к специальным функциям управления относятся:
— физическое воспитание различных категорий населения;
— подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта;
— подготовка спортивных резервов;
— проведение спортивных мероприятий;
— развитие научно-методического обеспечения физической культуры и спорта;
— строительство и эксплуатация физкультурно-спортив-
ных сооружений.
Остановимся несколько подробнее на основных функциях. Функция планирования будет рассмотрена в другой главе учебного пособия.
2.1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Одной из главных задач менеджмента является точное установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается физкультурно-спортивная организация как целостная система. Целеполагание — это исходный момент в деятельности менеджера. Любой управленческий цикл обязательно начинается с постановки цели, опре-
щшшшяшшщшшшшшшшшшшшшят- ^тшт
38 ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Глава 2. Общие и специфические функции ме неджмента
деления задач, которые надлежит решить в процессе его осуществления.
Реализация целевой функции начинается с установления общей цели организации, выражающей причину ее существования. В специальной литературе по менеджменту она обозначается такими понятиями, как «политика», «философия», «миссия». В ней обычно детализируется статус организации, декларируются принципы ее работы, дается определение самых важных характеристик организации.
В условиях рыночных отношений организация должна точно сформулировать и обнародовать свою миссию, дающую представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников организации и общества в целом.
Существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и ее содержания. Центральным моментом является ответ на вопрос: какова главная цель организации?
Здесь на первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей физкультурно-спортивных услуг и спортивных товаров. Причем не только в настоящее время, но и в перспективе.
Цель не должна зависеть от текущего состояния физкультурной организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.
Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится также решать большое количество текущих и оперативных задач. В таблице 1 приведен один из подходов к классификации целей.
Таблица 1
Классификация целей менеджмента
Критерии классификации | Группы целей |
Период установления Содержание | Стратегические, тактические, оперативные Экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические |
Окончание
Критерии классификации | Группы целей |
Структурные Среда Приоритетность Измеримость Повторяемость Иерархия Стадии жизненного цикла Источник: Менеджм Соломатин Н. А. и др. - | Маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные Внутренние, внешние Особо приоритетные, приоритетные, прочие Количественные, качественные Постоянные (повторяющиеся), разовые Организации, подразделения Проектирование и создание объекта, рост объекта, зрелость объекта, завершение жизненного цикла ент организации. Учебное пособие. Румянцева 3. П., - М.: ИНФРА-М. 1995. — С. 47 |
При определении цели физкультурно-спортивной организации следует придерживаться следующих рекомендаций:
Главными основаниями для постановки целей должны послужить:
а) анализ имеющихся потребностей и проблем физкуль
турно-спортивной организации;
б) анализ наличных возможностей, средств, ресурсов для
достижения цели.
Цели должны быть:
• актуальными;
• напряженными, но реальными;
• сформулированы конкретно (для определения достигнуты они или нет);
• открытыми и гибкими, допускать обоснованную корректировку;
• иметь мотивирующий, стимулирующий характер;
• цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, понятны им и осознанно приняты к исполнению.
Наиболее распространенными направлениями, по которым в организациях устанавливаются цели, являются следующие:
— прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т. п.;
40ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
— положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т. п.;
— производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т. п.;
— финансовые ресурсы, описываемые показателями,
характеризующими структуру капитала, движение денег в
организации, величину оборотного капитала и т. п.;
— мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и т. п.;
— изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т. п.;
— человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих, количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т. п.;
— работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т. п.;
— оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т. п.
Источник; Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2002. — С. 210—211.
В качестве удобного и апробированного на практике инструмента разработки цели можно использовать построения целевой модели в виде «дерева целей». Посредством «дерева целей» описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели. «Дерево целей» физкультурной организации
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
• общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
• при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
• при формулировке целей разных уровней необходимо описать желаемые результаты, но не способы их получения;
• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга;
• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Источник: Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева 3. П., Соломатин И. А. и др. — М.: ИНФРА-М. 1995. - С. 46, 48
Составление целевых моделей — это начальный этап менеджмента, в частности, управления по целям — концепция, которая широко используется в современном менеджменте.
Рис. 11. Возможные варианты соотношения цели и достигнутых
вариантов
Важным моментом в менеджменте является соотношение цели и достигнутых результатов. Необходимо отличать реально достигнутый результат от заранее заданного идеального (цели). На практике могут встретиться следующие варианты (рис. 11) соотношения цели и достигнутых результатов:
1-й вариант — полученный результат точно соответствует поставленной цели;
2-й вариант — полученный результат частично соответствует поставленной цели;
3-й вариант — полученный результат превосходит поставленную цель;
4-й вариант — полученный результат не соответствует поставленной Цели.