Как уже отмечалось, в соответствии с Законом «О физической культуре и спорте Российской Федерации» в нашей стране физической культурой и спортом управляют различные органы. С точки зрения объема и характера компетенции можно выделить четыре группы органов управления:
1) органы общей компетенции; 2) органы специальной компетенции; 3) органы отраслевой компетенции (министерства и ведомства); 4) органы местного самоуправления.
К органам общей компетенции относятся органы государственной власти и государственного управления — Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание; Совет Федераций и Государственная Дума; Правительство Российской Федерации.
Они решают наиболее важные вопросы развития физической культуры и спорта в стране. В качестве примеров участия названных органов в управлении физической культурой можно назвать следующие управленческие решения: Указы Президента Российской Федерации «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в
|
|
ОБ ЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Российской Федерации», № 546 от 1 июня 1992 года и «О Всероссийском Олимпийском Комитете», № 545 от 1 июня 1992 г., Государственной Думой и Советом Федераций был принят и одобрен Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в 1999 году. Правительство нашей страны утвердило Положение о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и спорту от 14 февраля 2003 г. № 103.
Органы специальной компетентности — это комитеты по физической культуре и спорту различного уровня. В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти был принят Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314. В соответствии с этим Указом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере физической культуры, спорта и туризма стало Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму. В решении вопросов развития физической культуры Федеральное агентство наделено специальными правами. Наряду с федеральным органом управления функционируют республиканские — республики в составе Российской Федерации (автономные, краевые, областные), городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы отраслевой компетенции осуществляют управленческую деятельность по развитию физической культуры как внутри своей отрасли, так и при решении межотраслевых вопросов. К этим органам относятся: Министерство образования и науки, Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство культуры и массовых коммуникаций и некоторые другие.
|
|
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 12) в нашей стране признается и гарантируется местное самоуправление. Оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В своей деятельности по развитию физической культуры и спорта органы местного
Глава 4. Система управления физической культурой в стране 71
самоуправления руководствуются законодательством о местном самоуправлении.
В целях эффективной реализации государственной политики в области физической культуры и спорта образован Совет при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту (Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 2002 года № 895).
Совет является консультационным органом при Президенте Российской Федерации, созданным для информирования главы государства о положении в сфере физической культуры и спорта, обеспечения его взаимодействия с физкультур-но-спортивными объединениями, физкультурными, спортивными организациями и деятелями физической культуры и спорта, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области физической культуры и спорта.
Основными задачами Совета являются: •выработка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта и мер по ее реализации;
• проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта и подготовка соответствующих предложений;
• рассмотрение проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта;
• рассмотрение общественно значимых проектов в области физической культуры и спорта;
• подготовка материалов к ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иным программным документам и выступлениям Президента Российской Федерации, затрагивающим вопросы физической культуры и спорта, а также анализ хода реализации соответствующих решений;
• рассмотрение в установленном порядке обращений физ-культурно-спортивных объединений, физкультурных и спор-
72____ ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
тивных организаций, некоммерческих фондов и иных организаций, поступивших на имя Президента Российской Федерации, по вопросам, входящим в компетенцию Совета;
• подготовка предложений Президенту Российской Федерации о взаимодействии с физкультурно-спортивными объединениями в целях координации их действий.
4.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Наряду с государственной формой организации работы по физической культуре и спорту важное место в современных условиях занимает общественная форма работы. Она характеризуется тем, что ведется на основе добровольности, самодеятельности, создает возможности для развития творческой инициативы.
Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности создаются в нашей стране в соответствии с Законом «Об общественных объединениях», принятым Государственной Думой 14 апреля 1995 года. Согласно этому закону под общественными объединениями понимаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных объединений.
|
|
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Основные направления деятельности общественных организаций физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности можно рассмотреть на примере физкультурно-спортивной организации.
В настоящее время функционирует физкультурно-спор-тивное общество профсоюзов «Россия», «Динамо», спортивного клуба армии и другие.
Глава 4. Система управления физической культурой в стране 73
Ежегодно в «Динамо» проводится комплексная спартакиада, в ее программу включены 12 видов спорта, три чемпионата. По шести спортивным дисциплинам соревнуется руководящий состав разных ведомств.
Источник: Хотим вернуть «Динамо» идеологию нормального, здорового образа жизни/ «Пенальти». — 2003. — № 15.
Спортивный клуб армии развивает в общей сложности 43 вида спорта, 30 из которых являются олимпийскими. В структуру клуба входит 5 детско-юношеских школ, в которых идет подготовка юных спортсменов по 38 видам спорта.
Источник: Армейскому спортклубу — 50!/ «Пенальти». — 2003. — № 42—43.
Главной целью общества «Юность России» является сохранение и укрепление здоровья детей, учащейся молодежи, их родителей, работников системы образования, формирования у них потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни.
В соответствии с главной целью общественная организация «Юность России» вовлекает учащихся и работников системы образования, родителей в регулярные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия; организует работу спортивных секций и групп физкультурно-спортивной направленности, центров «Здоровье», детско-юношеских спортивных школ; комплектует команды по различным видам спорта, проводит массовые физкультурно-оздоровительные туристские и спортивные мероприятия, спартакиады.
|
|
Важным направлением в деятельности спортивной организации является подготовка в спортивных школах, центральных спортивных секциях, центрах олимпийского резерва квалифицированных юных спортсменов — кандидатов в сборные команды городов и областей, республик и Российской Федерации.
Совместно с органами образования, комитетами по физической культуре и спорту, учебными заведениями участвует в подборе, расстановке и повышении квалификации физкультурных работников. Организация ведет работу по развитию и