Постиндустриальный этап развития менеджмента

Теория постиндустриального общества. Менеджмент в постиндустриальной экономике. Понятие и необходимость стратегического менеджмента в постиндустриальной экономике.

1. Авторы идеи постиндустр-го общ-ва – Дж. Белл, Дж. Гелбрейт, О. Тоффлер.

Согласно О. Тоффлеру, история человечества подразделяется на три этапа:

1.Аграрный (10 тыс.лет). Главная ценность - это земля. Главный производитель – крестьянин.

2.Индустриальный (300 лет – с 17 века по 2-ю половину 20 века). Главные ценности: деньги, технологии, промышленная инфраструктура. Главный производитель – пролетарий (рабочий).

Признаки:

массовое производство стандартизированной продукции.

Одинаковый образ жизни миллионов людей.

Односторонний маркетинг.

Преобладание линейно-функциональной структуры управления.

Гигантские предприятия.

Бюрократические методы управления персоналом.

3.Постиндустриальный этап (30 лет: 70-е годы 20 века – наши дни). Главные ценности – информация, технологии. Главный производитель – производитель новых идей и нового знания (например, Билл Гейтс): класс «яппи» (средний, гламурный класс, молодые преуспевающие менеджеры).

Признаки:

Производство мелкосерийной или эксклюзивной продукции.

Доминирование малого и среднего бизнеса.

Преобладание сферы услуг.

Неклассические (временные) структуры управления (штабная, матричная, дивизиональная, эдхократическая, «обратная пирамида», сетевая и т.д.)

Диалоговый маркетинг.

«Диктат потребителя».

2. Параллельно с развитием экономики, развивалась и управленческая мысль. Экономическая ситуация усложнялась и в связи с этим требовались все более новые походы к управлению организацией.

В настоящее время «можно выделить четыре этапа в развитии управленческих систем»:

1.Управление на основе контроля за исполнением, когда решения принимались постфактум уже по имеющимся результатам деятельности той или иной организации.

2.Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускорялся, но будущее еще можно было предсказывать путем экстраполяции прошлого.

3.Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них.

4.Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

Третий этап развития управления можно иначе назвать стратегическим планированием, а четвертый – стратегическим управлением в реальном масштабе времени. Отличие стратегического планирования от долгосрочного планирования заключается в разной трактовке будущего. Исходя из долгосрочного планирования будущее определяется на основе экстраполяции (экстраполяция − это распространение выводов, сделанных на основе настоящих и (или) прошлых состояний явления или процесса на их будущее (предполагаемое) состояние) прошлых тенденций. В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно изучить с помощью экстраполяции.

Таким образом, постиндустриальный этап развития управления ориентирует менеджеров на использование управления на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть. Данное управление - управление в реальном масштабе времени с учетом избранной стратегии.

3. Стратегический менеджмент – это управленческая деятельность по достижению долгосрочных целей организации. Автор термина − И. Ансофф − 50-е годы 20 века. Причина появления страт. менед-та − глобализация, ужесточение конкуренции.

Стратегия организации – это генеральный план действий, опр. приоритеты стратег. задач, ресурсы и послед-сть шагов по достижению стратег. целей.

Стратегический менеджер управляет учитывая меняющиеся внешние условия.

Структура страт. мен-та:

− миссия фирмы

− стратег. цели

− анализ внешней и внутренней среды

− разработка и выбор стратегии

− реализация стратегии

− стратегический контроль

В завис-ти от выбр-го объекта С-го упр-ия разл-т: корпоративную стратегию- С-ию орг-ции в целом; бизнес- С-ию- С-ию отд-го С-го подразд-я орг-ции; f-ную С-ию - С-ию f-ной зоны хоз-ния. Примером корпор-й С-ии м. служить С-ия орг-ции в опр. С-ой зоне хоз-ния (опр.сегмент р-ка). f-ная С-ия м/б представлена С-ей упр-я персоналом орг-ции, произв-м, финансами и С-ми в др. сферах деят-ти. Сущ-ть С-го упр-я: С-ое упр-е предст-т процесс, опр-щий последовательность дей-й орг-ции по разработке и реализации С-ии. Он вкл-т постан-ку целей, выраб-ку С-ии, опред-е необх-х рес-в и поддерж-е взаимоотн-й с внеш. средой, кот.позв-т орг-ции добив-ся поставл-х з-ч. Деят-ть по С-ому упр-ию напр-на на обесп-е С-их позиции, кот. д/обесп-ь длит-ю жизнесп-сть орг-ции в измен-ся усл-х. Больш-во авторов опред-т С-ий мен-т как деят-ть по эк-ки эфф-му достиж-ю персп-х целей орг-ции на осн-е удерж-я конкур-х преим-в и адекв-го реагир-я на измен-я внеш. среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: