Этап 1. Выделить основных конкурентов, провести анализ, сделать выводы по занимаемой доле рынка

Доля предприятия на рынке - доля в общем спросе на продукцию, которая поставляется определенным производителем или торговой фирмой, определяется по формуле:
Д (%) = (П субъекта / П общая)*100%,
где П субъекта - количество продукции, которое поставлено на рынок хозяйствующим субъектом;
П общая - общий объем поставки продукции на рынок всеми хозяйствующими субъектами.
Представить итоговую информацию в виде таблиц (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Анализ конкурентов (по занимаемой доле рынка)

Потребители продукции (услуг) На начало года (или 1-й год) На конец года (или 2-й год) Изменение
Объем реализации, тыс. руб. Доля рынка, % Объем реализации, тыс. руб. Доля рынка, % тыс. руб. %
Конкурент 1            
Конкурент 2            
………………..и т.д.            
ИТОГО            

Если конкурентов много, то: выделяется лидер отрасли и основные конкуренты, а другие объединяются в группы.

Таблица 2

Сравнительный анализ цен

Цены конкурентов, Руб. ПРЕДПРИЯТИЕ КОНКУРЕНТ 1 КОНКУРЕНТ 2 КОНКУРЕНТ 3 ……………И Т.Д.
Вид продукции 1          
Вид продукции 2          
Вид продукции 3          
………………..и т.д.          

Определить среднюю цену продукции (по отрасли) и сделать вывод о конкурентоспособности по цене.

Для наглядности возможно построить Карту стратегических групп.
Алгоритм составления карты стратегических групп:

1. Определение характеристик, которые дифференцируют предприятия в отрасли. К типовым характеристикам могут быть отнесены:

  • соотношение цена/качество (высокий, средний, низкий уровень);
  • географический рынок (местный, региональный, национальный, группа стран, глобальный);
  • степень вертикальной интеграции (отсутствует, частичная, высокая);
  • ассортимент (широкий, узкий);
  • используемые каналы распределения (один, несколько, разнообразные типы);
  • уровень сервиса (отсутствует, ограниченный, наиболее полный).

В конкретных случаях используются дополнительные, важные для анализа характеристики.

2. Размещение предприятий на двухкоординатной карте с использованием пар указанных характеристик.

3. Объединение предприятий, попадающих в одно стратегическое пространство, в одну группу. Окружности каждой стратегической группы должны быть по диаметру пропорциональны доле этой группы в общем объеме продаж отрасли.

Качественный анализ конкурентов - это этапы 2-3 (проводится при необходимости).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: