Методические указания для проведения практических занятий для студентов экономических специальностей / Сост. Е.Н. Сластя

Предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Бизнес-планирование».

Рекомендуется студентам специальностей «Финансы и кредит», «Менеджмент», а также других экономических специальностей дневной и заочной форм обучения.


Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

1. Основы бизнес-планирования………………………………………………..5

2. Методика разработки бизнес-плана………………………………………….7

2.1 Титульный лист бизнес-плана………………………………………………7

2.2 Раздел 1. Концепция бизнеса (резюме)…………………………………….7

2.3 Раздел 2. Описание предприятия и отрасли………………………………..8

2.4 Раздел 3. Характеристика продукции (услуги)…………………………….8

2.5 Раздел 4. Исследование и анализ рынка сбыта…………………………….9

2.6 Раздел 5. Конкуренция и конкурентное преимущество…………………11

2.7. Раздел 6. План маркетинга………………………………………………..12

2.8 Раздел 7 План производства……………………………………………….14

2.9 Раздел 8 Организационный план………………………………………….17

2.10 Раздел 9 Финансовый план……………………………………………….17

2.11 Раздел 10 Финансовая стратегия…………………………………………21

2.12 Раздел 11 Потенциальные риски …………………………………………23

Список литературы.…………………………………………………………… 24


Введение

В условиях усиления конкуренции, как на внутреннем российском рынке, так и на мировом рынке отечественные предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений с учетом российских реалий. Оптимальным вариантом достижения таких решений в современных экономических условиях хозяйствования является бизнес-планирование. Бизнес-план дает детальные пояснения, как будет происходить управление бизнесом для обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратности инвестиций.

Таким образом, бизнес-план – это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности организации. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение организации, описывающий пути достижения прибыльности.

Дословно «бизнес-план» переводится с английскогокак план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово «бизнес» здесь рассматривается как синоним предпринимательства. «Бизнес» называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Планирование – это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.

Таким образом, бизнес-план – объективная оценка предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем.

Основная цель методических указаний – научить студентов грамотной работе по составлению бизнес-плана, овладеть техникой разработки бизнес-плана, обеспечивающего реализацию коммерческой идеи.


1. Основы бизнес-планирования

Бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия (фирмы) анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Общей целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Конкретными целями бизнес-плана могут быть:

- получение кредитов или привлечение инвестиций;

- определение степени реальности достижения намеченных результатов;

- доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

- убеждение сотрудников предприятия в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

Бизнес-план предусматривает решениестратегических и тактических задач,стоящих перед предприятием. Задачами бизнес-планирования со стороны высшего менеджмента предприятий могут быть:

- организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;

- выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых ее сторон;

- формирование инвестиционных целей на планируемый период;

- выбор стратегии и тактики конкуренции;

- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

По структуре и содержательному наполнению существует множество модификаций бизнес-плана. Определяющим фактором здесь служит назначение бизнес-плана. Бизнес-план может разрабатываться как в целом по предприятию, так и по отдельным его структурным подразделениям. Наиболее детальную проработку имеет бизнес-план создания нового предприятия. Относительно действующего предприятия выделяют бизнес-план развития и бизнес-план финансового оздоровления предприятия. К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести: специфику вида предпринимательской деятельности, размеры предприятия, цель составления бизнес-плана, общую стратегию предприятия, перспективы роста создаваемого предприятия, размер предполагаемого рынка сбыта, наличие конкурентов.

Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования позволили предложить оптимальную структуру бизнес-плана предприятия:

1. Концепция бизнеса (резюме)

2. Описание предприятия и отрасли

3. Характеристика продукции (услуги)

4. Исследование и анализ рынка сбыта

5. Конкуренция и конкурентное преимущество

6. План маркетинга

7. План производства

8. Организационный план

9. Финансовый план

10. Финансовая стратегия

11. Потенциальные риски

Бизнес-планирование– это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, разработка бизнес-плана, продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

- подготовительная стадия;

- стадия разработки бизнес-плана;

- стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;

- стадия реализации бизнес-плана.

Рассмотрим последовательность разработки бизнес-плана (табл. 1).

Таблица 1. – Последовательность разработки бизнес-плана

Последовательность выполнения работ Раздел бизнес-плана
I. Сбор и анализ информации о продукции, услуге Раздел 3. Характеристика услуг и продукции
2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта Раздел 4. Исследование и анализ рынка сбыта
3. Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта Раздел 5. Конкуренция и конкурентное преимущество
4. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли Раздел 2. Описание предприятия, отрасли
5 Разработка стратегии маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики Раздел 6. План маркетинга
6. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами Раздел 7. Производственный план
7. Расчет потребного капитала, определение затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей Раздел 9. Финансовый план
8. Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности Раздел 10. Финансовая стратегия
9. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации про­екта Раздел 8. Организационный план
10. Решение вопроса рисков и гарантий Раздел 11. Потенциальные риски
11. Составление краткого содержания проекта Раздел 1. Резюме
12. Оформление титульного листа Титульный лист

2. Методика разработки бизнес-плана

2.1 Титульный лист бизнес-плана

Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указываются название фирмы, ее месторасположение, название бизнес-плана и дата составления. Целесообразно также указать данные адресата, которому он направляется. На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.

Титульный лист бизнес-плана может быть оформлен в следующей последовательности:

Предприятие

Адрес

Телекс…., Факс…., Телефон…..

Строго конфиденциально

Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект

Кому……………………..

Полное название проекта

Руководитель предприятия

Тел……

Проект подготовлен

Тел…….

Дата начала реализации проекта……

Продолжительность проекта……

Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, от даты начала проекта мес.

Дата составления ………………..200... г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: