Геометрическая интерпретация модели

Область допустимых решений D в задаче ЛП образуется путём пересечения m полупространств, каждая из которых определяется соответственно. Линейным неравенством (ограничением) модели из области D:

; (2.5)

Пересечением указанных полупространств является выпуклый прямоугольник.

При этом множество значений х, удовлетворяющих неравенствам (ограничениям) модели, может быть: пустым (рис.2.2а), ограниченным (рис. 2.2б), неограниченным (рис.2.2в).

В первом случае задача не имеет решения, т.к. система линейных неравенств противоречива.

Рассмотрим целевую функцию:

(2.6)

пусть = const, тогда:

(2.7)

а) б) в) г)

Рис. 2.2

Изобразив геометрически целевую функцию, получим плоскость, в пределах которой значения функции будут одинаковы и равны заданной const.

Следует помнить, что её нормальный вектор будет указывать направление улучшения линейной функции .

Будем перемещать плоскость = const, чтобы она оставалась перпендикулярна вектору . При этом возможны следующие случаи:

а) плоскость = const и область D будут иметь лишь одну общую точку - вершину многогранника, определяющую единственное решение модели ЛП;

б) плоскость =const и область D имеют целое множество общих точек - плоскость целевой функции совпадает с ребром или гранью многогранника (в случае их параллельности плоскости), определяющие бесчисленное множество решений.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- решение задачи ЛП, если оно существует, не может лежать внутри области допустимых решений D, а только на её грани;

- решение задачи ЛП, минимизирующее функцию (оптимальное решение), всегда достигается в одной из вершин многогранника допустимых решений (если оно достигается на целой границе или ребре, то оно же достигается и в каждой из вершин, через которые проходит эта грань или ребро).

- для того, чтобы найти оптимальное решение, достаточно сделать перебор всех вершин многогранника и выбрать из них ту, в которой функция достигает своего минимума.

2.2 Пример решения задачи скалярной оптимизации
графическим методом

Постановка задачи: Найти минимум функции двух переменных, поиск решения на области допустимых решений D, которая образована следующими неравенствами [23]:……..

(2.8)

Критерий оптимизации: .

Строим систему координат x10x2.

Так как из условия (2.8) х1≥0 и х2≥0, то область D принадлежит первому квадранту.

Первый этап графического решения - изображение на плоскости области D.

Рассмотрим последовательно все условия (табл. 1.6).

Выбираем другое значение q, но с учётом того, что целевая функция стремится к минимуму (т.е. выберем значение меньше, чем было изначально).

Пусть q=0, т.е. строим линию, это линия уровня при q=0:

(2.8)

(2.9)

х1    
х2    

Таблица 1.6

Условие 1

х1    
х2    

D1 -множество точек (x1, x2), удовлетворяющих данному ограничению. Для этого всю плоскость x10x2 разбиваем на множество точек принадлежащих D1 и не принадлежит D1 т.е. когда условие 1 выполняется (принадлежит D1) и не выполняется (не принадлежит D1). Строим границу области D1, и x1+x2= 1

Берём любую точку с координатами (1;1)

x1+x2≤ 1

2 ≤ 1 л.

Условие 2

х1    
х2 1/4 05/4

Возьмём точку с координатами (1;1)

-4+4≥ 1

0≥ 1 л.

вверх от (2)

При рассмотрении условия (2) получили область D2, штрихуем.

Условие 3 получаем прямую параллельную оси Возьмём точку с координатами (1;1) 4·1≤ 3 4 ≤ 3 (л.) Вниз от (3) При рассмотрении условия (3) получили область D3, штрихуем.

Построены две линии уровня, причем они параллельны между собой. При переходе от линии q=2 к линии q=0 целевая функция уменьшается и т.к. надо найти минимум, то, следовательно, она улучшается, т.е. при перемещении линии уровня в направлении, указанном стрелками - целевая функция – улучшается, а это направление и есть направление вектора градиента.

Для решения задачи ЛП надо найти такую точку, чтобы она лежала в области D (прямоугольника ABCD) и при этом через неё проходила линия уровня с минимальным значением q. Очевидно, что построенная линия q=0, не является оптимальной, этим свойством будет обладать линия, проходящая через точку D.

Аналитически определить координаты точки D можно, решив совместно два уравнения для условия (2.8) и условия (2.9).

(2.10)

Таким образом, точка D имеет координаты (0,375; 0,625) и принадлежит исследуемой области D.

Линия равного уровня, проходящая через эту точку:

- это есть минимальное значение целевой функции.

Таким образом, чтобы графически решить задачу ЛП надо:

1) построить область D;

2) построить линии равного уровня целевой функции (достаточно двух линий) и определить, в какую сторону надо их перемещать, чтобы функция улучшилась;

3) найти крайнюю точку выпуклого многоугольника области D, через которую проходит линия наилучшего уровня.

Иногда линии уровня параллельны какой-нибудь линии ограничения. Тогда оптимальным решением будет не единственное значение, а целый отрезок.

Пример:

(2.11)

х1    
х2   +1


Координаты:

т.А (0;0,25)

т.В (0;0,75)

т.С (0,75;0,75)

т.E (0,375;0,625)

Рис. 2.3 – К решению задачи ЛП

Таким образом, область D - выпуклый четырёхугольник ABCD получили как пересечение подобластей D 1D 2D 3 (рис. 2.3).

Если в условии, которое образует область D, стоит только знак равно, то множество точек, удовлетворяющее ему, не область, лежащая выше или ниже прямой, а сама прямая.

Например: пусть область D задана неравенствами:

(2.12)

Строим область D, рассматривая каждое неравенство в отдельности.

условие 1 условие 2 условие 3

х1 0 2
х2 2 0
Биссектриса I и III квадрантов, точки лежат на самой прямой. Это I квадрант плоскости х12.

 
 


Рис. 2.4

В итоге область D это отрезок на прямой x1=x2 из условия (2) внутри области D1.

Второй этап- изображение целевой функции.

Целевая функция - это функция, для которой в задаче надо найти максимум или минимум. Если она зависит от двух переменных х1 и х2, то её изображение на плоскости есть линии равного уровня, т.е. таких линий, в каждой точке которых функция имеет, одинаковое значение.

Способ рассмотрения линий равного уровня рассмотрим на примере q= х2-2х1.

Зафиксируем любое значение q, например q=2.

. Это прямая, строим её на плоскости:

х1 0 -1
х2 2 0

и подписываем q=2 это линия уровня, где q=2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: