Экономические аспекты социальной деятельности

Деятельность представляет собой самую всеобъемлющую категорию человеческого существования, выражающую специфически человеческий способ активного взаимодействия с окружающим миром. Ее содержание составляет осознанное целесообразное изменение и преобразование окружающей действительности человеком. В отличие от поведения, воплощающего активность любого живого организма, деятельность предполагает осмысленность действий субъекта, их ориентированность на определенную цель, их сопряженность с действиями других людей и наличной ситуацией. В ней неразрывно взаимосвязаны внутренняя (мыслительная, бессознательная либо подсознательная) и внешняя (воплощенная в поступках) стороны. Таким образом, в содержании социальной деятельности зафиксирован не только ее субъект – «деятель», но и вкладываемый им смысл в свои действия, ориентированность этих действий на ситуацию, в которой они протекают, и на тот предмет внешнего мира, на который деятельность нацелена.

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого происходит воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение природного и социального мира. Именно в социальной деятельности проявляется активность личности и общности, их творческих качеств, установок, мотивов, поступков. В процессе деятельности выявляется определенное противопоставление субъекта и объекта деятельностной активности: личность или социальная общность противопоставляет себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Деятельность отдельной личности как минимум включает в себя:

1) отношение человека к предмету – ко всей совокупности окружающих его вещей (создаваемых, потребляемых им и т.п.);

2) его отношение к другому человеку – к людям, их группам и общностям;

3) его отношение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее многообразию;

4) отношение к обществу;

5) его отношение к самому себе.

Каждая из граней деятельности прямо или косвенно включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной человеческой деятельности (рис. 4).

Рис. 4. Виды отношений, реализующихся в деятельности

Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности (производственной, политической, военной, спортивной и т.д.) и ее результат — производственный продукт или победу на выборах, победу над врагом, спортивный результат. Именно социальная деятельность является исходным условием возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Простейшим элементом социальной деятельности выступает единичное действие. Действие как единичный акт выполнения деятельности состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контролирующей. Поэтому в его структуру входят не только реактивные и исполнительные элементы, но и элементы чувствительности, памяти, предвидения и оценки. Каждый акт действия мотивирован индивидуальностью человеческой личности, но закодирован идеалами, ценностями, нормами культуры, в рамках которой действует человек.

Чаще всего в социальной деятельности действуют не отдельные индивиды, а общности людей – семейные, этнические, профессиональные, территориальные, интегрированные и одновременно дифференцированные реализацией своих сил и способностей в различных видах совместной деятельности.

Структура социального действия включает в себя пять основных взаимосвязанных компонентов: 1)свободу выбора, осуществляемую субъектом действия, 2) осознанную цель, 3)средство достижении цели, 4)сам процесс действия, 5)результат действия (рис.5).

 
 


Рис. 6. Структура социального действия

В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру и взаимодействия его с другими людьми выделяется несколько основных типов деятельности (рис. 6):

1) экономическая, преимущественно материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);

2) познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;

6) художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей – художественных образов, стилей, форм и т.д.;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организацию, учреждение, группу и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы;

12) религиозная, связанная с осуществлением веры в Бога, соответствующих ритуалов, обрядов и т.п.

Рис. 6. Основные типы социальной деятельности

Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем (рис. 7).

1. Биологическая система (организм) служит соединительным звеном между материальным и идеальным миром и выполняет функцию адаптации. Через свойственные человеку как живому организму ощущения и восприятие устанавливается контакт с внешним миром для: а) приспособления к нему; б) манипулирования им; в) преобразования его.

2. Система личности формируется в процессе социализации индивида, направленной на интернализацию ценностей и норм, существующих в обществе. Она выполняет функцию целеполагания и целедостижения, активизирует энергию и материальные ресурсы для достижения целей.

3. Социальная система представляет собой совокупность ролевых статусов человека. Она создает социальную солидарность, налагает ограничения, поддерживает связность индивидов и тем самым выполняет функцию интеграции.

Рис. 7. Иерархизированная структура системы социального действия

(по Т. Парсонсу)

4. Система культуры есть совокупность идей, идеалов, ценностей, образцов, норм и т.д., а также осознанных действий, направленных на их создание. Она конкретизирует идеи в нормах социальной системы и интернализирует их в системе личности. Именно она предлагает или навязывает человеку нормы, идеалы и ценности, способные определенным образом мотивировать его деятельность. Своими действиями она соответствует функции латентности – «поддержания образца» путем включения человека в существующие и действующие в обществе системы культуры.

Все названные подсистемы оказывают мощное влияние на социальное действие, причем каждая стремится к поддержанию границ и интеграции, обмениваясь информацией с другими подсистемами. Все они одновременно с этим и приспосабливаются друг к другу, а возникающие в процессе такого взаимного приспособления изменения и конфликты образуют динамическую ось развития общества, совершающегося посредством многогранного социального действия.

Решающую роль экономических компонентов в общей структуре деятельности выделял выдающийся социолог Фридрих Хайек. Он неизменно подчеркивал, что именно многообразные виды экономических действий, приведшие в конечном счете через становление и развитие огромного разнообразия форм к установлению рыночного порядка, составляют основу современной цивилизации.

Деятельность в глобальном понимании и в индивидуализированном понимании имеет разные типы самоорганизации и кооперации. Вместе с тем между этими двумя формами понимания деятельности существует взаимосвязь, поскольку реализуемость целей совокупной жизнедеятельности человеческого сообщества зависит от индивидуальной активности людей.

Деятельность принято характеризовать как такую форму человеческой активности, которая направлена на преобразование различных объектов, будь то материалы, вещные процессы, социальные отношения или сам человек. Характер и способ преобразования объектов является главным мерилом человека, выражением его сущности.

Что же касается поведения, то оно характеризуется как адаптация человека к уже сложившейся природной и социальной среде. Определенные поведенческие реакции, возникающие при взаимодействии людей, характеризуются как общение, в процессе которого устанавливается понимание, необходимое для совместной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: