Рыночная экономика

Исследование рынка, его сущности, особенностей, форм проявления, тенденций развития составляет важнейший объект экономической социологии с самого начала ее зарождения и функционирования. Еще предтеча этой науки Адам Смит говорил о «невидимой руке рынка», направляющей помыслы, стремления и поступки людей, занимающихся производством и потреблением жизненно необходимых благ.

В современном понимании рынокэто социальный институт и одновременно экономический механизм, сводящий вместе предпринимателей и потребителей, продавцов и покупателей в процессе производства, распределения, обмена и потребления ими жизненно необходимых материальных и духовных благ, принимающих форму товара. В системе рыночной экономики все вещи, производимые и реализуемые на рынке, выступают как разнообразные товары. Товарэто продукт труда, отвечающий общественным и личным потребностям, произведенный для обмена посредством купли-продажи на рынке. Товаром может стать все то, что способно удовлетворять потребности человека и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, включая физические объекты (хлеб, одежда, жилища, станки, машины, книги и т.п.), лица, места, идеи, организации. Различают товары потребительского и производственного назначения, длительного и кратковременного пользования.

Чтобы более рельефно представить социально-экономическую сущность рынка и его роль в становлении и развитии капиталистической системы хозяйства, необходимо рассмотреть его основные особенности.

Первая из них заключается в том, что рынок появляется там, где возникает разделение труда и специализация работников в процессе производства различных видов продукции и услуг.

Вторая особенность состоит в том, что разделение и кооперация труда, обмен его продуктами предопределяют появление денег как средства, позволяющего измерять количество и качество товаров, а также создающего их труда и осуществлять вследствие этого обмен товарами.

Третья особенность рынка воплощается в беспрепятственном доступе на рынок покупателей и продавцов товаров и в таком же уходе с него.

Четвертая особенность проявляется в том, что именно выбор (покупка) товаров потребителями определяет, какие именно товары и услуги будут производиться.

Пятая особенность проявляется в наличии полного объема рыночной информации (о предпочтении товаров и спроса на них, ценах и т.д.) у каждого участника рыночных отношений купли и продажи.

Шестая особенность рынка воплощается в том, что на нем существует конкуренция, т.е. наличие большого количества покупателей и продавцов, вступающих в состязание друг с другом за лучшие условия купли-продажи товаров. Именно конкуренция помогает определить, как производить товары – путем минимизации издержек производства, модернизации оборудования, применения новейших технологий и т.п.

Седьмая особенность рынка заключается в невозможности влияния любого конкурента на решения, принимаемые другими участниками рыночных взаимодействий. Такая ситуация обусловлена тем, что в большинстве случаев на рынке представлено большое количество производителей либо продавцов товаров, каждый из которых производит (продает) только небольшую их часть из огромной и разнообразной массы.

Восьмая особенность рынка состоит в том, что благодаря существующей на нем динамике спроса на товары и предложения требуемых потребителями товаров и услуг продавцами (производителями) решается вопрос, для кого производятся блага, т.е. для каких групп потребителей.

Следует иметь в виду, что не только товары, но и купля-продажа товаров способны принимать самые различные формы. Ближайшая станция автозаправки, магазины по продаже овощей или компакт-дисков, модной одежды, супермаркет или Московская фондовая биржа – все это обычные, но очень различные рынки. Все эти организации и учреждения, связывая определенными экономическими отношениями потенциальных покупателей с продавцами, образуют многообразные рынки. Как видно из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, другие имеют национальный или международный характер.

Необозримое и неисчислимое многообразие товаров, способов их производства, обмена, потребления приводит и к многообразию рынков. Назовем только некоторые, наиболее важные и часто встречающиеся виды рынков. Это, прежде всего, рынок товаров, который хорошо известен каждому из нас и который представляет собой сферу обращения или совокупность актов купли-продажи определенных видов товаров в соответствии с их функциональным назначением. Но чтобы произвести определенный товар, необходимо применить рабочую силу, которая реализуется посредством рынка труда. Рынок труда –это специфический рынок, на котором происходит купля-продажа совершенно своеобразного товара – рабочей силы –в соответствии со спросом и предложением на этот вид товара.

Наряду с названными существует рынок сырьевой, представляющий собой сферу купли-продажи сырья – нефти, газа, угля, руды и т.д. – для дальнейшего его использования в процессе производственной деятельности и создания различных товаров. Выделяется также потребительский рынок — совокупность отдельных лиц или хозяйств, покупающих или приобретающих иным способом товары и услуги для личного потребления. В развитой рыночной экономике важную роль играет рынок ссудных капиталов –сфера формирования спроса и предложения на свободные денежные средства, превращения их в ссудный капитал и перераспределения его между участниками воспроизводства. Продавцами на нем выступают коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании и др., а покупателями – государство, промышленные и торговые фирмы, отдельные лица. Многим людям хорошо известен валютный рынок –официальный центр, в котором сосредоточены купля-продажа и обмен иностранных валют, чеков, векселей, переводов и аккредитивов в иностранной валюте. Хорошо известен также рынок жилья, представляющий собой совокупность экономических отношений между продавцами жилья (его собственниками) и покупателями. Существует также рынки внутренние и внешние, международные, свободные, регулируемые, страховые, фондовые, ценных бумаг, «черные» (нелегальные) и др.

Рыночная система представляет собой многосложную совокупность взаимодействий и связей хозяйствующих субъектов (отдельных индивидов и их групп, организаций), производящих различные виды продукции, изначально предназначенные для обмена, посредством которого свободно выбранные индивидуальные экономические решения и действия учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Рыночная система служит только социально-экономическим механизмом, помогающим обществу распределять материальные, финансовые, трудовые ресурсы и определять, какую производить продукцию, но именно посредством данной системы эти решения осуществляются практически. Совокупность всех этих связей и взаимодействий образует то, что называют рыночной экономикой.

Рыночная экономикаэто экономика, базирующаяся на товарно-денежных отношениях, на рыночных взаимодействиях купли и продажи товаров. Она представляет собой сложный социально-экономический механизм, который объединяет людей, различные виды деятельности и производства и функционирует с помощью системы цен и рынков. Ее становление и развитие связано с частной собственностью, наличием конкуренции между товаропроизводителями, свободой выбора и реализации принимаемых решений хозяйствующими субъектами. В ее основе находится ориентация на потребителя и удовлетворение его запросов. Осуществляемая в ее рамках производственная деятельность преследует в качестве цели получение прибыли. В современном обществе она возможна только при многообразии форм собственности, способов хозяйствования и конкуренции, что создает условия для функционирования товарного производства и обеспечивает постоянный баланс между спросом на товары и предложением.

Важнейшим компонентом, сердцевинойрыночной системы является активный и целеустремленно мотивированный хозяйствующий субъект, будь то предприниматель, наемный работник или потребитель. Многочисленные и очень различные хозяйствующие субъекты вступают между собой в экономические отношения, также отличающиеся огромным разнообразием. Эти отношения в рыночной экономической системе неизбежно приобретают рыночный характер. Рыночные отношения – это экономические отношения, основанные на заинтересованности производителей в получении прибыли путем организации производства и товарного обращения, т.е. обмена денег на товар и товара на деньги.

В совокупности рыночных отношений наиболее важную роль выполняют отношения собственности и хозяйственные отношения. Отношения собственности имеют определяющее значение, поскольку собственность отражает право владения имуществом, принадлежащим одному, нескольким лицам или государству. Отношения собственности включают в себя: 1) право доступа к ресурсам и владения ими; 2) способы оценки и использования ресурсов; 3) право на использование ресурсов; 4) формы защиты ресурсов и предоставления их другим лицам либо организациям.

Хозяйственные отношения характеризуются тем, что они: 1) базируются на отношениях собственности; 2) укоренены в социальных структурах общества; 3) опираются на широкие социально-культурные основания, образуемые традициями, обычаями и нормами поведения и ценностными ориентациями, свойственными различным социальным группам и обществу в целом.

Рассмотрение рынка как сложноструктурированной социальной системы позволяет понять, почему на формирование и развитие этой системы оказывают воздействие не только экономические, но и социальные, социокультурные, политические, психологические и иные факторы. Их сложная совокупность может быть разделена на несколько групп.

1. Социальные: сущность и характер общественного производства, социальная структура общества, способы и формы распределения материальных и духовных благ между членами общества, профессиональная дифференциация населения и др.

2. Экономические: уровень развития производства, производительность труда, формы собственности, денежные и совокупные доходы населения и различных его групп, уровень цен, налогов, тарифов и льгот, соотношение товарной и нетоварной форм потребления, структура рынка, степень обеспеченности населения товарами и особенность его торгового обслуживания.

3. Технико-технологические: степень технической оснащенности производства и его технологии, уровень его наукоемкости, инновационной восприимчивости и д.р.

4. Политические: сущность политической системы, особенности политического режима, структура и формы государственного устройства, внутренняя и внешняя политика государства, особенности государственного регулирования экономики, степень обеспеченности политических прав и свобод граждан.

5. Социокультурные: уровень развития культуры, своеобразие традиций и обычаев, норм поведения, структура ценностных ориентаций различных социальных групп, потребительские предпочтения и вкусы населения, влияние на эти вкусы моды, рекламы и т.д.

6. Демографические: численность населения, его половозрастной состав, соотношение между городским и сельским населением, размер и состав семей, их типология, миграция населения.

7. Психологические: типология и особенности психологии групп производителей и покупателей, их склонности, привычки, особенности мировоззрения и установок.

8. Природно-климатические: климат, рельеф местности, наличие природных ископаемых, водоемов; флора и фауна.

Каждая из групп факторов, воздействующих на развитие рынка, в свою очередь может быть дифференцирована на более узкие по объему охватываемых явлений и процессов компоненты. Так, в экономической группе факторов, оказывающих влияние на динамику рынка, важнейшая роль принадлежит производительности труда. Она выражает эффективность труда в процессе производства и измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции. Будучи самым мощным фактором развития рыночной экономики, производительность труда сама зависит от целой совокупности факторов. Одним из них является основной капитал – та часть производительного капитала, которая составляет затраты на машины, оборудование, здания, сооружения и переносит свою стоимость на вновь создаваемый продукт в процессе труда. Кроме основного капитала на производительность труда влияют природные ресурсы, используемые в процессе трудовой деятельности (металл, энергия и т.д.), технология, качество труда, эффективность системы управления, деловой и социально-психологический климат в организации, размер внутреннего рынка, обеспечивающего предприятиям возможность реализовать производимую ими продукцию.

В совокупности фундаментальных факторов развития рыночной экономики наряду с производительностью труда важная роль принадлежит:

а) фактору спроса, содействующему повышению уровня совокупного спроса на производимые товары и обусловливающему тем самым экономический рост, увеличение производительного потенциала экономики;

б) фактору предложения, представляющему собой увеличение наличного количества ресурсов, повышение его качества или расширение технических знаний, которые создают для экономики условия для производства большего объема товаров и услуг;

в) фактору производства, который включает в себя экономические ресурсы: землю, капитал, труд, предпринимательские способности;

г) фактору распределения, воплощающему в себе способность экономической системы перераспределять рынок с целью обеспечить дальнейший экономический рост;

д) фактору повышения (понижения) цены, т.е. тому влиянию, которое оказывает на конкурентном рынке повышение спроса или сокращение предложения.

Рынок как социально-экономический институт изначально ориентирован на производство товаров с целью их продажи. Поэтому в его функционировании существенную роль играет изучение спроса на товары и услуги. Спросэто представленная на рынке потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами. Для определения уровня спроса необходимо изучать потенциальных потребителей товаров и услуг, их потребности, вкусы, запросы, изменчивость этих запросов и т.п. Важно установить, существует ли платежеспособный спрос, т.е. спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами покупателей, является ли спрос действительным или ажиотажным, повышенным или падающим и т.д. В связи с этим важное значение имеет сегментация рынка как весьма существенный элемент стратегии маркетинга. Маркетинг –это система мероприятий по комплексному изучению рынка и установлению возможности активного воздействия на покупательский спрос с целью удовлетворения потребностей и запросов потребителей. Осуществляемая в процессе маркетинга сегментация рынка воплощается в разделении рынка на конкретные группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться определенные товары и услуги в соответствии с особенностями свойственных им потребностей, запросов и предпочтений. Сегментация рынка проводится по разным критериям (социально-экономическому статусу потребителей, по их демографическому составу, географическому размещению – регион, город, село), по природно-климатическим условиям проживания, по поведенческим стандартам и т.д. Сегментация рынка позволяет фирмам и корпорациям учитывать изменение потребительского спроса.

Изучение спроса неизбежно приводит к определению объема и динамики предложения. Оно представляет собой объем товаров и услуг, которые продавцы предлагают на рынке покупателям по разным ценам в течение определенного периода. В условиях рыночной экономики изучению соотношения спроса и предложения придается первостепенное значение, так как оно дает возможность занять свободную нишу на рынке, организовав производство нового товара, и тем самым обогнать конкурентов.

Динамика спроса и предложения создает конъюнктуру рынка, т.е. такое его состояние, которое характеризуется соотношением спроса и предложения на товары и услуги, уровнем цен, курсом ценных бумаг и т.п.

Общество, стремящееся не допустить социальных потрясений, проявляет заботу о корректировании рыночной стихии, применяя ряд ограничителей. К этому многие страны вынудила Великая экономическая депрессия XX столетия, когда оказалось, что нерегулируемая рыночная экономика может довести страну до глубочайшего экономического кризиса. Тогда стало ясно, что без государственного регулирования рыночной экономики не обойтись. Оценивая современное состояние взаимодействия рынка и государства, известный американский экономист Гарри Шварц подчеркивает, что нигде в мире не встретишь сейчас абсолютно нерегулируемой, бесконтрольной рыночной экономики.

Экономическая роль государства в развитии рыночной системы проявляется в том, что оно:

1) повышает эффективность производства, поддерживая конкурентную среду и создавая общественные блага;

2) обеспечивает социальную справедливость, используя программы для перераспределения доходов среди определенных групп населения;

3) содействует макроэкономической стабильности и экономическому росту путем снижения уровня безработицы и инфляции.

Основными инструментами воздействия государства на рыночную экономику являются:

а) налоги на доходы, товары и услуги;

б) расходы на некоторые виды товаров и услуг (например, производство подводных лодок, охрана правопорядка, развитие образования);

в) регулирование и контроль, которые побуждают граждан осуществлять, улучшать или прекращать определенные виды экономической деятельности;

г) проведение международной экономической политики;

д) создание правовой базы, обеспечивающей защиту прав собственности, предпринимательства, наемного работника и т.п.

Поскольку государство осуществляет властные функции и оказывает решающее воздействие на все сферы общественной жизни, включая и экономику, его отношения с рынком являются асимметричными, т.е. не несут на себе признаков взаимности. Причем данная асимметричность направлена сверху (с вершин государственной власти) вниз – на участников рыночных взаимодействий, т.е. имеет вертикальную направленность. Однако регулирование экономической деятельности в рамках рыночной системы характеризуется на только вертикальной, но и горизонтальной направленностью. Горизонтальное регулирование рыночных взаимодействий осуществляется посредством двух социально-экономических механизмов – формальных договоров (контрактов) и деловых сетей. Формальные договоры создают предпосылки для искоренения обмана и дискриминации контрагентов хозяйственной деятельности (партнеров), и тем самым служат соблюдению предпринимателями деловых обязательств в отношениях с другими предпринимателями, наемными работниками, потребителями и др.

Сложность и трудность реформационных процессов в обществе возрастают в связи с тем, что речь идет не просто о развитии рынка, но о становлении социально ориентированной рыночной экономики. Ее отличительными особенностями являются:

1) плюрализм собственности;

2) функционирование государственного сектора;

3) максимально возможное развитие физического, интеллектуального, духовного потенциала страны, ее граждан;

4) формирование интенсивно действующего комплекса трудовой мотивации, отвечающей требованиям рынка и ориентированной на расширенное воспроизводство не только «экономического человека», но и «человека социального»;

5) удовлетворение наиболее значимых потребностей всех групп населения путем рационального перераспределения доходов;

6) создание таких социально-экономических условий, которые бы исключали узурпацию власти одним лицом или группой лиц, подавление прав и свобод личности.

Контрольные вопросы

1. Каковы цели развития экономики?

2. В чем сущность социологического подхода к изучению экономики?

3. Что представляет собой социальная структура общества?

4. Каковы механизмы, регулирующие экономическую деятельность?

5. Как Вы представляете экономику как социальный процесс?

6. Каковы организационно-технические аспекты разделения труда?

7. В чем сущность разделения труда?

8. Каковы особенности разделения труда в различных эпохах?

9. Почему перемена труда – объективная необходимость?

10. Каково содержание закона перемены труда?

11. Что движет развитием крупной промышленности?

12. Почему конкуренция выступает как объективный закон?

13. Каковы основные формы проявления закона конкуренции?

14. Каковы факторы конкурентоспособности?

15. Что представляет собой рынок в современных условиях?

16. Каковы особенности рынка как социального института?

17. Какие виды рынков Вы знаете?

18. Что представляет собой рыночная экономика?

19. Какие факторы влияют на формирование и развитие рыночной системы?

Литература

1. Бабосов Е.М. Экономическая социология: Вопросы и ответы. – Минск: ТетраСистемс, 2004.

2. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. – Новосибирск: Наука, 1991.

3. Радаев В.В. Экономическая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2005.

4. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. – М.: Филинъ; Минск: Беларуская навука, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: