Инновационная деятельность как фактор развития экономики

В начале ХХ в. С.Н. Булгаков, разрабатывая философию хозяйства, писал: «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них что хочет. Он создает как бы свой новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту – он творит культуру». Творчество – это конструктивная деятельность по созданию нового.

Важнейшие виды (и результат) творчества – открытие и изобретение. Открытие устанавливает ранее неизвестные в науке объективные закономерности, явления, свойства, эффекты, вносит коренные изменения в существующие научные знания. Изобретение связано с применением открытий или уже известных законов для создания новых систем, их отдельных компонентов. Открытие касается того, что уже существовало или существует в реальном мире; изобретение творит то, чего на данный момент нигде нет, и, следовательно, формирует так называемый искусственный мир – мир техники и новых социальных отношений.

Последнее десятилетие в нашей стране и во всем мире быстрее, чем когда-либо прежде, менялись политические, социальные, научно-технические и экономические условия хозяйствования. Сегодня все эти изменения в обобщенном виде выступают как глобальные перемены в мировоззрении и жизнедеятельности общества. Они ведут к необходимости освоения новых форм организации производства, методик образования, способов распределения ресурсов, новых процедур принятия политических решений и т.д. Идет становление мировых коммуникационных инфраструктур, основанных на самых совершенных информационных технологиях. По оценкам экспертов, уровень и масштабы научно-технологических знаний общества будут удваиваться каждые пять лет. При этом возрастает технологичность научных знаний, их инструментальные возможности. Для решения сложных исследовательских проблем требуется все более сложное оборудование, добавление новых знаний к уже существующим становится все дороже. Формируется новое миропонимание и новый тип научной рациональности, познавательной и созидательной деятельности, в том числе в сфере хозяйствования. Стержнем современного хозяйствования является инновационная деятельность.

В отечественной научной литературе под инновационной деятельностью в широком смысле принято понимать деятельность, направленную на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребности общества в конкурентоспособных товарах и услугах. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл.

В зависимости от предметного содержания различают новации технические (продуктивные, технологические) и социальные (экономические, организационные, культурные, а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений – радикальные и совершенствующие.

Основным критерием отнесения деятельности к инновационной является наличие в ее структуре элементов поиска разрешения противоречий или новизны. Инновация возникает в результате того, что человек постоянно проявляет исследовательский интерес к тем или иным явлениям, которые стали для него проблематичными, вызывают внутреннее напряжение своей необычностью, новизной, заставляют думать и действовать, отвечать на них своими инновациями. Эти явления могут возникнуть не только в окружающей среде, но и в самом человеке, в сфере его ценностей и потребностей и т.д. Инновация – это вновь созданная посредством творческой деятельности духовная реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией.

Выделяют следующие виды новизны: новизна абсолютная (принципиально неизвестное новшество, отсутствие аналогов и прототипов), относительная новизна (местная, частная, условная), псевдоновизна (стремление сделать не лучше, а иначе), изобретательские «мелочи».

Понятием «инновация» в обыденной жизни определяется и само новшество, и процесс введения этого новшества в практику, требующий нового уровня реализационной власти.

В научной же литературе часто различают понятия «новшество» и «инновация». Новшество – это средство деятельности, обладающее определенной степенью новизны. Инновация – деятельность по осуществлению новизны, имеющая свои этапы и стадии. Инновацию необходимо рассматривать как комплексный целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения ее эффективности.

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в ХIХ в. и означало «введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале ХХ в. оформилась новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Смысл приставки «ин-» к термину «новация» обусловлен тем, что процесс введения нового в технологически устоявшийся процесс связан с рядом трудностей (даже в материальных технологиях). Любое, пусть незначительное новшество нарушает рационально сложившийся порядок технологии деятельности. И часто этот устоявшийся порядок может отторгнуть данное новшество, не воспринять его, несмотря на всю его разумность и перспективность. Поэтому требуются специальные процедуры, направленные на «пересадку» нового в «организм» традиционного. Чем сложнее технология деятельности, тем активнее ее защитная реакция на разного рода нарушения, в том числе и новаторского характера. На это объективное обстоятельство, к сожалению, обращают недостаточно внимания, подменяя его рядом субъективных факторов.

Экономическая наука освоила понятие «нововведение» (инновация) лишь в начале ХХ в., обозначив им новые комбинации из имевшихся элементов, предпринимавшиеся субъектами хозяйственной жизни и выступавшие как источник предпринимательской прибыли и одно из важнейших средств преодоления циклических кризисов.

После кризиса 30-х гг. на Западе среди менеджеров становится популярным термин «инновационная политика фирмы». Тогда же начались, а в 50–70-х гг. получили широкий размах эмпирические исследования технических и организационно-управленческих инноваций, осуществлявшихся фирмами и другими деловыми организациями.

Выделяют четыре основные закономерности протекания инновационного процесса:

· финальная реализация инновационного процесса;

· необратимая дестабилизация инновационной среды;

· стереотипизация инноваций;

· циклическая повторяемость и возвращаемость инноваций.

Сущность финальной реализации инновационного процесса заключается в том, что любой инновационный процесс, возникший в результате поиска методов и средств разрешения назревших противоречий, должен рано или поздно (сознательно или стихийно) реализоваться.

Итак, инновационная деятельность – это деятельность, направленная на создание, распространение и использование новшества.

Рассмотрим основные блоки инновационной деятельности.

1. Замысел и мотивы необходимых инноваций. Они определяются, с одной стороны, проблемами среды, в которой осуществляется инновационный процесс, с другой стороны, субъективными стремлениями и возможностями деятелей. Соизмеримость стремлений и возможностей деятелей со средой их действия выражается общей целью их инновационной деятельности. Успешность реализации цели зависит от способности нововведения разрешить противоречие и уровня взаимодействия субъектов инновационного процесса.

2. Важным компонентом инновационной деятельности является распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики, прогноз последствий в инновационной среде с учетом специфики ее функционирования, а также изучение динамики реализации нововведения.

3. Проектирование инновационной деятельности. Оно начинается с генерации облика нововведения (обликовое проектирование), затем составляется спецификация программы инновационных действий и, наконец, проектируется программа внедрения новшества.

4. Процесс реализации нововведений. Реализация нововведения вызывает к жизни разнообразные комбинации событий, фактов и возможностей, координировать которые призван механизм управления, соответствующий мотивам введения инновации. Для формирования режима лояльности к нововведению субъектов совместной инновационной деятельности необходимо организовать процесс обучения, в результате которого создается атмосфера профессионального доверия и взаимопонимания, налаживается компетентное сотрудничество. Большое значение при этом имеет наличие достаточной и авторитетной научной информации. Уже на этапе целеполагания нужны процедуры выявления, уточнения и согласования методологических позиций участников инновационной деятельности. Наиболее эффективны в этом смысле дискуссии на конференциях, семинарах, совещаниях.

5. Оценка последствий инновационной деятельности. Этому блоку часто уделяют очень слабое внимание.

Инновационная деятельность всегда сложна и неоднозначна. Сегодня, когда инновационная деятельность приобрела массовый характер, на всякого рода новации тратятся огромные материальные, денежные и духовные ресурсы. Но, как показывает практика, многие новации, иногда даже самые разумные, проваливаются. Общество, предприятия, люди несут большие потери от глупых новаций и грубой инновационной деятельности. Мы неоднократно были свидетелями полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления разного рода инновационных процессов.

Интегральной характеристикой субъектов инновационного процесса является их инновационная способность, т.е. способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного. Выбор инновационного поведения, ролевой позиции в инновационном процессе определяется уровнем инновативности каждого конкретного субъекта, его предрасположенностью к новаторству, уровнем готовности к восприятию инноваций вообще.

Контрольные вопросы

1. Почему экономическое сознание выделяется в самостоятельный вид общественного сознания?

2. В чем сущность онтологического, гносеологического и социологического подходов к обоснованию понятия экономического сознания?

3. В чем сущность экономического сознания?

4. Что такое «экономическое мышление»?

5. Каковы пути и направления развития экономического сознания?

6. Каково содержание экономического мышления?

7. Что такое деятельность?

8. Каковы виды отношений, реализующихся в деятельности?

9. Какова структура социального действия?

10. Какие Вы знаете типы социальной деятельности?

11. В чем сущность понятия «инновация»?

12. Какова структура и динамика инновационной деятельности?

Литература

1. Бабосов Е.М. Экономическая социология: Вопросы и ответы. – Минск: ТетраСистемс, 2004.

2. Верховин В.И., Зубков В.Л. Экономическая социология: Монография. – М.: Изд-во РУДН, 2002.

3. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. – Новосибирск: Наука, 1991.

4. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1995.

5. Основы экономической психологии: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.М. Соколинского. – М.: ФА, 1999.

6. Радаев В.В. Экономическая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2005.

7. Слезингер Г.Э. Социальная экономика: Учебник – М.: Дело и сервис, 2001.

8. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. – М.: Филинъ; Минск: Беларуская навука, 2000.

9. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: