Классификация олигофрений, клиническая картина

Степень выраженности олигофрении может быть различной. По степени умственной недостаточности у пациентов олигофрения подразделяется на три группы: дебильность, имбецильность, идиотия.

Идиотия – наиболее выраженная форма врожденного умственного слабоумия (IQ<20). У больных либо нет реакции на обычные раздражители, либо она неадекватна.

С раннего детства отмечается выраженное отставание больных в психическом и физическом развитии. Большинство больных идиотией страдают гипокинезией - они неподвижны или резко ограничены в подвижности. Выражение лица обычно бессмысленное, речь не формируется. Рот открыт, иногда течёт слюна, взгляд не фиксируется на объектах и лицах, они могут издавать только нечленораздельные звуки, отдельные слоги. Предоставленные самим себе, они остаются неподвижными или впадают в бессмысленное непрерывное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т.п. Обращенную к ним речь не понимают, с ними возможны лишь самые примитивные формы общения.

Навыки самообслуживания и опрятности не формируются, они страдают недержанием мочи и кала. Поведение внешне немотивированное. Дети, страдающие идиотией, не могут жевать и проглатывают пищу непрожёванной, могут питаться только жидкой пищей. Не отличают родных людей от посторонних.

Эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика. Очень легко возникает аффект злобы, проявляющийся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят себе удары, бьются головой о стену). Часто больные олигофренией поедают нечистоты, жуют и сосут всё, что попадается под руку, упорно мастурбируют. Глубокому недоразвитию психики нередко соответствуют грубые дефекты физического развития.

Больные идиотией дети не способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Имбецильность – средняя степень слабоумия, IQ =20-50. У больных этой группы медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые больные нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Только часть больных с имбецильностью осваивают основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. При умеренной умственной отсталости интеллект не развит в достаточной степени. Больные не могут усваивать систему морально-нравственных запретов и основные нормы социально значимого поведения. Они не способны к самостоятельной семейной, общественной и трудовой деятельности. Вместе с тем, имбецилы могут освоить элементарные житейские навыки, следить за собой и своей одеждой, научиться простой механической работе (носить воду, полоть огород), которую выполняют под присмотром других.

При этом отмечаются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость. Эмоции бедны, однообразны все психические процессы тугоподвижны и инертны. На перемену обстановки они дают негативную своеобразную реакцию. В то же время личность их более развита, чем при идиотии – они обидчивы, стесняются своих недостатков, адекватно реагируют на порицание или похвалу. Не обладая инициативой и самостоятельностью, лица с имбецильностью легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в постоянном надзоре и опёке. Следует учитывать также повышенную внушаемость пациентов, страдающих имбецильностью и склонность к слепому подражанию.

В соответствии с МКБ-9 имбецильность подразделяется:

- на резко выраженную умственную отсталость (IQ = 20-34);

умственную отсталость средней степени тяжести (IQ =35-49).

Дебильность – легкая степень умственной отсталости. IQ = 50-70. Больные этой группы олигофрении, хотя и приобретают речевые навыки с задержкой, способны использовать речь в различных целях, участвовать в клиническом расспросе. Они могут учиться и в нормальной школе, но успевают плохо и нередко оставляют школу после двух-трех лет обучения. Способны усвоить трудовые навыки наиболее простого характера. Основные затруднения обычно наблюдаются при повышении требований социальной среды, необходимости освоить чтение и письмо, ориентации в символической среде, "осложненной" контекстами, значениями и ценностями. Лица с легкой умственной отсталостью справляются с требованиями, связанными с семейной жизнью, воспитанием детей или с адаптацией к культурным традициям и нормам. Они повышенно внушаемы, склонны к подражанию, что в отдельных случаях может использоваться другими лицами в целях совершения преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: