Правовой статус человека и гражданина в демократическом обществе представляет собой юридическое закрепление фактического положения физических лиц в обществе действующим в стране законодательством.
В полном объеме правовой статус регулируется всей совокупностью нормативных актов, действующих в стране. Если же говорить об основах правового статуса как институте конституционного права, то они закреплены нормами конституции страны.
Правовой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.
Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет конституционное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека, основные права и свободы, обязанности. К конституционным принципам правового положения человека относятся равноправие граждан, неотчуждаемость, непосредственное действие прав и свобод, гарантированность прав, свобод, соответствие международно-правовым актам, запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция указывает, что перечисленные ею основные права и свободы не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.
|
|
Права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат ему от рождения. В государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Россия закрепляет за человеком права и свободы, признанные международным правом. Все равны перед законом и судом. Все права и свободы действующие. Их обязаны обеспечить государственные органы власти, местного самоуправления в пределах их компетенции. Установлены границы прав и свобод человека, которую он реализует своим поведением. Они закреплены в правиле: осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Человеку разрешено все, что не запрещено законом.
Государство не может ограничить права человека без законного на то основания (например, в условиях ч. п.). Но и в этом случае не все они могут быть ограничены (ст. 56).
На территории государства проживают физические лица трех категорий: собственные граждане, иностранцы и лица без гражданства. В силу суверенитета государство наделяет их определенным объемом прав и обязанностей, совокупность которых непосредственно зависит от наличия у конкретного лица такого юридического качества, как гражданство. По правовой природе гражданство является важнейшей предпосылкой для установления правового статуса личности в государстве.
|
|
Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав свобод и обязанностей, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Отношения, связанные с гражданством, регламентируется Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве РФ», а также Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ утвержденное Указом Президента РФ.
Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь с государством (в данном случае с РФ), выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами (паспортом гражданина РФ, свидетельством о рождении, иным документом, содержащим указание на гражданство). Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть.
Гражданство РФ является единым (ст. 6 Конституции РФ).
Деление прав и свобод осуществляется по разным основаниям. Чаще по содержанию (условно) делят на:
а) личные (гражданские) – право на жизнь...(ст. 20 – 28);
б) политические – свобода мысли и слова...(ст. 29 – 33);
в) социально – экономические – право на труд...(ст. 34 – 44).
Конституция, закрепляя основы правового статуса, исходит из гарантированности прав и свобод, т. е. это определенные условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. К таковым, общие (политические, экономические...) и специальные (юридические) гарантии. Закреплено право на юридическую помощь. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). Причем в случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется бесплатно. Главным гарантом прав и свобод человека выступает государство. К ним относятся:
- судебная защита, вплоть до Европейского суда, особая роль в защите прав Конституционному Суду РФ;
- гарантом прав личности является Президент РФ. Для усиления гарантий соблюдения прав граждан создан институт Уполномоченного по правам человека при Президенте РФ.
Предусмотрены и процессуальные меры защиты. В частности, человек реализуя свое право на защиту, при обращении в соответствующие органы определены сроки их рассмотрения и обязательность ответы на них.
Вместе с тем Основной закон предусматривает и участие самого человека в защите им своих прав и свобод. В ч. 2 ст. 45 указывается, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Если права, свободы это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, то Конституция РФ также закрепляет и обязанности. Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства к человеку, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства и жизнедеятельность общества.
Обязанности – это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица. И если они не выполняются, то к данному лицу могут быть применены соответствующие меры государственного принуждения.
Конституция РФ называет следующие обязанности:
- соблюдение Конституции и законов ч.2 ст. 15;
- осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц ч. 3 ст. 17;
- забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей;
|
|
- трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях ч. 2 и ч.. 3 ст.38;
- основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования ч. 4 ст. 43;
- каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры ч. 3 ст. 44;
- каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы ст. 57;
- каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам ст. 58;
- защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации ч. 1 ст. 59.
6.4. Система органов государственной власти в РФ: понятие, виды, нормативное регулирование, основные функции
Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства – это один из каналов, через который народ осуществляет свою власть. Важнейшая черта государственного органа то, что он наделен властными полномочиями, его действия имеют властный характер. Государственные органы в пределах своих прав принимают решения по вопросам, отнесенных к их ведению, издают правовые акты, обязательные для исполнения, осуществляют меры во исполнение принятых решений. Реализация полномочий в необходимых случаях обеспечивается государственным принуждением.
Властные полномочия государственных органов реализуются в рамках их компетенции и закрепленные нормативными правовыми актами.
Т. о. государственный орган – это часть госаппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Государственные органы РФ образуют единую систему. В нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов.
Государственные органы могут классифицироваться (различаться) по различным критериям (основаниям):
По порядку формирования (избираемые – назначаемые);
|
|
По способу принятия решения (единоличные – коллегиальные);
По территориальности органы государственной власти делятся на федеральные и органы субъектов РФ
Наибольшее значение выделение видов государственных органов в соответствии с конституционным принципом разделения властей на (законодательную, исполнительную, судебную).
Согласно ч.1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Россииосуществляют:
а) Президент РФ
Его статус определен гл. 4 Конституции РФ. Он глава государства. Гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ.
Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Президент избирается на 6 лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он не может занимать должность более 2-х сроков подряд.
Президент не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Большое влияние имеет на все ветви власти, особенно на исполнительную, имея весомые полномочия по воздействию на нее.
б) Федеральное Собрание
Парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ. Ф.С. состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Это постоянно действующий орган. Палаты заседают раздельно. Могут совместно собираться для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Ф.С. регламентируется гл.5 Конституции РФ законами: «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ», «О выборах Государственной Думы Федерального собрания РФ» а также своими регламентами палат.
В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один избирается от Белгородской областной думы, 2-й от губернатора области с согласия областной думы. Сенаторы назначаются (избираются) на период полномочия органа его назначившего (избравшего).
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
Палаты из своего состава избирают председателя, заместителей, образуют комитеты и комиссии.
Вопросы (функции) палат в соответствии с Конституцией РФ, отнесенные к их полномочиям. Законы РФ принимаются Государственной Думой.
Порядок принятия законов.
Законопроект вносится установленными субъектами законодательной инициативы (ст. 104) в соответствующие комитеты и комиссии, после их рассмотрения они проходят этапы рассмотрения:
ГД СФ Президент (подписывает и обнародует)
Федеральные законы принимается Госдумой большинством, а Федеральный конституционный закон не менее 2/3 голосов (в3х - чтениях, исключение бюджет в 4-х); СФ одобряет ФЗ более половиной членов этой палаты, ФКЗ не менее 3/4 голосов членов палаты. После чего на подпись Президенту РФ. СФ и Президент РФ право вето на законы, исключение ФКЗ.
Право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ).
в) Исполнительная власть