Англо-саксонская правовая семья или система «общего права». 15 страница

Верховенство закона. Закон – акт высших органов го­сударственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому закон­ность связывается с господством, прежде всего, законов. Вся­кое издание норм права, противоречащих закону, есть нарушение законности, как и точное выполнение требований норма­тивного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет конституция – основной закон государства. А потому в содержании законно­сти как важнейший компонент выделяется конституционная законность.

Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это оз­начает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

Равенство всех перед законом. Перед законом все долж­ны быть равны. У всех должна быть равная обязанность со­блюдать правовые предписания, в равных условиях все дол­жны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот прин­цип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под дей­ствие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею спра­ведливости, гарантии личности от злоупотреблений со сто­роны других субъектов, в том числе представителей власти.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных пред­писаний (обязанностей и запретов), их безусловную обяза­тельность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и сво­бод. Это требование обращено не к управомоченному субъек­ту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государ­ства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защи­ту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широ­кий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализа­ции, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным орга­нам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение пра­ва – деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных право­применительных актов.

Последовательная борьба с правонарушениями. Закон­ность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонару­шений устранялись, а виновные в их совершении привлека­лись к ответственности.

Недопустимость произвола в деятельности должност­ных лиц. Законность есть антипод произвола – деятельно­сти, основанной не на нормах права, а на субъективист­ских, произвольных решениях. Должностные лица, прини­мая властное решение, должны руководствоваться не сию­минутными личными или групповыми интересами, а конк­ретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и тре­бования морали. Это правило обращено не только к право­применительным, но и к правотворческим органам, кото­рые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюн­таризма.

С учетом сказанного можно дать следующее определе­ние законности.

Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний пра­вовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произво­лом в деятельности должностных лиц, в обеспечении по­рядка и организованности в обществе.

Подлинная, реальная (а не формальная законность) дол­жна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуман­ный характер.

Основные принципы законности:

Единство законности. При всем многообразии действу­ющих законов и нормативных актов, при всех местных осо­бенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конк­ретном предприятии) своей законности, отличной от обще­государственной. К сожалению, в нашей стране этот прин­цип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регио­ны принимают нормативные акты, противоречащие феде­ральным законам и даже Конституции РФ. Подобное поло­жение нарушает единство законности, снижает эффектив­ность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

Всеобщность законности. Данный принцип характери­зует действие законности по кругу лиц. Законность не мо­жет быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должно­стные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не от­дельные граждане, так как последние якобы своими дей­ствиями не нарушают этого режима. Действительно, непра­вомерная деятельность государственных органов, должност­ных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый харак­тер, если налицо рост преступности, режим законности, безусловно, нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью госу­дарственных органов.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достиже­нию целей государства и общества, насколько она обеспечи­вает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответствен­ности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины.

Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное позволяет говорить о презумпции целесо­образности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъек­тивного отношения субъектов реализации права к его нор­мам. Только политико-правовой режим законности, основан­ный на целесообразности, может оградить общество от слу­чайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

В силу формальной определенности закон не может из­меняться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы мо­гут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы наруша­ются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т.е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесооб­разны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний мо­жет вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

Иначе говоря, с точки зрения целей правового регули­рования в любой ситуации целесообразно следовать предпи­саниям закона, а отступление от них всегда нецелесообраз­но. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

Несколько иначе целесообразность проявляется в про­цессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности.

Основанное на принципе законности, право само пре­доставляет возможность учитывать фактор целесообразнос­ти в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного слу­чая – выбор целесообразного решения. Не случайно пра­вовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

Отдельные авторы, рассматривая принципы законнос­ти, в качестве таковых называют «связь законности с куль­турностью», «единство законности и справедливости» и т.д. Не отрицая подобного единства, можно отметить, что связи за­конности с иными явлениями не могут выступать в качестве принципов. Кроме того, все они охватываются содержанием принципа целесообразности.

Важно отметить, что благодаря своим прин­ципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недо­оценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулиро­вания в целом.

Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто на­блюдаются отступления от правовых предписаний. Следова­тельно, реальная законность имеет количественные показа­тели, которые определяют ее уровень в конкретном обще­стве.

Гарантии законности

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно.

Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реали­зацию, т. е. гарантии законности. Гарантировать законность – значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Общие условия – объективные (экономические, по­литические и т.д.) условия общественной жизни, в кото­рых осуществляется правовое регулирование.

Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.

Нередко в литературе общие условия как гарантии за­конности трактуются чрезвычайно широко. Под экономичес­кими гарантиями понимается существующая система хозяй­ства, форма собственности, под политическими – полити­ческая система, под социальными — классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий не может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состо­яние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те фак­торы, которые положительно воздействуют на реализацию права.

Важной предпосылкой наилучшего использования бла­гоприятных условий в деятельности по укреплению закон­ности является их максимально возможная конкретизация. Экономический строй, политическая система, господствую­щая идеология вряд ли могут рассматриваться как факто­ры, обеспечивающие законность. Проанализируем это по­ложение на примере собственности. Длительное время счи­талось, что социалистическая собственность (в отличие от частной) сама по себе является условием обеспечения за­конности. Такое вывод основывался на предположении, что она порождает у человека чувство хозяина, собственника средств производства, способствуя их сохранению, приум­ножению, защите. Однако, как мы все убедились, социали­стическая собственность стала причиной рождения и дру­гих, чуждых законности явлений – бесхозяйственности, хищений и т.д.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют ук­реплению законности, создать предпосылки для их разви­тия и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

Общие ус­ловия, выступающие гарантиями законности:

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выс­тупают такие факторы, как степень организованности в эко­номической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влия­ют на состояние законности. Так, в условиях нестабильнос­ти экономики, падения производства, разрыва хозяйствен­ных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анар­хии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.

Политические условия. Основным политическим усло­вием стабильной законности является сильная государствен­ная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Силь­ная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

Сильное государство гарантирует стабильное развитие об­щества, безопасность людей, эффективную борьбу с пре­ступностью, коррупцией и иными антисоциальными явле­ниями. В условиях же дезорганизации государственно-власт­ных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократиз­ма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспе­чивает, а напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и право­порядка является демократия. Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, осно­ванной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, глас­ность, верховенство Конституции и т.д.).

Идеологические условия. Состояние законности во мно­гом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону явля­ется личным убеждением человека, причем не только рядо­вого гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Необходимый уровень культуры обеспечивается органи­зацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, от­ветственности, чувства права и законности. В условиях раз­рушения системы воспитания идеологический вакуум запол­няется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияю­щими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их ува­жение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредствен­ным образом сказываются на уровне законности, провоци­руя граждан на поиски путей незаконного обогащения, об­ход закона, порождают национальные и социальные конф­ликты и т.д. Прочная законность возможна только в услови­ях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечи­ваться высоким уровнем юридической техники, необходи­мыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют использу­емые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых стро­ится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.

Гарантиями законности являются также соответствую­щие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней про­грессивных гуманистических идей, положений, научно-тео­ретических конструкций.

Непосредственное влияние на уро­вень законности оказывают господствующие в науке науч­но-теоретические концепции. Например, несомненный ущерб в деле обеспечения законности нанесло игнорирование та­ких «буржуазных» (так их называли до недавнего времени) теорий, как идея правового государства, разделение влас­тей, парламентаризм и т.д. Напротив, научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение основ­ных ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельнос­ти государственных органов. Проявлениям беззакония и про­извола в их деятельности способствовали теоретические по­ложения об усилении классовой борьбы с построением соци­ализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования и т.д.

Уровень законности определяется и эффективной дея­тельностью политического руководства, правильным избра­нием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

Специальные средства законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключитель­но для обеспечения законности.

Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Юридические гарантии – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-пра­вовая деятельность по их применению, направленная на обес­печение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической фор­мы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепле­ние, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания.

Среди юридических гарантий различают следующие:

Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов пред­варительного расследования, Конституционного Суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государствен­ных органов, направленной на обнаружение правонаруше­ний в целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Та­ково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

Средства предупреждения правонарушений. Это закреп­ленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, ст. 35 ТК РФ пре­дусматривает, что расторжение трудового договора по ини­циативе администрации (ст. 33 ТК РФ) возможно только с предварительного согласия профсоюзного органа. Подобное согласие имеет единственную цель – предотвратить воз­можное нарушение администрацией трудовых прав граж­дан, не допустить незаконного увольнения. Предупредитель­ную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение пра­вонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организа­ций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, ус­транения последствий правонарушений. Таковыми являют­ся принудительное взыскание средств на содержание ре­бенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

Юридическая ответственность. Под ней понимается на­казание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность опреде­ляется не жестокостью, а неотвратимостью.

Процессуальные гарантии. Процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закреп­ленные права и свободы могут получить, лишь имея про­цессуальное обеспечение. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного в Кон­ституции РФ. Однако это не дает оснований закрывать гла­за на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты. Юридический механизм реализа­ции правовых норм предполагает наличие четкой норматив­ной базы. Конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточно определенны, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юриди­ческим механизмом реализации, что затрудняет их осуще­ствление.

Правосудие являющееся важнейшей гарантией законности – деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Организационные гарантии – раз­личные мероприятия организационного характера, обеспе­чивающие укрепление законности, борьбу с правонаруше­ниями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормаль­ной работы юрисдикционных и правоохранительных орга­нов, образование в структуре последних специальных под­разделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранитель­ных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффектив­ность их работы во многом определяется объективными ус­ловиями. Однако нередко ответственность за состояние за­конности, за рост преступности в регионе, в стране возлага­ется лишь на органы прокуратуры, МВД. Проблема борьбы с преступностью нередко сводится лишь к смене руководства этих органов без существенного изменения условий, что не может обеспечить надлежащих гарантий законности.

Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодатель­ства позволят обеспечить стабильную законность и устойчи­вый правопорядок – основу нормальной жизни общества.

Правопорядок и общественный порядок

С законностью тесно связано другое правовое явле­ние — правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопо­рядок» широко используется в действующем законодатель­стве, охрана правопорядка – важнейшая функция государ­ства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Наибольшее распространение получил взгляд на пра­вопорядок как на реализованную законность, однако подоб­ная трактовка представляется не совсем верной. Действи­тельно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В форми­ровании правопорядка законность выступает как основопо­лагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Но «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже ос­новополагающего. Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом за­конности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же – условие правопорядка.

Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок – это порядок, организованность, ус­тойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует сте­пень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, пра­вопорядок – это правовой порядок, состояние обществен­ных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регули­рования, каковой является создание с помощью права и пра­вовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования – реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.

Исходя из сказанного:

Правопорядок – основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Правопорядок – состояние организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм.

Особенности правопорядка:

Правопорядок есть состояние упорядоченности, орга­низованности общественной жизни.

Это порядок, предусмотренный нормами права.

Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, явля­ется итогом правового регулирования.

Правопорядок обеспечивается государством.

Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований право­вых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регу­лирования) и правопорядок, к достижению которого стре­мился законодатель на том или ином этапе развития обще­ства (цель правового регулирования).

Рально существующий правопорядок зависит от со­стояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состо­яния законодательства, характера законности и др. Следо­вательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить на­правления деятельности по укреплению (упрочению, совер­шенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

Правопорядок не должное или возможное, а фактичес­кое состояние урегулированных правом отношений.

Принципы правопорядка.

Определенность. Правопорядок базируется на формаль­но-определенных правовых предписаниях, реализация ко­торых и обеспечивает определенность общественных отно­шений. Этим он отличается от системы отношений, возника­ющих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъек­тивных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) пра­вопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отно­шений, которая основана на единой сущности права, гос­подствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихий­но, а при организующей деятельности государства, его ор­ганов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций го­сударства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспе­чиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными орга­нами.

Единство. Характер организации неодинаков в различ­ных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечивае­мый единством государственной воли и законности, право­порядок один на территории всей страны. Все его составля­ющие в равной степени гарантируются государством, лю­бые его нарушения считаются правонарушениями и пресе­каются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно оха­рактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то зак­репляет наиболее важные черты и стороны социально-эко­номического строя, систему господствующих в стране по­литических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: