Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов

Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информацион­ного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами, которые были рассмотрены ранее. Информационное обеспечение должно обеспечивать пользо­вателей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь воз­можность распределенного хранения и обработки информации, на­копления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкциониро­ванного доступа к информации, одноразового ее ввода и много­кратного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каж­дой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только ор­ганизации и физические лица, но и финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автомати­зированной системы налогообложения, как и любой другой систе­мы организационного типа, состоит из внемашинного и внутрима- шинного. Внемашинное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота информационных по­токов. Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению, специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей. Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспече­ния деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки нало­гов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расче­тов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах. Документы являются наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе нало­гообложения функционирует унифицированная система документа­ции, которая отвечает определенным требованиям к форме, содер­жанию, порядку заполнения документов. Унифицированные доку­менты используются на всех уровнях системы. К таким документам можно отнести большинство документов, циркулирующих в нало­говых органах, начиная с бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые ин­спекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органа­ми. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объ­емные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отража­ют организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, пока­затели, реквизиты, символы. Документы и содержащуюся в них информацию можно подразделить на следующие группы:

1) по месту составления:

• входные (поступающие в инспекции);

• выходные (исходящие из инспекции);

2) по срокам представления:

• регламентированные — документы, для которых определен срок исполнения и представления;

• нерегламентированные — документы, исполняемые по за­просам.

К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, на­пример, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы на­логовых инспекций», «Структура поступлений основных видов на­логов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;

3) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:

• правовые и нормативно-справочные документы (законы, ука­зы, постановления органов государственной власти и управ­ления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики и т.д.);

• документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);

• документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);

• другие виды документов.

Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.

Развитие автоматизированных систем не только в налоговой сис­теме, но и в других системах, предусматривающих обмен информа­цией, предполагает широкое использование унифицированной до­кументации. Среди документов, поступающих в налоговые органы, много унифицированных форм, и прежде всего это формы бухгал­терской отчетности организаций. Однако в налоговых органах, как и в любом другом ведомстве, используется множество внутренних форм документации, которые можно отнести к отраслевым формам, например формы отчетности, которые используются в работе Феде­ральной налоговой службы.

Важной составляющей внемашинного информационного обес­печения является система классификации и кодирования. Поста­новлением Правительства РФ утверждено «Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общерос­сийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» от 10 ноября 2003 г. № 667.

Положение устанавливает порядок разработки, принятия, введе­ния в действие, ведения и применения общероссийских классифика­торов, в том числе в области налогообложения, при межведомст­венном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, исполь­зуемой при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.

Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

• прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

• включения в общероссийские классификаторы дополнитель­ных объектов классификации и классификационных призна­ков, не нарушающих коды и наименования позиций обще­российских классификаторов и предусмотренных в них ре­зервных позиций.

Применение общероссийских классификаторов необходимо для обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирова­ния, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффек­тивному использованию вычислительной техники, так как позво­ляют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирова­ния информации, которая строится на основе применения обще­российских классификаторов.

Кроме того, применяются ведомственные и системные класси­фикаторы, например классификаторы:

• доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

• банковских идентификационных кодов (БИК);

• налогов и платежей (КНП);

• объектов налогообложения (КОН);

• штрафных санкций (КШС);

• идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) и т.д.

Используемые в налоговых органах классификаторы разрабаты­ваются по общим правилам и с учетом требований, предъявляемых к построению кодов. Рассмотрим структуру системного классифика­тора на примере ИНН юридических и физических лиц. Идентифи­кационной номер налогоплательщика — юридического лица пред­ставляет собой десятизначный цифровой код, построенный по по­зиционной системе кодирования:

т т N N X X X X X с

где ТТ — код территории административно-территориального деле­ния России;

NN — код территориальной налоговой инспекции, осуществив­шей постановку на учет налогоплательщика; ХХХХХ — собственно порядковый номер налогоплательщика; С — служебный символ (контрольное число).

Идентификационной номер налогоплательщика — физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, по­строенный по позиционной системе кодирования:

  т т N N X X X X X X с с

где ТТ — код территории административно-территориального де­

ления России;

NN — код территориальной налоговой инспекции, осущест­вившей постановку на учет налогоплательщика;

ХХХХХХ — собственно порядковый номер налогоплательщика;

СС — служебный символ (контрольное число).

Внутримашинное информационное обеспечение формирует ин­формационную среду для удовлетворения разнообразных профес­сиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность на­логовых органов. Массивы так же, как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и посто­янные. Переменными считаются те, которые содержат информа­цию, объем изменений в которой в течение года превышает 20% общего объема в год. Массивы содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных мас­сивах содержится следующая информация:

• данные оперативного контроля, обеспечения полноты и свое­временности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;

• результаты анализа и прогнозирования базы налогообложе­ния и поступления налогов, сборов и других платежей;

• итоги контрольной работы налоговых органов;

• материалы правовой практики налоговых органов и т.д.

В постоянных массивах содержатся:

• тексты законов, постановлений и указов Президента и Пра­вительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;

• тексты приказов, распоряжений и планов Федеральной нало­говой службы;

• тексты организационно-методических документов;

• классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;

• данные Государственного реестра предприятий и учетные дан­ные налогоплательщиков;

• нормативно-справочная информация финансового, матери­ально-технического обеспечения, учета и движения кадров.

Основной формой организации данных для их накопления, об­работки и хранения должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в информацион­ные массивы БД должно осуществляться согласно следующим тре­бованиям:

• объединения в единую БД данных, характеризующихся об­щим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процес­сов деятельности налоговых органов;

• полноты и достаточности обеспечения информацией должно­стных лиц налоговых органов в пределах номенклатуры дан­ных, содержащихся во входных документах;

• организации данных в информационные структуры и управ­ления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимо­сти между различными базами данных;

• организации данных в БД с учетом существующих информа­ционных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри на­логовых органов;

• обеспечения информационной совместимости с данными, по­ступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;

• выполнение принципа системности и однократного ввода — данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.

Функциональный и информационный состав БД зависит от спе­цифики каждого рабочего места и квалификации специалиста. К про­фессиональным БД в налоговых органах относятся базы данных:

• исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламенти­рованным отчетным формам;

• оперативных данных по налоговым поступлениям;

• писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому за­конодательству;

• производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;

• документов внутреннего пользования различного назначения и т.д.

Работа таких баз данных обеспечивается специальным программ­ным обеспечением. Значительное место в информационном обеспече­нии АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы. Для их функционирования создают базы данных:

• по законодательным и нормативным актам по налогообло­жению;

• инструктивных и методических материалов;

• по общеправовым вопросам.

Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.

Базы данных функциональных подсистем содержат следующие сведения:

• подсистема «Регистрация предприятий» — наименование на­логоплательщика, идентификационный номер, местонахож­дение, дата государственной регистрации, форма собственно­сти, организационно-правовая форма, данные об учредителях и уставном капитале и др.;

• подсистема «Камеральная проверка» — результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, сведения о выявленных в процессе камеральных проверок нарушениях налогового законодательства, информация об учетной поли­тике организации-налогоплательщика и др.;

• подсистема «Ведение лицевых карточек предприятий» — данные о недоимках по налогам, об излишне перечисленных средствах, об отсрочках и рассрочках платежей в бюджет и др.;

• подсистема «Документальная проверка» — номер и дата акта документальной проверки, сроки проведения проверки, пе­риод, за который проводилась проверка, характер выявлен­ных нарушений, суммы доначисленных (уменьшенных) нало­гов и санкций за нарушение налогового законодательства и начисленных пенях и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: