double arrow

Позитивизм и интерпретативная парадигма


Хотя разнообразие теоретических подходов имеет большое значение в вы­боре практических решений, их оценка не является целью современных ис­следований по социальной работе. Поэтому мы имеем дело лишь с поверхност­ным анализом их полезности, опирающимся на данные психологических ис­следований без учета специфики практики социальной работы. Каковы при­чины этой ситуации? Как было показано в главе 1, у каждой теории есть -торонники. Соответственно они придерживаются определенного представле­ния о применимости тех или иных знаний и теорий на практике. Для того -:тобы разобраться в теоретических предпочтениях, необходимо проанализи­ровать различные точки зрения на эпистемологию, т.е. на то, как мы понима­ем и описываем человеческое знание.

Различие между интерпретативным и позитивистским подходами к зна­нию в доступной форме объясняют в своей книге Бречин и Сайдэл (2000). Позитивисты считают, что мир упорядочен и подчинен естественным зако­нам, которые доступны для понимания. Мир существует независимо от лю-


дей, которые могут занимать по отношению к нему объективную позицию на­блюдателя. В то же время люди являются объектами, подобно животным в природном мире, и их поведение сравнимо с поведением этих объектов. По­следовательное изучение мира формирует представление о том, каким обра­зом он устроен и каковы закономерности его объектов, природных явлений и живых существ. Это знание можно использовать для достижения желаемых изменений. Эффективность подобных действий очевидна, поскольку всегда можно объяснить их причинно-следственную связь. Человеческие существа понять сложно, но возможно.




Приверженцы интерпретативного подхода полагают, что люди являются независимыми существами, обладают свободой воли во взаимоотношениях с другими, поэтому они не могут быть объективными. Общество не сводит­ся к совокупности индивидов, знание о мире доступно через понимание и восприятие людьми того, что их окружает. Участие в отношениях между людьми означает, что мы влияем на мир, который изучаем, и, в свою очередь, наши представления о мире влияют на наши действия, т.е. нам свойственна субъективность. Человеческие существа являются субъектами, которые воздействуют друг на друга, но в этом процессе они также изме­няются сами. Процесс взаимо- и самоизменения происходит постоянно, даже в условиях внешних влияний со стороны естественного и социального порядка. Поэтому для понимания закономерностей человеческой жизни фактической информации недостаточно, необходимо более гибкое воспри­ятие окружающего мира.

Например, если я кричу на своих детей и это их расстраивает, то в следу­ющий раз я постараюсь контролировать себя, поскольку мои личные взгляды и социальные ценности относительно воспитания детей не позволяют мне причинять им боль. Следовательно, чтобы получить полную картину ситуа­ции, социальные работники должны включаться во взаимоотношения с людьми и совместно с ними исследовать происходящее. Взаимосвязь человеческих и социальных целей и ценностей всегда выступает фактором взаимодействия. Моя позиция относительно конструирования социальной работы и ее тео­рий, подробно обсуждаемая в главе 1, отражает интерпретативный подход: я показываю, как социальные работники, социальные службы и клиенты изме­няют друг друга в процессе взаимодействия.



Разногласия между этими двумя подходами вызвали дискуссию среди со­циальных работников. В настоящее время существуют четыре основных подхо­да относительно применения знания в социальной работе в качестве основы для теории. Порядок, в котором я их описываю, должен облегчить их понима­ние. Кроме того, обсуждаются методологическое значение и ограничения этих подходов.







Сейчас читают про: