Духовность как элемент практики стала возрождаться в 2000-х гг. (Буллис. 1996; Канда, 1998, 2003; Нэш и Стюарт, 2002). Профессионализация социальной работы в XX в. привела к развитию специализированных и рациональных инструментов, поскольку рациональная система знания считалась ведущей Методы доказательной практики (см. гл. 3), например, включали обсуждение с клиентами в процессе достигнутых результатов рационального принятия решений. Духовные вопросы затрагивались только тогда, когда они поднимались самими клиентами. В настоящее время значение вопросов духовного роста стало более очевидным для теории социальной работы, поскольку:
■ социальная работа осуществляется сегодня в обществах, в которых религия и духовность считаются неотъемлемой частью человеческого бытия:
■ актуализируется работа с этническими и культурными меньшинствами западных стран;
■ возникает политический интерес к возможностям участия религиозных общин и церквей в организации общественной помощи и социальных услуг, а следовательно, к их вкладу в поддержание социальной стабильности. Кроме того, духовность и религиозная вера способствуют профилактике ряда социальных проблем (например, Ходж и др., 2001);
|
|
■ подверглись критике материализм и потребительские тенденции современных западных обществ, в которых все рассматривается через призу экономической и покупательской ценности. Стала очевидной необходимость сближения этих тенденций и гуманистического стремления к поиску смысла жизни.
Многие современные гуманистически ориентированные тенденции подвергаются критике, поскольку в них недостаточно внимания уделяется экономическому и социальному значению научных и технических достижений, и в целом — экономическому развитию. Более того, интерес к восточным религиям, таким как буддизм и даосизм, скорее, можно рассматривать как увлечение экзотикой.
В исследованиях по социальной работе религиозные и духовные идеи пр влекаются для объяснения особенностей различных культурных и этнических групп и развития толерантности к различиям. Однако встречаются и попытки извлечь определенную пользу из этнокультурных традиций. Например, Нг (2003) анализирует практики целительства китайских шаманов и считает стремление к гармонии, устойчивости и целостности одной из целей социальной работы; Хардл (2002) изучает гавайские традиции целительства; Восс и соавторы (1999) изучают варианты социальной работы. использованием племенных и шаманских ритуалов племени Лакота; Линн (2001) описывает традиции взаимопомощи одного из австралийских племен; а Вулф (2003) исследует аюрведическую индийскую философию. В целом Нг (2003) считает, что социальные работники не могут знать и разбираться во всех духовных направлениях, тем более что зачастую они противоречат мировоззрению самого специалиста.
|
|
Альтернативный подход состоит в том, чтобы определить принципы практической деятельности, которая имеет более близкое отношение к духовным вопросам, нежели та, что представлена во многих моделях социальной работы. Он отражен в современных теоретических источниках. По мнению Конзсдин (2002), можно выделить четыре основных принципа духовной практики, среди которых:
■ общее благо, стремление к децентрализации, солидарности, а также защита прав человека, отстаивание интересов бедных слоев населения, дискриминируемых и депривированных групп;
■ устойчивость, которая должна быть приоритетной и действовать в экономических и социальных системах, учитывающих как положение экономически слаборазвитых стран, так и потребности будущих поколений;
■ мудрость, включение в практику тщательно продуманных ценностных суждений;
■ целостная духовность, внимание к поиску, развитию, пониманию и признанию целостности и цельности нашего существования и наших действий.
Многие из этих принципов продиктованы растущим интересом к экологически ориентированной практике (см. гл. 7). Например, Окунда и соавторы (1999) полагают, что духовное развитие, как оно понимается в незападных культурах, дает людям естественную власть через взаимосвязанность социальной и природной сред. Эта форма власти отличается от властных отношений официальных институтов. Вулф (2003) утверждает, что в аюрведической философии самость (личность) рассматривается как нематериальная индивидуальная сущность, которая не принадлежит ни телу, ни материальному миру. Таким образом, осознание человеком себя (например, через цвет кожи) является частью материального мира, который маскирует нашу самость и ограничивает свободу воли, ей присущую. Практика социальной работы направлена на поиск пути к себе, на раскрытие и развитие свободы воли человека в отношениях с окружающим миром, а следовательно, на создание индивидуальных и социальных изменений.
Стюарт (2002) рассматривает прикладное значение следующих вопросов, связанных с проблемами духовного развития:
■ преодоления барьеров на пути к развитию духовности, трансценденцию материалистического, фрагментарного, линейного и технического восприятия мира;
■ обеспечения связи между верованиями и важнейшими культурными ценностями через внимательное отношение к представлениям и ценностям, обусловленным культурой, осознание роли культуры в развитии духовности человека, а также признание и содействие культурному разнообразию;
■ развития духовной практики через обсуждение вопросов духовности в рамках проблем культурной сензитивности, повышение значения духов-
ности, целостности и единства, идентификация и оценка мировоззренческих различий, развитие межкультурной компетентности в работе с носителями различных культур, а также поиск и разработка подходов, включающих духовные вопросы в практику социальной работы.
Буллис (1996, гл. 3) считает, что вопросы духовности могут стать частью практической работы. Например, можно определить важность этих моментов для клиента и обратить на них внимание.