Кевин и его родители

Социальный работник психиатрической службы был направлен к родителям Кевина, чтобы побеседовать с ними о его выписке из интерната. В нем он на­ходился в течение тринадцати лет после совершения сексуального насилия и двух убийств, одно из которых произошло возле дома его родителей. Мистер и миссис Бер находятся в предпенсионном возрасте и испытывают смешанные чувства по поводу выписки сына. Ранее в домашних условиях они сталкивались с проявлениями его агрессии и боялись их повторения, кроме того, они чувство­вали собственную несостоятельность как родителей, воспитавших человека с преступными наклонностями. Они много времени посвятили воспитанию вну­ков, трех детей их дочери Джулии. Племянники и племянницы навещают Кеви­на. Хотя молодой человек собирается жить в общежитии в соседнем городе и находится под наблюдением социального работника и психиатра, он планиру­ет общаться со своей семьей. Кевин ценил общение с родителями во время своего нахождения в интернате и с нетерпением ждет момента, когда он смо­жет жить более независимо.

Какие духовные и экзистенциальные вопросы социальный работник может об­судить с этой семьей? Какие проблемы эмоционального и практического харак­тера необходимо рассмотреть, пользуясь психодинамической, социально-конст­руктивистской или другими психологическими теориями? Может быть, принимая во внимание реалистичность опасений родителей Кевина, в данном случае не­обходимо тщательное планирование с использованием модели выполнения за­дач?


Комментарий

Ценность гуманистического и экзистенциального подходов, а также перс­пективы духовного развития заключаются не в их формальном влиянии на теорию социальной работы и применении во многих службах. Их актуальность проявляется в двух аспектах. Социальная работа, по существу, имеет гумани­стическую, духовную направленность. Отношение к людям как целостным индивидам, находящимся в постоянном взаимодействии со своим окружени­ем, признание их субъективного понимания и интерпретации переживаемых ими событий, а также отношение к клиенту как к субъекту социальной рабо­ты согласуются с основными принципами социальной работы.

Неудача в реализации этих важных принципов находится в рамках деятель­ности социальных служб, которые осуществляют социальный контроль и вы­полняют бюрократические функции. Трудность, связанная с развитием духов­ности, заключается в том, что социальные работники могут навязывать свои ценности клиентам, духовные потребности которых менее выражены или но­сят иной характер. Необходимы открытость к другим позициям и взглядам, осознание социальным работником собственных духовных ценностей, следо­вание им, ненавязывание их клиентам, а также включение разнообразия в практическую деятельность (Ходж, 2003а, б; Осмо и Ландау, 2003). Исследо­вания и разработка диагностического инструментария также могут быть по­лезными (Ходж и Уильяме, 2002). Кроме того, гуманистическая и духовная направленность в социальной работе уже существует и не требует прямого внедрения в практику. Организационные функции и осуществляемый служба­ми социальный контроль означают, что помимо непосредственной социаль­ной работы службы реализуют широкий спектр других целей и задач. Они зачастую несовместимы с гуманистической терапией, где клиенты определя­ют русло взаимодействий, а социальные работники только способствуют из­менениям.

Положение символического интеракционизма и феноменологические идеи, изложенные в этой главе, также находят применение в социальной работе. Они обеспечивают основу для понимания индивидов и создают фундамент более гибкий и менее детерминистский, чем многие психологические тео­рии, которые используются в социальной работе. Взаимодействие различные восприятий и интерпретаций мира клиентов и влияние, которое окружаю­щий мир оказывает на них, способствуют возникновению ситуаций, в кото­рых необычное или негативное поведение клиента определяется и усиливает­ся социальными процессами. Этот способ объяснения поведения и проблем имеет особое значение, поскольку в данном случае клиенты, которые явля­ются жертвами этих социальных процессов, не осуждаются.

Недостатками этих теорий и подходов к терапии являются отсутствие яс­ности и сложность формирования четких целей и согласованных объяснений поведения. Это означает, что, хотя данные теории и имеют объяснительный потенциал, направленный на защиту прав клиентов, тот факт, что социальные работники, действуя от лица клиентов, оказывают влияние на властные груп­пы в обществе. Кроме того, критика позитивистами подобных идей за их раз­мытость, неточность и отсутствие доказательств эффективности предлагаемых методов выглядит обоснованной. Вместе с тем можно возразить, что исследо-

вания эффективности терапевтических отношений демонстрируют важность эмпатических, высокоценимых и искренних взаимодействий социального ра­ботника и клиента. Были даже предприняты попытки измерить их значение. Несмотря на то, что подобные взаимоотношения недостаточны для эффек­тивной терапии, они необходимы в терапевтическом процессе. Таким обра­зом, хотя их наличие чрезвычайно важно для укрепления терапевтических взаимоотношений, они должны быть частью другой деятельности, более эф­фективно влияющей на поведение и социальные обстоятельства клиента. Вместе с тем данные теории не дают представления о конкретных методах эффективного вмешательства в ситуацию клиента после того, как сформиро­ваны терапевтические отношения.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Гуманистические и экзистенциальные перспективы подчеркивают, что уважение к личности и стремление к общему благу лежат в основе соци­альной работы.

■ Творческое и культурное развитие, в котором особое значение имеют метафоры, опыт, откровение и вера, играет важную роль в жизни многих людей различной культурной принадлежности и актуально для социальных работников.

■ Духовность и самореализация личности высоко ценятся как клиентами, так и социальными работниками.

■ Признание значения духовности и феноменологического социального опы­та важно для понимания как индивидуальных особенностей, так и осо­бенностей представителей этнических меньшинств, которые могут быть подвержены дискриминации или социальному исключению.

■ Технические, рациональные и светские элементы социальной работы ча­сто принижали значение вышеупомянутых элементов практики.

■ Гуманистические, экзистенциальные и духовные элементы уравновеши­вают рационализм практики социальной работы.


Глава 10. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

О чем повествует эта глава

Социальное развитие и развитие микросоциальной среды взаимосвязаны но являются самостоятельными областями практической деятельности. Разви­тие микросоциальной среды представляет собой одну из форм работы с малой социальной группой (см. гл. 3). Данная работа направлена на стимулирование людей, имеющих сходные интересы и проживающих в одной местности, к объединению, определению общих проблем и совместному их преодолению. Социальное развитие — это работа по развитию микросоциальной среды как аспекта всеобщего экономического и социального развития в укрупненном масштабе в странах с недостаточными ресурсами, а также в развивающихся странах. Социальное развитие является основной формой социальной работы во многих экономически слаборазвитых странах. По причине сходства методов работа по развитию микросоциальной среды и социальное развитие оказыва­ют друг на друга влияние, что проявлялось, в частности, до 1960-х гг. в поли­тике колониальных стран, а также в работе комитетов ООН по социальному развитию. Для европейской концепции социальной педагогики также считает­ся традиционным использование неформального обучения развитию способ­ностей детей и молодежи в малых социальных группах. Следовательно, данная концепция связана с работой в микросоциальной среде, а также с деятельно­стью дневных и стационарных центров для детей. В этой главе отражены вес эти направления в применении к практическим вопросам социального разви­тия. Хотя данные методы сфокусированы на социальном, а не на индивиду­альном, по своим целям они зачастую являются рефлексивно-терапевтиче­скими, поскольку направлены на развитие относительно небольших групп в рамках существующего социального порядка. Их также можно рассматривать иг как реформистские, нацеленные не столько на изменение социального уст­ройства, сколько на постепенное его реформирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: