Социальный работник психиатрической службы был направлен к родителям Кевина, чтобы побеседовать с ними о его выписке из интерната. В нем он находился в течение тринадцати лет после совершения сексуального насилия и двух убийств, одно из которых произошло возле дома его родителей. Мистер и миссис Бер находятся в предпенсионном возрасте и испытывают смешанные чувства по поводу выписки сына. Ранее в домашних условиях они сталкивались с проявлениями его агрессии и боялись их повторения, кроме того, они чувствовали собственную несостоятельность как родителей, воспитавших человека с преступными наклонностями. Они много времени посвятили воспитанию внуков, трех детей их дочери Джулии. Племянники и племянницы навещают Кевина. Хотя молодой человек собирается жить в общежитии в соседнем городе и находится под наблюдением социального работника и психиатра, он планирует общаться со своей семьей. Кевин ценил общение с родителями во время своего нахождения в интернате и с нетерпением ждет момента, когда он сможет жить более независимо.
|
|
Какие духовные и экзистенциальные вопросы социальный работник может обсудить с этой семьей? Какие проблемы эмоционального и практического характера необходимо рассмотреть, пользуясь психодинамической, социально-конструктивистской или другими психологическими теориями? Может быть, принимая во внимание реалистичность опасений родителей Кевина, в данном случае необходимо тщательное планирование с использованием модели выполнения задач?
Комментарий
Ценность гуманистического и экзистенциального подходов, а также перспективы духовного развития заключаются не в их формальном влиянии на теорию социальной работы и применении во многих службах. Их актуальность проявляется в двух аспектах. Социальная работа, по существу, имеет гуманистическую, духовную направленность. Отношение к людям как целостным индивидам, находящимся в постоянном взаимодействии со своим окружением, признание их субъективного понимания и интерпретации переживаемых ими событий, а также отношение к клиенту как к субъекту социальной работы согласуются с основными принципами социальной работы.
Неудача в реализации этих важных принципов находится в рамках деятельности социальных служб, которые осуществляют социальный контроль и выполняют бюрократические функции. Трудность, связанная с развитием духовности, заключается в том, что социальные работники могут навязывать свои ценности клиентам, духовные потребности которых менее выражены или носят иной характер. Необходимы открытость к другим позициям и взглядам, осознание социальным работником собственных духовных ценностей, следование им, ненавязывание их клиентам, а также включение разнообразия в практическую деятельность (Ходж, 2003а, б; Осмо и Ландау, 2003). Исследования и разработка диагностического инструментария также могут быть полезными (Ходж и Уильяме, 2002). Кроме того, гуманистическая и духовная направленность в социальной работе уже существует и не требует прямого внедрения в практику. Организационные функции и осуществляемый службами социальный контроль означают, что помимо непосредственной социальной работы службы реализуют широкий спектр других целей и задач. Они зачастую несовместимы с гуманистической терапией, где клиенты определяют русло взаимодействий, а социальные работники только способствуют изменениям.
|
|
Положение символического интеракционизма и феноменологические идеи, изложенные в этой главе, также находят применение в социальной работе. Они обеспечивают основу для понимания индивидов и создают фундамент более гибкий и менее детерминистский, чем многие психологические теории, которые используются в социальной работе. Взаимодействие различные восприятий и интерпретаций мира клиентов и влияние, которое окружающий мир оказывает на них, способствуют возникновению ситуаций, в которых необычное или негативное поведение клиента определяется и усиливается социальными процессами. Этот способ объяснения поведения и проблем имеет особое значение, поскольку в данном случае клиенты, которые являются жертвами этих социальных процессов, не осуждаются.
Недостатками этих теорий и подходов к терапии являются отсутствие ясности и сложность формирования четких целей и согласованных объяснений поведения. Это означает, что, хотя данные теории и имеют объяснительный потенциал, направленный на защиту прав клиентов, тот факт, что социальные работники, действуя от лица клиентов, оказывают влияние на властные группы в обществе. Кроме того, критика позитивистами подобных идей за их размытость, неточность и отсутствие доказательств эффективности предлагаемых методов выглядит обоснованной. Вместе с тем можно возразить, что исследо-
вания эффективности терапевтических отношений демонстрируют важность эмпатических, высокоценимых и искренних взаимодействий социального работника и клиента. Были даже предприняты попытки измерить их значение. Несмотря на то, что подобные взаимоотношения недостаточны для эффективной терапии, они необходимы в терапевтическом процессе. Таким образом, хотя их наличие чрезвычайно важно для укрепления терапевтических взаимоотношений, они должны быть частью другой деятельности, более эффективно влияющей на поведение и социальные обстоятельства клиента. Вместе с тем данные теории не дают представления о конкретных методах эффективного вмешательства в ситуацию клиента после того, как сформированы терапевтические отношения.
ИТОГИ ГЛАВЫ
■ Гуманистические и экзистенциальные перспективы подчеркивают, что уважение к личности и стремление к общему благу лежат в основе социальной работы.
■ Творческое и культурное развитие, в котором особое значение имеют метафоры, опыт, откровение и вера, играет важную роль в жизни многих людей различной культурной принадлежности и актуально для социальных работников.
■ Духовность и самореализация личности высоко ценятся как клиентами, так и социальными работниками.
■ Признание значения духовности и феноменологического социального опыта важно для понимания как индивидуальных особенностей, так и особенностей представителей этнических меньшинств, которые могут быть подвержены дискриминации или социальному исключению.
|
|
■ Технические, рациональные и светские элементы социальной работы часто принижали значение вышеупомянутых элементов практики.
■ Гуманистические, экзистенциальные и духовные элементы уравновешивают рационализм практики социальной работы.
Глава 10. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
О чем повествует эта глава
Социальное развитие и развитие микросоциальной среды взаимосвязаны но являются самостоятельными областями практической деятельности. Развитие микросоциальной среды представляет собой одну из форм работы с малой социальной группой (см. гл. 3). Данная работа направлена на стимулирование людей, имеющих сходные интересы и проживающих в одной местности, к объединению, определению общих проблем и совместному их преодолению. Социальное развитие — это работа по развитию микросоциальной среды как аспекта всеобщего экономического и социального развития в укрупненном масштабе в странах с недостаточными ресурсами, а также в развивающихся странах. Социальное развитие является основной формой социальной работы во многих экономически слаборазвитых странах. По причине сходства методов работа по развитию микросоциальной среды и социальное развитие оказывают друг на друга влияние, что проявлялось, в частности, до 1960-х гг. в политике колониальных стран, а также в работе комитетов ООН по социальному развитию. Для европейской концепции социальной педагогики также считается традиционным использование неформального обучения развитию способностей детей и молодежи в малых социальных группах. Следовательно, данная концепция связана с работой в микросоциальной среде, а также с деятельностью дневных и стационарных центров для детей. В этой главе отражены вес эти направления в применении к практическим вопросам социального развития. Хотя данные методы сфокусированы на социальном, а не на индивидуальном, по своим целям они зачастую являются рефлексивно-терапевтическими, поскольку направлены на развитие относительно небольших групп в рамках существующего социального порядка. Их также можно рассматривать иг как реформистские, нацеленные не столько на изменение социального устройства, сколько на постепенное его реформирование.
|
|