Основные концепции


Собеседник Л Собеседник Б

Рис. 9.1. Диаграммное представление состояний Эго в трансактном анализе

Теориям гуманизма и экзистенциализма посвящено множество исследова­ний, встречаются также концепции, отражающие перспективу духовности. Среди последних — работа Канды и Фермана «Духовное разнообразие в прак­тике социальной работы» (1999). Она написана на основе нескольких предше­ствующих публикаций Канды и посвящена вопросам духовности в социаль­ной работе. Главная цель этой книги — приблизить практику социальной ра­боты к религиозным традициям; она в меньшей степени связана с конкрет­ными технологиями и духовностью как отличительной чертой религий. По­этому я отдаю предпочтение обзору более узкоспециализированной концеп­ции Глассман и Кейтса («Групповая работа: гуманистический подход», 1990),

раскрывающей гуманистические принципы в применении к групповой рабо­те, а также концепции Томпсона («Экзистенциализм и социальная работа». 1992) об экзистенциальной социальной работе, поскольку эти концепции не только дают обобщенную модель, не имеющую прикладного значения (как в случае с книгой Канды), но и демонстрируют варианты применения данных теоретических представлений в практике социальной работы.

Глассман и Кейтс: гуманистическая групповая работа

Групповая работа — это процесс «демократической взаимопомощи» между членами группы, целью которого является достижение желаемых изменений Подобное понимание групповой работы продиктовано демократическими и гуманистическими ценностями. При этом признается, что различия межд> членами группы обогащают всех участников. Каждому члену группы присуши

■ достоинство и способности;

■ ответственность за другого человека в социальных отношениях;

■ право принадлежать группе и быть включенным в процесс;

■ право участвовать и быть услышанным;

■ право на свободу слова и самовыражение;

■ право на свободу выбора;

■ право выражать сомнение и оспаривать действия специалистов.

В своем развитии группы проходят несколько стадий. Поведение участни­ков и темы взаимодействий в группе меняются в соответствии с этими стади­ями. Согласно гуманистической теории, участники могут целенаправленнс использовать группу для достижения личностного развития. Более авторитар­ным теориям групповой работы свойственны контроль и ограничение пове ния, в результате определенное поведение привязывается к каждой из стадий. Рассматриваются следующие стадии.

Мыне группа. Участники относятся к группе с опаской, существ\е~ неопределенность относительно групповых норм. Ведущий помогает им исследовать возможные варианты поведения в группе и предотвратит* слишком сильные воздействия на группу извне.

Мыгруппа. Некоторые члены группы пытаются предложить свои идеи относительно направления движения группы. Возникают сопротивление и конфликт. Ведущий помогает участникам осознать ответственность за последствия, и члены группы начинают принимать ее нормы.

Мы принимаем тебя. Члены группы стремятся использовать ведущего или демонстрируют свою невовлеченность. Ведущий помогает им понять раз­личные способы участия. Это увеличивает принятие и помогает понять причины и основания для отношений враждебности и отрицания, по­корности и подчинения.


Убежище. Члены группы чувствуют себя в группе более комфортно, чем в реальной жизни, поскольку группа помогает избежать многих проблем. Ведущий помогает им использовать это состояние защищенности для проработки реальных проблем.

Дальше так не пойдет. Члены группы не желают рисковать, чувствовать незащищенность и разочарование, преодолевая свои проблемы в группе. Ведущий помогает им сохранить чувство защищенности и использовать опыт групповой поддержки при работе над своими проблемами.

Мы в порядке и можем многое. Продолжая работать несмотря на противо­речивые чувства и сомнения в помощи членов группы, участники приоб­ретают уверенность в том, что они могут справиться с трудными пробле­мами и достичь своих целей. Они отбирают из различных вариантов пове­дения, предлагаемых группой, наиболее подходящие для себя. Ведущий помогает им принять решение и преодолеть стремление к безрассудным действиям или страх перед действиями в сложных ситуациях.

Чуть подольше. Участники хотят сохранить защищенность, которую ощу­щают в группе, поскольку здесь они успешно справлялись со своими про­блемами. Однако теперь они могут использовать опыт работы в группе для самостоятельного и эффективного решения проблем. Ведущий помогает им отделиться от группы, акцентируя внимание на успехах.

Целью групповой работы является развитие демократической системы вза­имопомощи и одновременно оказание помощи членам группы в выражении и выполнении (актуализации) их целей. Эти основные функции реализуются различными способами (см. табл. 9.2). Из таблицы видно, что цели развития демократической системы взаимопомощи и цели актуализации не обязатель­но должны совпадать. Они представлены именно таким образом, чтобы пока­зать их возможное взаимопересечение. Следует добавить, что ведущие могут использовать и другие техники для достижения этих целей. Среди них:

требование, ведение, приспособление и поддержка. В данном случае веду­щие используют свое положение, чтобы продвинуть группу вперед, фо­кусируя внимание на конкретных действиях и их осуществлении. Ведущие должны, скорее всего, быть активными и позитивно настроенными, чем рефлексивными и нейтральными;

работа с чувствами. Ведущие выступают в качестве моделей для отраже­ния позитивных чувств, а также помогают участникам выразить отрица­тельные чувства;

молчание — выражает уважение и поддержку членам группы, которые преодолевают трудности;

исследование — помогает вовлечь группу в свободную, ненаправленную деятельность. Открытые вопросы и интерес стимулируют вовлеченность;

идентификация — подразумевает акцент на повторяющихся паттернах груп­пового поведения и мышления.


Таблица 9.2. Техники и виды деятельности для достижения двойственных целее в гуманистической групповой работе (по Глассману и Кейтсу, 1990)

Помощь членам группы в выражении их целей (актуализирующая цель) Развитие процесса взаимопомощи
Техники Виды деятельности Техники Виды деятельности
Утверждение в группе демократи­ческих норм, вклю­чая право принад­лежать к группе и право быть услы­шанным Способствовать кол­лективному учас­тию; осуществлять сканирование(вни­мание каждому чле­ну группы по очере­ди) Определение тем групповой работы; формирование опы­та планирования, ролевой игры и организации Осуществлять прог­раммирование: пла­нировать и прини­мать участие в груп­повой программе (инициация, этапы, задачи, средства, опыт, оценка)
Выбор решения и формулирование правил поведения в группе Вовлекать всю груп­пу; сопоставлять, приходить к компромиссу Повторять роли, планировать буду­щую деятельность, исследовать полез­ное поведение
Развитие навыков ведения/следова­ния; уважение каж­дого члена группы, внимание к их особенностям Запускать процесс «здесьи теперь», подчеркивать важ­ные события и реак­тивные паттерны, вовлекать группу в самонаблюдение Конфронтация: вы­зов и требование постоянных измене­ний в поведении
Выражение чувств, возникающих в ответ на поведение каждого участника Работа с неизвест­ным: обсуждение идей будущих изме­нений; групповая встреча: начало дис­куссии по болез­ненным вопросам
Выражение чувства по отношению к ве­дущему, высказыва­ние по поводу его власти и авторитета Поощрять самовы­ражение; интересо­ваться реакциями; подчеркивать избе­гание; адресовывать выражение чувств Помощь группе, оп­ределение и выра­жение разрушитель­ных и созидатель­ных чувств Способствовать са­мораскрытию (вы­ражение искренних чувств и заблужде­ний)
Развитие и реализа­ция общих целей Наблюдать, как в словах выражается трансформация по­требностей и инте­ресов Организация дея­тельности клиентов вне группы Осуществлять об­ратную связь, раз­решать конфликт: определять конф­ликт, прояснять те­мы, чувства, пред­лагать новые пер­спективы
Выражение чувств к другим в позитив­ном ключе Контрол ировать сильные эмоции; создавать комфорт­ную атмосферу; огран ичиватьлич­ные потребности Определение моде­лей мышления, препятствующих групповым отношениям Проводить группо­вую рефлексивную дискуссию о дета­лях отдельных со­бытий; соблюдать последователь-

Окончание табл. 9.2

Помощь членам группы в выражении их целей (актуализирующая цель) Развитие процесса взаимопомощи
Техники Виды деятельности Техники Виды деятельности
      ность, прояснять чувства, взаимодей­ствия, решения
Объяснение груп­пового процесса, чтобы помочь груп­пе осознать себя Внимательно изу­чать факты и дан­ные, чтобы предот­вратить возникнове­ние предрассудков (предубеждений)
Развитие эмоцио­нальной привязан­ности и улучшение взаимопонимания Анализировать по­ложительные и от­рицательные мысли и переживания уча­стников о встречах Закрепление ус­пешных изменений (повторение дейст­вий членами груп­пы) Интерпретация, «чтение между строк»; инвентаризация (сделать достижения очевидными)

Гуманистическое содержание концепции групповой работы Глассман и Кейтса (1990) связано с возможностью достижения двух основных групповых целей, а также целей личностного развития через групповой опыт.

Томпсон: экзистенциализм и социальная работа

Томпсон (1992) предлагает современное понимание ценности экзистенци­ализма в практике социатьной работы, основанное на идеях Сартра. В центре его внимания — фундаментальный концепт экзистенциализма — онтология, учение о бытии. Здесь рассматриваются наши представления о человеческой сущности. Кроме того, Томпсон определяет прикладные аспекты эпистемоло­гии социальной работы, т.е. свойственный ей подход к природе знания. Не менее важным является и подход социальной работы к природе общества.

Центральным понятием экзистенциализма является понятие «бытие». «Бы-тие-в-себе» есть чистая экзистенция. «Бытие-для-себя» — существование, ко­торое мы осознаем и потенциально создаем, например планируя и принимая решения о том, какими мы хотим быть.

В экзистенциализме отсутствует изначальная установка относительно того, как следует жить человеку или обществу. Людям присуща интенциональность, т. е. способность действовать, представляя свое возможное и желаемое буду­щее. Этот подход отличается от бихевиоризма и психодинамической теории, в которых утверждается, что прошлое определяет настоящее. Блум (2002) пока­зывает, насколько сложно использовать данный подход в терапевтической прак­тике. Ни социальный работник, ни клиент не могут знать друг друга заранее, опираясь на общее представление о другом или природу формального знания,


поскольку предварительного знания о человеческом бытии не существует. Те­рапевтические взаимоотношения представляют собой борьбу опыта двух лю­дей, опыта, им не принадлежащего. Именно через эту борьбу различных пред­ставлений мы можем принимать совместное участие в процессе социальных и личностных трансформаций. Однако понять сущность или предсказать поведе­ние друг друга невозможно, несмотря на утверждения психологических тео­рий. Люди свободны в своих действиях, поэтому наши представления друг о друге непредсказуемы и свободны, они приобретаются в процессе взаимодей­ствия с другим человеком.

Экзистенциализм обращает внимание на важность нашей интерпретации прошлого. Таким образом, интерпретация прошлого и ориентация на буду­щие действия придают смысл нашей жизни. Через свою личностную свобол> индивиды способны к созиданию и самоопределению. Личность и социальные структуры — продукты выбора, сделанного свободными людьми. Однако ок­ружающие навешивают ярлыки на наше поведение, что делает нас зависимы­ми от мнения окружающих. Мы стараемся соответствовать социальным ожи­даниям и ограничениям, накладываемым на наши действия и личность. Это единственный способ, с помощью которого мы можем справиться с чувством, что жизнь — это абсурд. Такое чувство возникает потому, что, с точки зрения экзистенциалистов, свобода человека и аутентичность его существования свя­заны с актом веры в Бога как во всеобщий Дух, направляющий личностное и социальное развитие. Существует «театр абсурда», показывающий различны* варианты примирения человека с абсурдностью жизни. Пример — пьеса Ионес­ко «Носорог», в которой показано, как люди постепенно превращаются в больших неуклюжих носорогов.

Именно поэтому люди полностью ответственны за собственные действия. Это важный аспект экзистенциальной этики. Мы свободны в своих действиях. но не освобождаемся от ответственности за свои поступки и реакции на окру­жающее; они являются фактическим проявлением существования (экзисч ции). Фактичность, реальность внешнего мира, отличается от случайности. возможности действовать и изменять условия реальности. Осознание этого факта может укрепить вас, но также и вызвать чувства беспокойства и угрозы. Это связано с тем, что «Бытие как сущее» подразумевает Ничто, и сознательные решения могут вызывать негативные последствия. Такая отрицательность так­же не имеет смысла, опять же потому, что существование в принципе бес­смысленно. Мы чувствуем трепет или страх перед неизвестным, перед случай­ностями, которые влияют на нас. Неспособность признать экзистенциальный страх или бегство от собственной свободы есть проявления безответственно­сти, поскольку приводят к ложной стабильности и заключают в рамки обще­принятых и жестких социальных ограничений. Точно так же «Бытие как с>-щее» подразумевает постоянное изменение и развитие, но люди зачастую пред­почитают стабильность, чтобы укрепиться в жизни. Стабильность и опреде­ленность также представляют собой проявления безответственности. В некото­ром смысле в нереалистическом желании определенности отражается стрем­ление «быть Богом», которое для многих людей может стать жизненной моти­вацией. Отсутствие этой возможности часто приводит к отчаянию. Однако стре ление к определенности и стабильности побуждает людей к самосозиданию, самоопределению, укреплению силы духа и освобождению. Томпсон (1992,


показывает необходимость достижения аутентичности как более удачного ре­шения экзистенциальной проблемы. Аутентичность означает, что наше пове­дение не вступает в противоречие с нашим представлением о себе и тем, как мы являем себя миру.

Этот подход во многом связан с идеями когнитивной теории, в которой утверждается, что иррациональные мысли, проявляясь в наших суждениях, вводят нас в заблуждение относительно ситуации, в результате наши реакции могут быть неадекватными. Если мы сможем принять и воспользоваться соб­ственной свободой, то осуществим самоопределение и самосозидание, разви­вая свою собственную личность и изменяя социальную ситуацию. Свобода предполагает ответственность за самосозидание и страдание, которые связа­ны с пониманием того, что в созданном нами есть как положительное, так и отрицательное.

Несмотря на то, что изменения затрагивают индивидуальный уровень, необходимо видеть то, что ограничивает личную свободу, а именно общепри­нятые представления о мире, которые соответствуют определенным соци­альным интересам. Это требует политических действий освободительного ха­рактера. В противном случае политические и социальные давление и ограниче­ние будут препятствовать проявлению индивидуальной свободы. Подобные взгляды связаны с марксистским диалектическим материализмом, согласно которому экономические силы управляют историческим развитием, ограни­чивают свободное историческое творчество. Схожим образом отчуждение в марксизме понимается как отлучение рабочих в процессе производства от ору­дий труда, находящихся во власти и под контролем капиталистов. Этим во многом объясняются нищета и страдание, но экзистенциализм идет дальше и показывает, что отчуждение связано со многими другими видами дискрими­нации (например, с расовой или тендерной дискриминацией). Экзистенциа­лизм требует полной социальной реорганизации, ресоциализации, предпола­гающей свободное участие индивидов в процессе постоянной реконструкции на основе своих потребностей и желаний. Такая свобода позволила бы людям преодолеть отчуждение. В отличие от марксистской идеологии для экзистенци­ализма не существует абсолютной идеальной модели социальных отношений — участники постоянно их реконструируют. Подобное положение тесно связано с идеями постмодернизма.

Важное место в экзистенциализме занимает концепт «Другого». «Бытие как сущее» может существовать только в отношении к другим. Мы можем пережи­вать многие чувства (например, стыд) только через реакции других людей на нас.

Понятие о группе также имеет большое значение. Большинство групп пред­ставляют собой «эпизоды». Люди, в них включенные, индивидуалистичны и преследуют свои цели, хотя их и связывают социальные ситуации. Например, соседей может связывать общий интерес в выборе средств невмешательства в дела друг друга. Тем не менее нельзя сказать, что соседи находятся в постоян­ных социальных отношениях, так как они не всегда помогают друг другу в трудную минуту. Некоторым группам свойственна солидарность, которая ха­рактеризуется взаимосвязанностью, общностью интересов и совместной дея­тельностью. Участники таких групп используют свою свободу, действуя в ин­тересах группы. Однако эпизодические группы наиболее распространены, по-


этому нам следует воспитывать солидарность. Соседей нужно поощрять и под­держивать, чтобы активизировать взаимопомощь в трудных ситуациях и сти­мулировать социальную активность. Это поможет укрепить группу и сделать ее более эффективной. Подобные представления связаны с идеями о социальных сетях и микросоциальной среде, в которых наличие большого числа связей рассматривается как улучшенная модель социальных отношений. Другим важным ценностным аспектом этики экзистенциализма является преданность своей груп­пе. В этом смысле экзистенциализм подчеркивает гуманистическую ценность «целостности», рассматривая индивидов и социальные системы как единое целое. Становление целого предполагает попытку объединения нашего пони­мания социальных ситуаций, а также формирование общего понимания на основе взаимодействия многих точек зрения. Диалектическое мышление есть процесс формирования синтезированных представлений о мире через пре­одоление постоянных внутренних и экзистенциальных противоречий. Это вза­имодействие, или дискурс (в терминах Фуко), приводит к постоянным изме­нениям картины мира.

Томпсон утверждает, что значение экзистенциализма заключается в том, что особое внимание уделяется онтологии, пониманию основ человеческого бытия. Это проявляется в осмыслении идей Бытия, Ничто и Случайности. Боль­шинство теорий социальной работы, по его мнению, игнорируют анализ эти^ аспектов человеческого существования, и поэтому понимание социальных и личностных отношений, содержащееся в них, является неполным. Он пока­зывает несколько примеров типичных проблем практики социальной работы

Так, Томпсон исследует проблемы воспитания детей. Многие проблемы. связанные с детско-родительскими отношениями возникают вследствие не­умения детей управлять своей свободой. Допустим, Джон выходит из себя. когда ему что-то не разрешают. Он стремится к свободе действий, но не берет на себя ответственность за свои поступки и не понимает социальных условии в которых он может проявить эту свободу. Более адекватным решением может быть обсуждение условий, при которых Джон может получить желаемое. Для этого члены его семьи должны показать пример солидарного поведения, ког­да семейные интересы более значимы, чем собственные. Властный отец, ко­торый мало занимается воспитанием ребенка, не может преподать Джону урок ведения переговоров. Он, скорее, заставит сына принять запреты как дан­ность, смириться с ними, вместо того, чтобы обсудить условия и взять на себя ответственность. Согласно Томпсону, в этой ситуации для родителей не­достаточно реализовать типичные социальные требования быть последователь­ными, поддерживать дисциплину и выражать любовь. Последовательность мо­жет быть неудачным вариантом решения проблемы, поскольку окружают^-среда предстает жестко определенной, что препятствует изменениям. Лю­бовь — это попытка обладать другим человеком, контролировать его свобод) это стремление к абсолютизации близости с человеком, которого любишь. 1 ущерб другим интересам и отношениям. Дисциплина — это попытка создать чрезмерную определенность на основе подчинения. В психоанализе считается, что самодисциплина вырабатывается через интернализацию и внушение ро­дительских взглядов относительно желаемого поведения. В бихевиоризме \т-верждается, что мы учимся и формируем поведение в соответствии с соци­альными ожиданиями относительно дисциплинированного поведении. С точ-


ки зрения экзистенциализма самодисциплина (которую бихевиоризм отрица­ет) — чрезвычайно важный концепт, поскольку он подразумевает принятие ответственности за социальный характер ситуации, в которой мы действуем. Это также означает, что самодисциплина основывается на ответственности за СВ01И действия и реакции, в рамках которой происходит осуществление сво­бодного выбора. В психодинамической теории, напротив, подчеркивается, что выбор осуществляется под влиянием родителей, а это влияние, в свою оче­редь, опосредуется и интерпретируется социальными ожиданиями.

В контексте экзистенциальной теории предлагаются различные проекты семейной солидарности. Задачами социальных работников может быть укреп­ление солидарности, отстаивание интересов семейной группы. Это можно осу­ществить путем развития взаимной поддержки при реализации индивидуаль­ных проектов, т.е., соблюдая интересы каждого члена семьи. Вопросы детско­го воспитания и семейных отношений нельзя полностью объяснить общими поведенческими принципами. Необходимо обратить внимание на отдельные жизненные «проекты» и факторы, препятствующие проявлению свободы и ответственности за социально и семейно ориентированные поступки. Общие принципы неэффективны, так как они провоцируют ожидание полной опре­деленности, которая в жизни невозможна. Родители бывают разными, и успех во взаимоотношениях родителей и детей зависит от особенностей родитель­ского поведения. Например, если отец обеспокоен или игнорирует ребенка, то ребенок может понять дистантную или напряженную реакцию, если знает причину его поведения. Однако если причина ребенку неясна, возникнет за­мешательство. Он может принять ответственность за свободное действование, если понимает происходящее и если коммуникация эффективна.

В маленьких детях родители видят себя, поскольку их влияние велико. Ребе­нок ощущает самоценность благодаря положительным чувствам, переживае­мым в процессе взаимодействия с родителями. Эти чувства дают родителям и ребенку возможность осознать себя и свою ценность в жизни и являются ос­новой родительских, а также сыновних (дочерних) чувств и «материнского» инстинкта. Это мощный мотиватор, обеспечивающий солидарность членов семьи и в целом формирующий опыт групповой солидарности в социальных отношениях. Однако это также может сковывать человека и искажать воспри­ятие и, следовательно, снижать способность к принятию свободы и ответ­ственности.

Анализируя экзистенциальную работу с пожилыми людьми, Томпсон от­мечает, что социальные работники работают, скорее, с социальными послед­ствиями старения, чем с физическими условиями. Он проводит различие между обслуживанием пожилых людей и социальной работой с ними. Экзистенци­альная точка зрения на проблему старения подчеркивает значение случайно­сти, т.е. свободу к действию и изменению, а также страх неопределенности, который возникает из этой свободы. Пожилые люди переживают абсолютную неопределенность приближающейся смерти, изменения образа жизни после выхода на пенсию, потерю товарищей и социальных связей, а также самосто­ятельности при получении социального обслуживания. Ошибочные и неадек­ватные представления часто приводят к ригидности и застреванию на бес­смысленных консервативных социальных правилах. Безответственно игнори­ровать реальность надвигающейся смерти и социальную необходимость под-


готовки к ней. По мнению экзистенциалистов, проблема заключается в том. что в условиях приближения смерти люди соглашаются с ограничением сво­боды выбора в жизни. Они могут чувствовать себя более ограниченными, чем

Таблица 9.3. Основные принципы экзистенциальной работы (по Томпсону, 1992)

Принципы Практическое применение
Свобода и ответственность являются основным каркасом человеческого опыта Отказаться отточки зрения, согласно которой по­ведение клиента предопределено и неизменно. Ис­кать те области, где клиент может реализовать свобо­ду выбора и помогать ему в этом. Обращать внима­ние на особенности ситуации клиента, которые пре­пятствуют принятию свободы и ответственности, и стараться их устранить
Свобода — это одновременно освобождение и бремя Трансформировать негативные аспекты свободы, та­кие, как тревога, страх, безответственность, в пози­тивные аспекты — самоконтроль, уверенность, са­мооценку, аутентичность
Аутентичность является основ­ным условием освобождения; безответственность— типичная безуспешная стратегия взаи­модействия с проблемами Социальные работники должны быть аутентичными, т.е. быть способными видеть отличительные особен­ности их жизни и жизни других людей. До начала любых других мероприятий необходимо научить клиентов аутентичности, иначе они будут возлагать ответственность на других и руководствоваться огра­ничивающими правилами и указаниями
Существование переживается как беспомощность: каждый должен взять на себя ответст­венность за свои действия Клиенты сталкиваются с масштабными проблем; Социальные работники должны помочь им прини­мать ответственность во всевозможных ограниченных жизненных ситуациях. На этой основе можно фор­мировать коллективную ответственность (т.е. соли­дарность в семье или в конечном счете политиче­скую ответственность)
Совместный поиск и партнер­ские отношения независимых субъектов Отправная точка — принятие и признание субъек­тивных чувств клиента и разделение ответственности за действия
Необходимо признать и на­учиться управлять противоре­чивыми отношениями между авторитарностью (контролем), официальными обязанностями и творческой работой Понимание и рассмотрение комплексных конфлик­тов между этими двумя аспектами социальной работы — интегральный момент в распознавании конфликтов, которые формируют единый взгляд на свободу и ответственность клиента
Существование — это движе­ние Естественная стабильность невозможна. Социальные работники должны стремиться, скорее, к развитию и прогрессу, чем к дезинтеграции
Экзистенциальная свобода и процесс саморазвития являют­ся основой политического ос­вобождения Экзистенциальная свобода должна быть достигнута | до того, как возникнет возможность достижения политического освобождения

они есть на самом деле. Моя мать, например, решила, что не будет выходить из дома с наступлением осени, и тем самым отгородила себя от социальных контактов. Однако на самом деле она могла бы больше общаться с людьми, если бы не возвела вокруг себя искусственные стены. Экзистенциалисты сочли бы это ложным и нереалистичным ограничением свободы выбора. Социальная работа направлена на устранение чувства ограниченности и расширение воз­можностей выбора. Другая проблема может быть связана с необходимостью поиска смысла жизни. По мнению экзистенциалистов, смысл жизни придают решения, которые мы принимаем. Трудности настоящего момента могут по­мешать людям реально оценить значение принятых или принимаемых реше­ний. Сформированная идентичность может быть разрушена приобретенным в старости опытом и, с точки зрения экзистенциалистов, нуждается в реконст­рукции. Важно, чтобы в процессе социальной работы развивалось и укрепля­лось самоопределение клиента. Иначе социальные работники будут только спо­собствовать развитию чувства деструктивности, связанного с нежелательным выходом на пенсию, оглушения потери собственной ценности, своей «беспо­лезности» как на рынке труда, так и в рамках семьи.

Социальные работники должны быть политически грамотными и понимать общие социальные и политические тенденции, оказывающие влияние на кли­ентов. Вместе с тем социальная работа отлична от политической активности, мероприятий политического характера. Томпсон обобщает свою экзистенци­альную концепцию социальной работы в ряде практических принципов, пред­ставленных в табл. 9.3.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: