Собеседник Л Собеседник Б |
Рис. 9.1. Диаграммное представление состояний Эго в трансактном анализе |
Теориям гуманизма и экзистенциализма посвящено множество исследований, встречаются также концепции, отражающие перспективу духовности. Среди последних — работа Канды и Фермана «Духовное разнообразие в практике социальной работы» (1999). Она написана на основе нескольких предшествующих публикаций Канды и посвящена вопросам духовности в социальной работе. Главная цель этой книги — приблизить практику социальной работы к религиозным традициям; она в меньшей степени связана с конкретными технологиями и духовностью как отличительной чертой религий. Поэтому я отдаю предпочтение обзору более узкоспециализированной концепции Глассман и Кейтса («Групповая работа: гуманистический подход», 1990),
раскрывающей гуманистические принципы в применении к групповой работе, а также концепции Томпсона («Экзистенциализм и социальная работа». 1992) об экзистенциальной социальной работе, поскольку эти концепции не только дают обобщенную модель, не имеющую прикладного значения (как в случае с книгой Канды), но и демонстрируют варианты применения данных теоретических представлений в практике социальной работы.
|
|
Глассман и Кейтс: гуманистическая групповая работа
Групповая работа — это процесс «демократической взаимопомощи» между членами группы, целью которого является достижение желаемых изменений Подобное понимание групповой работы продиктовано демократическими и гуманистическими ценностями. При этом признается, что различия межд> членами группы обогащают всех участников. Каждому члену группы присуши
■ достоинство и способности;
■ ответственность за другого человека в социальных отношениях;
■ право принадлежать группе и быть включенным в процесс;
■ право участвовать и быть услышанным;
■ право на свободу слова и самовыражение;
■ право на свободу выбора;
■ право выражать сомнение и оспаривать действия специалистов.
В своем развитии группы проходят несколько стадий. Поведение участников и темы взаимодействий в группе меняются в соответствии с этими стадиями. Согласно гуманистической теории, участники могут целенаправленнс использовать группу для достижения личностного развития. Более авторитарным теориям групповой работы свойственны контроль и ограничение пове ния, в результате определенное поведение привязывается к каждой из стадий. Рассматриваются следующие стадии.
■ Мы — не группа. Участники относятся к группе с опаской, существ\е~ неопределенность относительно групповых норм. Ведущий помогает им исследовать возможные варианты поведения в группе и предотвратит* слишком сильные воздействия на группу извне.
|
|
■ Мы — группа. Некоторые члены группы пытаются предложить свои идеи относительно направления движения группы. Возникают сопротивление и конфликт. Ведущий помогает участникам осознать ответственность за последствия, и члены группы начинают принимать ее нормы.
■ Мы принимаем тебя. Члены группы стремятся использовать ведущего или демонстрируют свою невовлеченность. Ведущий помогает им понять различные способы участия. Это увеличивает принятие и помогает понять причины и основания для отношений враждебности и отрицания, покорности и подчинения.
■ Убежище. Члены группы чувствуют себя в группе более комфортно, чем в реальной жизни, поскольку группа помогает избежать многих проблем. Ведущий помогает им использовать это состояние защищенности для проработки реальных проблем.
■ Дальше так не пойдет. Члены группы не желают рисковать, чувствовать незащищенность и разочарование, преодолевая свои проблемы в группе. Ведущий помогает им сохранить чувство защищенности и использовать опыт групповой поддержки при работе над своими проблемами.
■ Мы в порядке и можем многое. Продолжая работать несмотря на противоречивые чувства и сомнения в помощи членов группы, участники приобретают уверенность в том, что они могут справиться с трудными проблемами и достичь своих целей. Они отбирают из различных вариантов поведения, предлагаемых группой, наиболее подходящие для себя. Ведущий помогает им принять решение и преодолеть стремление к безрассудным действиям или страх перед действиями в сложных ситуациях.
■ Чуть подольше. Участники хотят сохранить защищенность, которую ощущают в группе, поскольку здесь они успешно справлялись со своими проблемами. Однако теперь они могут использовать опыт работы в группе для самостоятельного и эффективного решения проблем. Ведущий помогает им отделиться от группы, акцентируя внимание на успехах.
Целью групповой работы является развитие демократической системы взаимопомощи и одновременно оказание помощи членам группы в выражении и выполнении (актуализации) их целей. Эти основные функции реализуются различными способами (см. табл. 9.2). Из таблицы видно, что цели развития демократической системы взаимопомощи и цели актуализации не обязательно должны совпадать. Они представлены именно таким образом, чтобы показать их возможное взаимопересечение. Следует добавить, что ведущие могут использовать и другие техники для достижения этих целей. Среди них:
■ требование, ведение, приспособление и поддержка. В данном случае ведущие используют свое положение, чтобы продвинуть группу вперед, фокусируя внимание на конкретных действиях и их осуществлении. Ведущие должны, скорее всего, быть активными и позитивно настроенными, чем рефлексивными и нейтральными;
■ работа с чувствами. Ведущие выступают в качестве моделей для отражения позитивных чувств, а также помогают участникам выразить отрицательные чувства;
■ молчание — выражает уважение и поддержку членам группы, которые преодолевают трудности;
■ исследование — помогает вовлечь группу в свободную, ненаправленную деятельность. Открытые вопросы и интерес стимулируют вовлеченность;
■ идентификация — подразумевает акцент на повторяющихся паттернах группового поведения и мышления.
Таблица 9.2. Техники и виды деятельности для достижения двойственных целее в гуманистической групповой работе (по Глассману и Кейтсу, 1990)
Помощь членам группы в выражении их целей (актуализирующая цель) | Развитие процесса взаимопомощи | ||
Техники | Виды деятельности | Техники | Виды деятельности |
Утверждение в группе демократических норм, включая право принадлежать к группе и право быть услышанным | Способствовать коллективному участию; осуществлять сканирование(внимание каждому члену группы по очереди) | Определение тем групповой работы; формирование опыта планирования, ролевой игры и организации | Осуществлять программирование: планировать и принимать участие в групповой программе (инициация, этапы, задачи, средства, опыт, оценка) |
Выбор решения и формулирование правил поведения в группе | Вовлекать всю группу; сопоставлять, приходить к компромиссу | — | Повторять роли, планировать будущую деятельность, исследовать полезное поведение |
Развитие навыков ведения/следования; уважение каждого члена группы, внимание к их особенностям | Запускать процесс «здесьи теперь», подчеркивать важные события и реактивные паттерны, вовлекать группу в самонаблюдение | Конфронтация: вызов и требование постоянных изменений в поведении | |
Выражение чувств, возникающих в ответ на поведение каждого участника | Работа с неизвестным: обсуждение идей будущих изменений; групповая встреча: начало дискуссии по болезненным вопросам | ||
Выражение чувства по отношению к ведущему, высказывание по поводу его власти и авторитета | Поощрять самовыражение; интересоваться реакциями; подчеркивать избегание; адресовывать выражение чувств | Помощь группе, определение и выражение разрушительных и созидательных чувств | Способствовать самораскрытию (выражение искренних чувств и заблуждений) |
Развитие и реализация общих целей | Наблюдать, как в словах выражается трансформация потребностей и интересов | Организация деятельности клиентов вне группы | Осуществлять обратную связь, разрешать конфликт: определять конфликт, прояснять темы, чувства, предлагать новые перспективы |
Выражение чувств к другим в позитивном ключе | Контрол ировать сильные эмоции; создавать комфортную атмосферу; огран ичиватьличные потребности | Определение моделей мышления, препятствующих групповым отношениям | Проводить групповую рефлексивную дискуссию о деталях отдельных событий; соблюдать последователь- |
Окончание табл. 9.2
|
|
|
|
Помощь членам группы в выражении их целей (актуализирующая цель) | Развитие процесса взаимопомощи | ||
Техники | Виды деятельности | Техники | Виды деятельности |
ность, прояснять чувства, взаимодействия, решения | |||
Объяснение группового процесса, чтобы помочь группе осознать себя | Внимательно изучать факты и данные, чтобы предотвратить возникновение предрассудков (предубеждений) | ||
Развитие эмоциональной привязанности и улучшение взаимопонимания | Анализировать положительные и отрицательные мысли и переживания участников о встречах | Закрепление успешных изменений (повторение действий членами группы) | Интерпретация, «чтение между строк»; инвентаризация (сделать достижения очевидными) |
Гуманистическое содержание концепции групповой работы Глассман и Кейтса (1990) связано с возможностью достижения двух основных групповых целей, а также целей личностного развития через групповой опыт.
Томпсон: экзистенциализм и социальная работа
Томпсон (1992) предлагает современное понимание ценности экзистенциализма в практике социатьной работы, основанное на идеях Сартра. В центре его внимания — фундаментальный концепт экзистенциализма — онтология, учение о бытии. Здесь рассматриваются наши представления о человеческой сущности. Кроме того, Томпсон определяет прикладные аспекты эпистемологии социальной работы, т.е. свойственный ей подход к природе знания. Не менее важным является и подход социальной работы к природе общества.
Центральным понятием экзистенциализма является понятие «бытие». «Бы-тие-в-себе» есть чистая экзистенция. «Бытие-для-себя» — существование, которое мы осознаем и потенциально создаем, например планируя и принимая решения о том, какими мы хотим быть.
В экзистенциализме отсутствует изначальная установка относительно того, как следует жить человеку или обществу. Людям присуща интенциональность, т. е. способность действовать, представляя свое возможное и желаемое будущее. Этот подход отличается от бихевиоризма и психодинамической теории, в которых утверждается, что прошлое определяет настоящее. Блум (2002) показывает, насколько сложно использовать данный подход в терапевтической практике. Ни социальный работник, ни клиент не могут знать друг друга заранее, опираясь на общее представление о другом или природу формального знания,
поскольку предварительного знания о человеческом бытии не существует. Терапевтические взаимоотношения представляют собой борьбу опыта двух людей, опыта, им не принадлежащего. Именно через эту борьбу различных представлений мы можем принимать совместное участие в процессе социальных и личностных трансформаций. Однако понять сущность или предсказать поведение друг друга невозможно, несмотря на утверждения психологических теорий. Люди свободны в своих действиях, поэтому наши представления друг о друге непредсказуемы и свободны, они приобретаются в процессе взаимодействия с другим человеком.
Экзистенциализм обращает внимание на важность нашей интерпретации прошлого. Таким образом, интерпретация прошлого и ориентация на будущие действия придают смысл нашей жизни. Через свою личностную свобол> индивиды способны к созиданию и самоопределению. Личность и социальные структуры — продукты выбора, сделанного свободными людьми. Однако окружающие навешивают ярлыки на наше поведение, что делает нас зависимыми от мнения окружающих. Мы стараемся соответствовать социальным ожиданиям и ограничениям, накладываемым на наши действия и личность. Это единственный способ, с помощью которого мы можем справиться с чувством, что жизнь — это абсурд. Такое чувство возникает потому, что, с точки зрения экзистенциалистов, свобода человека и аутентичность его существования связаны с актом веры в Бога как во всеобщий Дух, направляющий личностное и социальное развитие. Существует «театр абсурда», показывающий различны* варианты примирения человека с абсурдностью жизни. Пример — пьеса Ионеско «Носорог», в которой показано, как люди постепенно превращаются в больших неуклюжих носорогов.
Именно поэтому люди полностью ответственны за собственные действия. Это важный аспект экзистенциальной этики. Мы свободны в своих действиях. но не освобождаемся от ответственности за свои поступки и реакции на окружающее; они являются фактическим проявлением существования (экзисч ции). Фактичность, реальность внешнего мира, отличается от случайности. возможности действовать и изменять условия реальности. Осознание этого факта может укрепить вас, но также и вызвать чувства беспокойства и угрозы. Это связано с тем, что «Бытие как сущее» подразумевает Ничто, и сознательные решения могут вызывать негативные последствия. Такая отрицательность также не имеет смысла, опять же потому, что существование в принципе бессмысленно. Мы чувствуем трепет или страх перед неизвестным, перед случайностями, которые влияют на нас. Неспособность признать экзистенциальный страх или бегство от собственной свободы есть проявления безответственности, поскольку приводят к ложной стабильности и заключают в рамки общепринятых и жестких социальных ограничений. Точно так же «Бытие как с>-щее» подразумевает постоянное изменение и развитие, но люди зачастую предпочитают стабильность, чтобы укрепиться в жизни. Стабильность и определенность также представляют собой проявления безответственности. В некотором смысле в нереалистическом желании определенности отражается стремление «быть Богом», которое для многих людей может стать жизненной мотивацией. Отсутствие этой возможности часто приводит к отчаянию. Однако стре ление к определенности и стабильности побуждает людей к самосозиданию, самоопределению, укреплению силы духа и освобождению. Томпсон (1992, 4т
показывает необходимость достижения аутентичности как более удачного решения экзистенциальной проблемы. Аутентичность означает, что наше поведение не вступает в противоречие с нашим представлением о себе и тем, как мы являем себя миру.
Этот подход во многом связан с идеями когнитивной теории, в которой утверждается, что иррациональные мысли, проявляясь в наших суждениях, вводят нас в заблуждение относительно ситуации, в результате наши реакции могут быть неадекватными. Если мы сможем принять и воспользоваться собственной свободой, то осуществим самоопределение и самосозидание, развивая свою собственную личность и изменяя социальную ситуацию. Свобода предполагает ответственность за самосозидание и страдание, которые связаны с пониманием того, что в созданном нами есть как положительное, так и отрицательное.
Несмотря на то, что изменения затрагивают индивидуальный уровень, необходимо видеть то, что ограничивает личную свободу, а именно общепринятые представления о мире, которые соответствуют определенным социальным интересам. Это требует политических действий освободительного характера. В противном случае политические и социальные давление и ограничение будут препятствовать проявлению индивидуальной свободы. Подобные взгляды связаны с марксистским диалектическим материализмом, согласно которому экономические силы управляют историческим развитием, ограничивают свободное историческое творчество. Схожим образом отчуждение в марксизме понимается как отлучение рабочих в процессе производства от орудий труда, находящихся во власти и под контролем капиталистов. Этим во многом объясняются нищета и страдание, но экзистенциализм идет дальше и показывает, что отчуждение связано со многими другими видами дискриминации (например, с расовой или тендерной дискриминацией). Экзистенциализм требует полной социальной реорганизации, ресоциализации, предполагающей свободное участие индивидов в процессе постоянной реконструкции на основе своих потребностей и желаний. Такая свобода позволила бы людям преодолеть отчуждение. В отличие от марксистской идеологии для экзистенциализма не существует абсолютной идеальной модели социальных отношений — участники постоянно их реконструируют. Подобное положение тесно связано с идеями постмодернизма.
Важное место в экзистенциализме занимает концепт «Другого». «Бытие как сущее» может существовать только в отношении к другим. Мы можем переживать многие чувства (например, стыд) только через реакции других людей на нас.
Понятие о группе также имеет большое значение. Большинство групп представляют собой «эпизоды». Люди, в них включенные, индивидуалистичны и преследуют свои цели, хотя их и связывают социальные ситуации. Например, соседей может связывать общий интерес в выборе средств невмешательства в дела друг друга. Тем не менее нельзя сказать, что соседи находятся в постоянных социальных отношениях, так как они не всегда помогают друг другу в трудную минуту. Некоторым группам свойственна солидарность, которая характеризуется взаимосвязанностью, общностью интересов и совместной деятельностью. Участники таких групп используют свою свободу, действуя в интересах группы. Однако эпизодические группы наиболее распространены, по-
этому нам следует воспитывать солидарность. Соседей нужно поощрять и поддерживать, чтобы активизировать взаимопомощь в трудных ситуациях и стимулировать социальную активность. Это поможет укрепить группу и сделать ее более эффективной. Подобные представления связаны с идеями о социальных сетях и микросоциальной среде, в которых наличие большого числа связей рассматривается как улучшенная модель социальных отношений. Другим важным ценностным аспектом этики экзистенциализма является преданность своей группе. В этом смысле экзистенциализм подчеркивает гуманистическую ценность «целостности», рассматривая индивидов и социальные системы как единое целое. Становление целого предполагает попытку объединения нашего понимания социальных ситуаций, а также формирование общего понимания на основе взаимодействия многих точек зрения. Диалектическое мышление есть процесс формирования синтезированных представлений о мире через преодоление постоянных внутренних и экзистенциальных противоречий. Это взаимодействие, или дискурс (в терминах Фуко), приводит к постоянным изменениям картины мира.
Томпсон утверждает, что значение экзистенциализма заключается в том, что особое внимание уделяется онтологии, пониманию основ человеческого бытия. Это проявляется в осмыслении идей Бытия, Ничто и Случайности. Большинство теорий социальной работы, по его мнению, игнорируют анализ эти^ аспектов человеческого существования, и поэтому понимание социальных и личностных отношений, содержащееся в них, является неполным. Он показывает несколько примеров типичных проблем практики социальной работы
Так, Томпсон исследует проблемы воспитания детей. Многие проблемы. связанные с детско-родительскими отношениями возникают вследствие неумения детей управлять своей свободой. Допустим, Джон выходит из себя. когда ему что-то не разрешают. Он стремится к свободе действий, но не берет на себя ответственность за свои поступки и не понимает социальных условии в которых он может проявить эту свободу. Более адекватным решением может быть обсуждение условий, при которых Джон может получить желаемое. Для этого члены его семьи должны показать пример солидарного поведения, когда семейные интересы более значимы, чем собственные. Властный отец, который мало занимается воспитанием ребенка, не может преподать Джону урок ведения переговоров. Он, скорее, заставит сына принять запреты как данность, смириться с ними, вместо того, чтобы обсудить условия и взять на себя ответственность. Согласно Томпсону, в этой ситуации для родителей недостаточно реализовать типичные социальные требования быть последовательными, поддерживать дисциплину и выражать любовь. Последовательность может быть неудачным вариантом решения проблемы, поскольку окружают^-среда предстает жестко определенной, что препятствует изменениям. Любовь — это попытка обладать другим человеком, контролировать его свобод) это стремление к абсолютизации близости с человеком, которого любишь. 1 ущерб другим интересам и отношениям. Дисциплина — это попытка создать чрезмерную определенность на основе подчинения. В психоанализе считается, что самодисциплина вырабатывается через интернализацию и внушение родительских взглядов относительно желаемого поведения. В бихевиоризме \т-верждается, что мы учимся и формируем поведение в соответствии с социальными ожиданиями относительно дисциплинированного поведении. С точ-
ки зрения экзистенциализма самодисциплина (которую бихевиоризм отрицает) — чрезвычайно важный концепт, поскольку он подразумевает принятие ответственности за социальный характер ситуации, в которой мы действуем. Это также означает, что самодисциплина основывается на ответственности за СВ01И действия и реакции, в рамках которой происходит осуществление свободного выбора. В психодинамической теории, напротив, подчеркивается, что выбор осуществляется под влиянием родителей, а это влияние, в свою очередь, опосредуется и интерпретируется социальными ожиданиями.
В контексте экзистенциальной теории предлагаются различные проекты семейной солидарности. Задачами социальных работников может быть укрепление солидарности, отстаивание интересов семейной группы. Это можно осуществить путем развития взаимной поддержки при реализации индивидуальных проектов, т.е., соблюдая интересы каждого члена семьи. Вопросы детского воспитания и семейных отношений нельзя полностью объяснить общими поведенческими принципами. Необходимо обратить внимание на отдельные жизненные «проекты» и факторы, препятствующие проявлению свободы и ответственности за социально и семейно ориентированные поступки. Общие принципы неэффективны, так как они провоцируют ожидание полной определенности, которая в жизни невозможна. Родители бывают разными, и успех во взаимоотношениях родителей и детей зависит от особенностей родительского поведения. Например, если отец обеспокоен или игнорирует ребенка, то ребенок может понять дистантную или напряженную реакцию, если знает причину его поведения. Однако если причина ребенку неясна, возникнет замешательство. Он может принять ответственность за свободное действование, если понимает происходящее и если коммуникация эффективна.
В маленьких детях родители видят себя, поскольку их влияние велико. Ребенок ощущает самоценность благодаря положительным чувствам, переживаемым в процессе взаимодействия с родителями. Эти чувства дают родителям и ребенку возможность осознать себя и свою ценность в жизни и являются основой родительских, а также сыновних (дочерних) чувств и «материнского» инстинкта. Это мощный мотиватор, обеспечивающий солидарность членов семьи и в целом формирующий опыт групповой солидарности в социальных отношениях. Однако это также может сковывать человека и искажать восприятие и, следовательно, снижать способность к принятию свободы и ответственности.
Анализируя экзистенциальную работу с пожилыми людьми, Томпсон отмечает, что социальные работники работают, скорее, с социальными последствиями старения, чем с физическими условиями. Он проводит различие между обслуживанием пожилых людей и социальной работой с ними. Экзистенциальная точка зрения на проблему старения подчеркивает значение случайности, т.е. свободу к действию и изменению, а также страх неопределенности, который возникает из этой свободы. Пожилые люди переживают абсолютную неопределенность приближающейся смерти, изменения образа жизни после выхода на пенсию, потерю товарищей и социальных связей, а также самостоятельности при получении социального обслуживания. Ошибочные и неадекватные представления часто приводят к ригидности и застреванию на бессмысленных консервативных социальных правилах. Безответственно игнорировать реальность надвигающейся смерти и социальную необходимость под-
готовки к ней. По мнению экзистенциалистов, проблема заключается в том. что в условиях приближения смерти люди соглашаются с ограничением свободы выбора в жизни. Они могут чувствовать себя более ограниченными, чем
Таблица 9.3. Основные принципы экзистенциальной работы (по Томпсону, 1992)
Принципы | Практическое применение |
Свобода и ответственность являются основным каркасом человеческого опыта | Отказаться отточки зрения, согласно которой поведение клиента предопределено и неизменно. Искать те области, где клиент может реализовать свободу выбора и помогать ему в этом. Обращать внимание на особенности ситуации клиента, которые препятствуют принятию свободы и ответственности, и стараться их устранить |
Свобода — это одновременно освобождение и бремя | Трансформировать негативные аспекты свободы, такие, как тревога, страх, безответственность, в позитивные аспекты — самоконтроль, уверенность, самооценку, аутентичность |
Аутентичность является основным условием освобождения; безответственность— типичная безуспешная стратегия взаимодействия с проблемами | Социальные работники должны быть аутентичными, т.е. быть способными видеть отличительные особенности их жизни и жизни других людей. До начала любых других мероприятий необходимо научить клиентов аутентичности, иначе они будут возлагать ответственность на других и руководствоваться ограничивающими правилами и указаниями |
Существование переживается как беспомощность: каждый должен взять на себя ответственность за свои действия | Клиенты сталкиваются с масштабными проблем; Социальные работники должны помочь им принимать ответственность во всевозможных ограниченных жизненных ситуациях. На этой основе можно формировать коллективную ответственность (т.е. солидарность в семье или в конечном счете политическую ответственность) |
Совместный поиск и партнерские отношения независимых субъектов | Отправная точка — принятие и признание субъективных чувств клиента и разделение ответственности за действия |
Необходимо признать и научиться управлять противоречивыми отношениями между авторитарностью (контролем), официальными обязанностями и творческой работой | Понимание и рассмотрение комплексных конфликтов между этими двумя аспектами социальной работы — интегральный момент в распознавании конфликтов, которые формируют единый взгляд на свободу и ответственность клиента |
Существование — это движение | Естественная стабильность невозможна. Социальные работники должны стремиться, скорее, к развитию и прогрессу, чем к дезинтеграции |
Экзистенциальная свобода и процесс саморазвития являются основой политического освобождения | Экзистенциальная свобода должна быть достигнута | до того, как возникнет возможность достижения политического освобождения |
они есть на самом деле. Моя мать, например, решила, что не будет выходить из дома с наступлением осени, и тем самым отгородила себя от социальных контактов. Однако на самом деле она могла бы больше общаться с людьми, если бы не возвела вокруг себя искусственные стены. Экзистенциалисты сочли бы это ложным и нереалистичным ограничением свободы выбора. Социальная работа направлена на устранение чувства ограниченности и расширение возможностей выбора. Другая проблема может быть связана с необходимостью поиска смысла жизни. По мнению экзистенциалистов, смысл жизни придают решения, которые мы принимаем. Трудности настоящего момента могут помешать людям реально оценить значение принятых или принимаемых решений. Сформированная идентичность может быть разрушена приобретенным в старости опытом и, с точки зрения экзистенциалистов, нуждается в реконструкции. Важно, чтобы в процессе социальной работы развивалось и укреплялось самоопределение клиента. Иначе социальные работники будут только способствовать развитию чувства деструктивности, связанного с нежелательным выходом на пенсию, оглушения потери собственной ценности, своей «бесполезности» как на рынке труда, так и в рамках семьи.
Социальные работники должны быть политически грамотными и понимать общие социальные и политические тенденции, оказывающие влияние на клиентов. Вместе с тем социальная работа отлична от политической активности, мероприятий политического характера. Томпсон обобщает свою экзистенциальную концепцию социальной работы в ряде практических принципов, представленных в табл. 9.3.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ