double arrow

Грэхэм: африкано-ориентированное мировоззрение

Грэхэм (2002) предлагает вариант применения незападных духовных кон­цепций в социальной работе на основе мировоззренческих концепций Афри­канского континента, в которых отражаются классические философские тра­диции стран Африки. Определенное влияние на их формирование также ока­зала борьба за гражданские права и независимость стран этого континент^ целью которой было объединение различных африканских мировоззренческих позиций представителей африканских народов, разобщенных в период раб­ства и колониализма. Подход Грэхэм, разработанный для работы с населени­ем Африки, можно использовать и при работе с представителями этнических меньшинств. Философские концепции освобождения можно разделить на следу­ющие три группы:

■ концепции, рассматривающие политические, социальные и культурные формы дискриминации, порожденные колониализмом, империализмом и расизмом;

■ концепции, анализирующие традиционные философские представления и идеалы, тормозящие развитие общества и культуры африканских наро­дов;

■ концепции, критически анализирующие западные научные и философ­ские представления, дискредитирующие жителей Африки.

В данной работе определяются и анализируются особенности африканской; идентичности, которая проявляет себя через культурные символы, ритуалы, произведения искусства, музыки и литературы. Это способствует пересмотр*, стереотипов по отношению к народам Африки. Данный подход определяет и утверждает особое место представлений африканских народов в общей пара­дигме социальной теории и практики. Выделяют следующие принципы афрн-кано-ориентированного мировоззрения:

■ все вещи взаимосвязаны (например, люди, животные и неживые объек­ты);

■ человек — существо духовное, он связан с другими людьми и со свони создателем;

■ индивиды не могут быть поняты вне их коллективной идентичности, ко­торая, в частности, включает двухлинейную генеалогию (т.е. отцовски


материнскую семьи). Жизнь и опыт индивидов являются составной час­тью истории и взаимодействий их семьи и общины, поэтому общинность имеет большее значение, чем индивидуальность;

■ разум, тело и дух едины, равны и взаимосвязаны; они должны в равной
степени достигать состояния маат, в котором отражаются истина, спра­
ведливость, гармония и порядок.

Маат выражается:

■ в универсальном поиске гармонии в нашей жизни;

■ в справедливости как центральном понятии практики;

■ в долге перед сообществом;

■ в личностной реализации, конкретизирующей универсальный порядок в нас самих.

Правильность и гармоничность естественного порядка вещей тесно связа­ны с социальной справедливостью. Отношения между людьми характеризуют­ся взаимообменом и взаимопомощью: добро порождает добро. Взаимообмен обязателен для достижения справедливости, он является отражением нашей идеологии в действии и вызывает в людях добрые побуждения. Самореализа­ция возможна через следование нравственным принципам заботы о других людях и действий на благо сообщества. Женская идентичность священна и неотделима от духовной жизни африканских сообществ; роль женщин в раз­витии морали и нравственности чрезвычайно важна. Идеал заботливой жен­щины реализуется в материнстве, а также в женщине-богине. Это духовный идеал, его достигают через приобретение соответствующего знания и разви­тие социального навыка.

Грэхэм по-своему комментирует эти представления об африканской куль­туре. По ее мнению, хотя в них утверждается ценность духовности, в то же время очевидна тенденция к «всеобщности дискурса», т.е. имеет место попыт­ка свести традиции целого континента к одной культурологической концеп­ции. Тем не менее панафриканское движение можно рассматривать как выра­жение борьбы за признание и переоценку ценностей культуры народов Афри­ки в мировом масштабе, поскольку ранее господствовало пренебрежительное отношение к африканской культуре и идеалам. Идеализация культурных пред­ставлений является отражением этой борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: