Национальный лидер Индии Ганди (Махатма Ганди, 1869—1948) сформулировал философию социального развития, которая оказала большое влияние на социальную работу в Индии, в частности благодаря изменениям социальной политики в отношении неприкасаемых (людей низшей социальной касты), женщин и сельского населения (Музумдар, 1964; Говард, 1971). Ку-мар (1995) представляет в обобщенном виде следующие основные положения философии Ганди:
■ следует опираться на ведическую философию;
■ люди как взаимозависимы, так и самодостаточны;
■ духовное начало играет большую роль в любой деятельности;
■ важна вера в чистоту средств, а не достижение целей любой ценой;
■ идеи общности и целостности особенно важны в отношении политической независимости; социальное развитие, уверенность в своих силах и всеобщее образование непременно должны сопутствовать достижению политической независимости. Эти идеи важны в социальном развитие (см. гл. 10);
■ официальная юридическая власть не одобряется, взаимоподдержка и опоре на свои силы, как было упомянуто выше, более важны.
|
|
Согласно Ганди, для идеального общества характерны:
■ рам раджа — нравственно-ориентированная социальная система. Справедливость и социальная справедливость интегрированы в демократическом государстве. Простота и устойчивое развитие должны быть целью государства. Общество рассматривается как совокупность индивидов, дл! которых обязанности важнее, чем права;
■ саврадж — независимость, главным образом, государства от внешнего вмешательства, но также индивидов от государства. Государство — организованная и централизованная форма насилия. Минимальная государственность предполагает личную ответственность;
■ свадеши — самодостаточность в экономических, политических и социальных отношениях. Производство жизненных благ должно соответствовать потреблению;
■ развитие сельских районов, создание сельских республик (децентрализация ■ делегирование власти);
■ попечительство. Ганди стремится объединить социализм и капитали; предлагает систему, в которой значительная роль отводится государственному регулированию экономики.
Данные идеи являются важными для социального развития (см. гл. 10| Ганди обращает особое внимание на развитие сельской индустрии (при это* физический труд предпочитается машинному производству), на децентрализацию власти, социальную справедливость и уравнительное распределение благ.
Кумар (1995) полагает, что эта романтическая философия, тем не менес отвечает ценностям социальной работы в формировании самодостаточное-!»-взаимопомощи, личностного и социального развития, которые достигаются ■ рамках небольших местных групп, а не благодаря вертикальным властные отношениям.
|
|
Процесс и средства реализации этой деятельности, а также огромное значение сотрудничества и ненасилия составляют фундамент этой философии
Трансактный анализ
Трансактный анализ (ТА), разработанный Э.Берном (1961, 1964), тесно связан с психоаналитической идеей о структурах личности и с некоторыми аспектами ее терминологии. Однако обычно он рассматривается как разновидность гуманистической терапии, поскольку его главный принцип отличается от принципов детерминизма психоаналитической теории. В трансактном анализе рассматриваются автономные субъекты, способные управлять своей жизнью и решать свои проблемы. Препятствием для них могут быть только остаточные проявления поведенческих моделей раннего детства (Питман, 1982). ТА развивался абсолютно независимо от психоанализа и имеет автономную теоретическую и академическую базу. Питман (1983) разработал рекомендации по его применению в социальной работе, а Купер и Тернер (1996) составили краткий обзор современных источников, однако ТА так и не был повсеместно внедрен в социальную работу. Скорее всего, он предстаатяет собой систему терапии, к которой иногда прибегают отдельные специалисты социатьных служб. Для транс-актного анализа характерна специфическая лексика, поверхностное использование которой часто не подкрепляется знанием теоретических основ.
Существует четыре вида ТА: структурный, трансактный, игровой и сценарный. В структурном анашзе предполагается, что личность имеет три состояния «Я», или три способа восприятия окружающего мира: «родитель», «ребенок», «взрослый». Им соответствуют типичные поведенческие модели. Состояние «родитель» отражает директивы, даваемые родителем ребенку, а также восприятие таких указаний ребенком. Состояние «ребенок» характеризуется чувствами и взглядами, переживаемыми в детстве, в частности эгоцентричностью, а также слабой степенью контроля и потенциальным творческим началом. Состояние «взрослый» контролирует, по большей части рационально, отношения между различными состояниями «Я» и окружающим миром. Эти концепты подобны психоаналитическим структурам: Сверх Я (Супер Эго), Оно (Ид) и Я (Эго), но в ТА меньше внимания обращается на внутренние взаимоотношения между частями сознания, влечения и иррациональные реакции. В трансактном анализе показываются варианты взаимодействия различных состояний «Я» контактирующих людей. Трансакции — это обмены между состояниями «Я», которые могут быть открытыми или скрытыми. Проблемы возникают в том случае, если открытые и скрытые послания исходят из разных состояний и трансакций взаимодействующих людей. Существуют три вида трансакций: «дополнительные», когда активны только два состояния «Я»; «пересекающиеся», когда во взаимодействие вовлечены несколько состояний, но вербальные и невербальные послания не противоречат друг другу: и «неясные», когда взаимодействуют несколько состояний «Я», но открытые послания не согласуются со скрытыми. На практике социальные работники применяют трансактный анализ для определения тех состояний «Я», которые воатечены в трансакции, а также для оказания помощи клиентам в построении эффективной коммуникации.
Анализ игр связан с моделями взаимодействия и поведения. Выделяют следующие три группы эмоциональных потребностей:
■ потребность в стимуляции, которая удовлетворяется в художественной, досуговой и трудовой деятельности;
■ потребность в признании, которая удовлетворяется «поглаживаниями» — невербальными или вербальными, позитивными или негативными, идущими от других людей (например, улыбка и «спасибо» или сердитый взгляд и критика — соответственно);
|
|
■ потребность в структурировании жизни, в частности времени.
Паттерн «поглаживаний» и жизненный опыт, которые приобретаются в детстве, влияют на нашу жизненную позицию, отношение к себе и другим, а также на общее восприятие окружающего мира. Существуют четыре жизненные позиции (Харрис, 1973). Они представлены в табл. 9.1.
Игры являются примером скрытых трансакций, которые повторяют, отражают и подкрепляют ущербные жизненные позиции. Социальные работники анализируют игры совместно с клиентами, которые затем самостоятельнс идентифицируют их и стараются выбрать более удачные формы взаимодействия. Анализ сценариев помогает понять, каким образом трансакции прошлого привели к жизненным позициям и играм в настоящем.
Из этого краткого обзора следует, что ТА является интересной формой анализа поведения, в которой рассматриваются модели коммуникации, характерные и для традиционной теории коммуникации (см. гл. 8). Очевидная связь ТА с психоанализом, однако, не должна преувеличиваться, поскольку он отличается от анализа инстинктивных влечений и детерминизма. Можнс провести параллель трансактного анализа с психологией сознания и психодинамическими структурами личности. Как отдельный метод и психодинамическую теорию его можно критиковать за зависимость от интуитивного понимания, а также за психотерапевтический характер и отсутствие внимания к практическим проблемам клиента, например к бедности и дискриминации. Тем не менее трансактный анализ помогает клиентам избежать самоподавления. Наконец, считается, что ТА является неглубоким методом, оценивающим поведение поверхностно, с помощью жаргонизмов, которые могут восприниматься клиентами как знаки неуважительного к ним отношения.
С другой стороны, для некоторых людей занимательный и непретенциозный характер ТА помогает взглянуть на собственное поведение по-новоч>
|
|
Таблица 9.1. Жизненные позиции в трансактном анализе
Жизненная позиция | Значение |
«Я хороший — ты хороший» | Позитивное чувство к себе и другим |
«Я хороший — ты плохой» | Позитивное чувство по отношению к себе, но негатт ное к другим; тенденция обвинять других в своих собст-1 венных проблемах и критиковать их (подобно проекции в психоанализе) |
«Я плохой — ты хороший» | Негативное отношение к себе и позитивное — к другим (как к более влиятельным и способным); ощущение собственной неполноценности и неуверенность в себе |
«Я плохой — ты плохой» | Критичное отношение к себе и другим |
Взаимодействие людей через состояния Эго «родителя», «взрослого» и «ребенка» в трансактном анализе показано на рис. 9.1.
В данном случае собеседник А находится в состоянии «родитель» и взаимодействует с состоянием «взрослый» второго собеседника Б, в то время как Б, находясь в состоянии «ребенок», обращается к состоянию «ребенок» А. Например, А — мужчина, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего босса во время банкета и надеющийся, что жена поддержит его в этом. Его жена Б могла бы обратиться к состоянию «взрослый» мужа из своего состояния «взрослый» и произнести, например, что-то типа: «Я понимаю, мы должны соответствовать ожиданиям ради твоей работы, даже если это противоречит нашему образу жизни». Или же она могла бы обратиться из своего состояния «ребенок» к состоянию «родитель» мужа, подчиняясь желаниям мужа. Однако, как показано на рис. 9.1, жена реагирует оппозиционным образом, подталкивая своего мужа к выражению свойственных ему радикальных политических взглядов в присутствии босса.