Сосредоточенность на социальных конфликтах ограничилась борьбой с расизмом в самой социальной работе и в других, связанных с социальной работой, профессиональных группах. Труды по радикальной социальной работе 1970-х гг. включали вопросы, относящиеся к так называемым притесняемым группам. Например, Миллиган (1975) писал о гомосексуализме; Харт (1980) — о гомосексуалистах и лесбиянках; Хазбенд (1980) — о расизме. Феминизм как классовый анализ также возник в начале 1980-х гг. (см. гл. 12). Основные статьи о работе с группами представителей этнических меньшинств появились в США в 1980-е гг. Так, в это время в свет вышли работы Девор и Шлезингер (1981), Джэкобс и Бауэлс (1988), Пиндерхьюз (1989); а также исследования английских авторов, таких как Кумб и Литтл (1986), Эли и Денней (1987), Доминелли (1988).
Многие из направлений радикальной социальной работы получили импульс к развитию благодаря деятельности руководящих органов США и Великобритании в сфере образования социальной работы (например, Нортон,
1978; СЭ Ргсдес* 8геепп§ Сгоир, 1991; ССЕТ5\У, 1991; Пател, 1994). Отчеты о практической деятельности за этот период содержат материалы по антирасизму и перспективам темнокожего населения (например, Ханвей и Фил-пот, 1994). Практически во всех американских работах эти темы относятся к основной области знаний и практического опыта. Авторы некоторых теоретических обзоров не ссылаются на антидискриминационную или феминистскую теории (например, Лишман, 1991; Степнэй и Форд, 2000). Это отражает неопределенность статуса антидискриминационных концепций: рассматривать их как самостоятельную теорию практической деятельности или как ценностный принцип, который должен пронизывать все направления социальной работы.
Индийские исследователи интерпретируют конфликт между существующими социальными группами как «проблему коммунализма». Чандра (1987) связывает его с верой в то, что если люди исповедуют определенную религию, то они имеют общие социальные, политические и экономические интересы. Такое убеждение приводит к конфликтам между различными языковыми, религиозными и кастовыми общинами (Мири, 1993; Кумар 1994). Омэн выделяет пять конфликтных стратегий (процитированы Кумаром, 1994, 65— 66):
и ассимиляционистский коммунализм, когда заставляют людей действовать в интересах других;
■ помогающий коммунализм, когда социальные услуги и выгоды предназначены одной общине;
■ ретреатистский {отступной) коммунализм, когда группы перестают взаимодействовать с другими группами;
■ карательный коммунализм, когда общины предпринимают насильственные действия против других в случае возникновения угроз или действий против них;
■ сепаратистский коммунализм, когда язык или культура используются для создания анклавов.
В данном случае можно говорить о чрезмерном разделении, или конфликте. Цель социальной работы — уменьшение конфликта и достижение справедливого распределения ресурсов. Применение названных стратегий в некоторых западных странах может вызвать обеспокоенность, поскольку они сосредоточены на крайнем сепаратизме, и подчеркивают важность осознания и реагирования на специфические перспективы и потребности этнических меньшинств.