double arrow

Центр семьи Черри

Центр семьи Черри — дневной стационар по уходу и обеспечению развития детей дошкольного возраста. Недавно в данном районе поселилась новая груп­па беженцев из ближневосточной страны. В местном колледже для беженцев был организован английский класс.

Социальные работники предложили помочь женщинам-беженкам, так как возникли вопросы обеспечения помощи детям. Мужская половина комитета по организации работы в микросоциальной среде из тех же этнических мень­шинств считает, что в этом нет необходимости и что индивидуальная помощь может быть оказана, если центр назначит для посещения женщину из их мик­рорайона. Некоторые члены существующих женских групп не хотят, чтобы в их работу вмешивались люди, сталкивающиеся с иными проблемами и языковы­ми трудностями, и предлагают организовать новую группу за пределами цент­ра, в колледже.

В данной ситуации социальным работникам, возможно, придется принять ре­шение по альтернативным предложениям, опираясь на феминистские принципы. Опираясь на критическую теорию, в данном случае можно использовать диалог и опыт групповой поддержки, а опираясь на теорию привязанности и системные теории — осуществить индивидуальную помощь в решении проблем помощи детям. Каким методам следует отдать предпочтение? Какие подходы могут быть объединены?

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Теория феминизма оказала существенное влияние на осознание вопросов тен­дерных ролей и взаимоотношений, особенно это касается социальной политики и служб социального обеспечения.

■ Она углубила представление о важности женского лидерства в социальной рабо­те с другими женщинами, особенно с теми, кто испытывает притеснения.


Теория феминизма критиковалась с точки зрения ее целесообразности для прак­тики широко профиля, за ограниченность ее проблемного поля рамками женских вопросов, а также за обособленное положение специализированных социальных служб и ограниченную исследовательскую базу.

■ Теория феминизма внесла в практику социальной работы развитие диалоговых, равноправных отношений и стимулирование групповой активности, которые ока­зали существенное влияние на критическую практику и работу по активизации ресурсов клиента в решении своих проблем.

Глава 13. АНТИДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ

И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОДЫ

О чем повествует эта глава

Начиная с 1980-х гг. во многих западных странах растет число этнических конфликтов, а также усиливается роль этнической составляющей в глобаль­ных конфликтах и общественных движениях. Данное обстоятельство выдвига­ет перед социальной работой задачу организации практики, учитывающей этнические и культурные различия. С этими проблемами связаны два подхода. Один из них — антидискриминационный, другой — этнокультурный, связан­ный с культурной и этнической чуткостью (сензитивностью). Они явились реакцией на расизм и этнические конфликты, но затем расширились до про­теста против дискриминации других социальных групп и более широких форм социального исключения.

Данные подходы имеют особое значение, и социальным работникам необ­ходимо уяснить, как их можно использовать в практической деятельности, и сформировать мнение о собственной позиции в теоретических дискуссиях, поскольку это непосредственно влияет на практику социальной работы.

Антидискриминационные теории в основном связаны с социал-коллекти­вистским подходом. Сензитивный подход включает некоторые структурные перспективы, являющиеся социалистическими, однако используются они в этом подходе как рефлексивно-терапевтические, поэтому не направлены на социальные изменения. Цель сензитивного подхода — сделать существующий социальный порядок более чутким к тем проблемам, которые он поднимает.

Основные темы

> Антидискриминационные и антирасистские перспективы, а также перспективы сопротивления угнетению направлены на борьбу с институциализированной дис­криминацией в обществе, отражающей интересы властных групп.

> Культурная и этническая чуткость содействует распространению культурного и эт­нического многообразия в обществе.

> Антидискриминационная практика является во многих обществах следствием бес­покойства, вызванного расизмом и этническими конфликтами.

> Мультикультурализм утверждает этническое многообразие и стремится внедрить его в общественную жизнь, оценивая вклад каждой культуры в мировую культуру.

> Расизм включает идеологии и социальные процессы, которые связаны с дискри­минацией на основе расовых различий. При этом все больший акцент делается на культурные факторы.


> Альтернативными антирасистскими направлениями являются ассимиляция, ли­беральный и культурный плюрализм, структурализм и перспективы темнокожего населения.

> Антидискриминационная практика направлена на решение проблемы дискрими­нации на основе расы, пола, нетрудоспособности, сексуальной ориентации и воз­раста. Объединение этих проблем требует всестороннего структурного объясне­ния, но не может отразить взгляды всех притесняемых групп или отдать приори­тет какой-либо группе на практике.

> С дискриминацией связаны личностные, культурные и социальные факторы. Сфо­кусированность на языке и культуре как основе социальных изменений стала по­водом для так называемых «обвинений» в политкорректности.

> Дэлримпл и Берк в практике сопротивления угнетению (1995) предлагают рабо­тать над формированием связей между чувствами, убеждениями и действиями в ответ на бездействие, используя ресурсы социальной службы и профессиональ­ную помощь.

> Девор и Шлезингер (1999) в этнокультурной (сензитивной) практике основное вни­мание уделяют опыту меньшинств как неотъемлемому элементу всех направле­ний практики.

> Антидискриминационный подход содержит структурные объяснения дискрими­нации, а сензитивный подход вводит культурные и социальные отношения в прак­тику социальной работы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Дискриминация и притеснение как важные аспекты опыта социальных отноше­ний.

> Этничность и культурные проблемы как решающие факторы в формировании иден­тичности людей.

> Идея чуткости к социальным и культурным различиям как важная часть практики.

> Выбор перспектив темнокожего населения и угнетенных слоев населения как ос­новной принцип практической деятельности социальных служб.

Общий теоретический контекст

Можно выделить две важные области антидискриминационнои и сензи­тивной практики. Одна из них связана с социологическим и психологическим изучением того, каким образом существование различий приводит к социаль­ному расслоению. Сосредоточенность на расслоении характерна, в основном, для антидискриминационной практики и теории сопротивления угнетению. Доминелли (2002в) подчеркивает, что центральное место в теории притесне­ния занимает механизм расслоения, который формирует социальные иден­тичности и приводит к притеснению.

Другой важной областью является изучение культур и их взаимодействие с поведением и объективными отношениями. Значительная часть исследований в этой области теории социальной работы находятся в поле зрения социоло-


гии и, в меньшей степени, психологии. Акцент на этничности и культуре характерен, в основном, для сензитивной практики. Рассматриваемые прак­тики имеют много общего, но у них изначально различные цели: антидискри­минационная практика и практика сопротивления угнетению направлены на преобразование социальных отношений, целью сензитивной практики явля­ется модификация практики и теории социальной работы.

Подходы к социальной работе, связанные с сопротивлением угнетению, включают в себя ряд перспектив и моделей, которые были разработаны в конце 1980—1990-х гг. В западных демократических государствах возникают проблемы политического характера, вызванные отдельными серьезными по­литическими конфликтами. В начале 1980-х гг. в Великобритании вспыхнули городские волнения, которые, в основном, приписывались отчуждению тем­нокожей молодежи. Подобные бунты и высокий уровень преступности среди темнокожего населения наблюдались и в США. В Германии и Италии разгоре­лись конфликты в связи с беженцами из Восточной Европы, а во Франции — в связи с беженцами из Северной Африки. Реакция властей на эти события была в значительной степени либеральной. Она была направлена на уменьше­ние неравенства и маргинализации с помощью проведения политики и соци­ального включения (Бэрри и Халлет, 1998).

Антидискриминационная практика возникает как реакция представителей радикальной теории на неравенство и несправедливость. Поскольку эта тео­рия ставит под сомнение существующий социальный порядок, она рассмат­ривает проблему как проблему социального порядка и структур, а не как лич­ностную или групповую, или как невыгодное положение.

Многие страны сталкиваются с конфликтами между различными этничес­кими и культурными группами. В ряде случаев возникают проблемы с корен­ным населением (Диксон и Шейрелл, 1995). Зачастую трудности возникали из-за вынужденной внутренней миграции на протяжении продолжительного периода истории под воздействием других этнических групп, что приводило к конфликтам, как, например, в Северной Ирландии (О'Хэген, 2001) или Из­раиле и Палестине.

Такие ситуации часто приводят к необходимости считаться с этническим многообразием или мультикультурализмом (Исайи, 1997в), а в социальной работе требуют культурной и этнической чуткости. Единой теории мульти-культурализма (Рекс, 1997) не существует. Она связана с попытками вклю­чить группы, отличающиеся от доминирующего населения, в нацию или со­общество через оценку их культурного вклада в единое целое, выделяя значе­ние многообразия и плюрализма. Мультикультурализм противостоит сепара­тизму. Он был особенно популярен в период социально-либеральных кампа­ний против социальной политики, основанной на разделении этнических и культурных групп (например, движение за гражданские права в США в пери­од борьбы против апартеида в Южной Африке, а также движение за сохране­ние культурной идентичности коренного населения в Австралии и Новой Зе­ландии).

Сэндерс (1978) считает мультикультурализм подтверждением существова­ния культурного многообразия, позволяющего сохранить культурные тради­ции и интегрировать их в общество, противопоставляя их единственной доми­нирующей культуре. В большинстве работ по мультикультурализму акцентиру-


ется внимание на культуре, но культурное многообразие связано с религиоз­ным и духовным многообразием. В результате возрастает интерес к осмысле­нию религиозного и духовного опыта (см. гл. 9).

Важным источником антидискриминационных идей являются исследова­ния и комментарии по социальным вопросам, связанным с расой и этнично-стью, однако не менее важны также теория феминизма, работа с инвалидами и лицами различной сексуальной ориентации. Антидискриминационная прак­тика и практика сопротивления угнетению пытаются свести эти вопросы в единую теорию и практику, охватывающие все группы, подвергающиеся дис­криминации или угнетению. Чуткость (сензитивность) сфокусирована в зна­чительной степени на этнической принадлежности и расовых признаках, хотя потенциально может быть использована и при других социальных различиях. Однако Девор и Шлезингер (1999) указывают, что многие этнические мень­шинства не признают сведения всех видов угнетения к единой форме из-за наличия специфических факторов, связанных с угнетением представителей темнокожего населения и этнических меньшинств. Другие группы, которые обычно включаются в теорию антидискриминации и сопротивления угнете­нию, зачастую также выражают подобные настроения. Однако антидискрими­национная теория и теория сопротивления угнетению исходят из общего кри­тического анализа социальной науки, согласно которому угнетение обуслов­лено неравенством, вызванным властью правящих элит, и рассматривают по­ложение, в котором находятся различные исключенные группы, как резуль­тат воздействия подобных социальных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: