Центр семьи Черри — дневной стационар по уходу и обеспечению развития детей дошкольного возраста. Недавно в данном районе поселилась новая группа беженцев из ближневосточной страны. В местном колледже для беженцев был организован английский класс.
Социальные работники предложили помочь женщинам-беженкам, так как возникли вопросы обеспечения помощи детям. Мужская половина комитета по организации работы в микросоциальной среде из тех же этнических меньшинств считает, что в этом нет необходимости и что индивидуальная помощь может быть оказана, если центр назначит для посещения женщину из их микрорайона. Некоторые члены существующих женских групп не хотят, чтобы в их работу вмешивались люди, сталкивающиеся с иными проблемами и языковыми трудностями, и предлагают организовать новую группу за пределами центра, в колледже.
В данной ситуации социальным работникам, возможно, придется принять решение по альтернативным предложениям, опираясь на феминистские принципы. Опираясь на критическую теорию, в данном случае можно использовать диалог и опыт групповой поддержки, а опираясь на теорию привязанности и системные теории — осуществить индивидуальную помощь в решении проблем помощи детям. Каким методам следует отдать предпочтение? Какие подходы могут быть объединены?
|
|
ИТОГИ ГЛАВЫ
■ Теория феминизма оказала существенное влияние на осознание вопросов тендерных ролей и взаимоотношений, особенно это касается социальной политики и служб социального обеспечения.
■ Она углубила представление о важности женского лидерства в социальной работе с другими женщинами, особенно с теми, кто испытывает притеснения.
■ Теория феминизма критиковалась с точки зрения ее целесообразности для практики широко профиля, за ограниченность ее проблемного поля рамками женских вопросов, а также за обособленное положение специализированных социальных служб и ограниченную исследовательскую базу.
■ Теория феминизма внесла в практику социальной работы развитие диалоговых, равноправных отношений и стимулирование групповой активности, которые оказали существенное влияние на критическую практику и работу по активизации ресурсов клиента в решении своих проблем.
Глава 13. АНТИДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ
И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОДЫ
О чем повествует эта глава
Начиная с 1980-х гг. во многих западных странах растет число этнических конфликтов, а также усиливается роль этнической составляющей в глобальных конфликтах и общественных движениях. Данное обстоятельство выдвигает перед социальной работой задачу организации практики, учитывающей этнические и культурные различия. С этими проблемами связаны два подхода. Один из них — антидискриминационный, другой — этнокультурный, связанный с культурной и этнической чуткостью (сензитивностью). Они явились реакцией на расизм и этнические конфликты, но затем расширились до протеста против дискриминации других социальных групп и более широких форм социального исключения.
|
|
Данные подходы имеют особое значение, и социальным работникам необходимо уяснить, как их можно использовать в практической деятельности, и сформировать мнение о собственной позиции в теоретических дискуссиях, поскольку это непосредственно влияет на практику социальной работы.
Антидискриминационные теории в основном связаны с социал-коллективистским подходом. Сензитивный подход включает некоторые структурные перспективы, являющиеся социалистическими, однако используются они в этом подходе как рефлексивно-терапевтические, поэтому не направлены на социальные изменения. Цель сензитивного подхода — сделать существующий социальный порядок более чутким к тем проблемам, которые он поднимает.
Основные темы
> Антидискриминационные и антирасистские перспективы, а также перспективы сопротивления угнетению направлены на борьбу с институциализированной дискриминацией в обществе, отражающей интересы властных групп.
> Культурная и этническая чуткость содействует распространению культурного и этнического многообразия в обществе.
> Антидискриминационная практика является во многих обществах следствием беспокойства, вызванного расизмом и этническими конфликтами.
> Мультикультурализм утверждает этническое многообразие и стремится внедрить его в общественную жизнь, оценивая вклад каждой культуры в мировую культуру.
> Расизм включает идеологии и социальные процессы, которые связаны с дискриминацией на основе расовых различий. При этом все больший акцент делается на культурные факторы.
> Альтернативными антирасистскими направлениями являются ассимиляция, либеральный и культурный плюрализм, структурализм и перспективы темнокожего населения.
> Антидискриминационная практика направлена на решение проблемы дискриминации на основе расы, пола, нетрудоспособности, сексуальной ориентации и возраста. Объединение этих проблем требует всестороннего структурного объяснения, но не может отразить взгляды всех притесняемых групп или отдать приоритет какой-либо группе на практике.
> С дискриминацией связаны личностные, культурные и социальные факторы. Сфокусированность на языке и культуре как основе социальных изменений стала поводом для так называемых «обвинений» в политкорректности.
> Дэлримпл и Берк в практике сопротивления угнетению (1995) предлагают работать над формированием связей между чувствами, убеждениями и действиями в ответ на бездействие, используя ресурсы социальной службы и профессиональную помощь.
> Девор и Шлезингер (1999) в этнокультурной (сензитивной) практике основное внимание уделяют опыту меньшинств как неотъемлемому элементу всех направлений практики.
> Антидискриминационный подход содержит структурные объяснения дискриминации, а сензитивный подход вводит культурные и социальные отношения в практику социальной работы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ
> Дискриминация и притеснение как важные аспекты опыта социальных отношений.
> Этничность и культурные проблемы как решающие факторы в формировании идентичности людей.
> Идея чуткости к социальным и культурным различиям как важная часть практики.
> Выбор перспектив темнокожего населения и угнетенных слоев населения как основной принцип практической деятельности социальных служб.
|
|
Общий теоретический контекст
Можно выделить две важные области антидискриминационнои и сензитивной практики. Одна из них связана с социологическим и психологическим изучением того, каким образом существование различий приводит к социальному расслоению. Сосредоточенность на расслоении характерна, в основном, для антидискриминационной практики и теории сопротивления угнетению. Доминелли (2002в) подчеркивает, что центральное место в теории притеснения занимает механизм расслоения, который формирует социальные идентичности и приводит к притеснению.
Другой важной областью является изучение культур и их взаимодействие с поведением и объективными отношениями. Значительная часть исследований в этой области теории социальной работы находятся в поле зрения социоло-
гии и, в меньшей степени, психологии. Акцент на этничности и культуре характерен, в основном, для сензитивной практики. Рассматриваемые практики имеют много общего, но у них изначально различные цели: антидискриминационная практика и практика сопротивления угнетению направлены на преобразование социальных отношений, целью сензитивной практики является модификация практики и теории социальной работы.
Подходы к социальной работе, связанные с сопротивлением угнетению, включают в себя ряд перспектив и моделей, которые были разработаны в конце 1980—1990-х гг. В западных демократических государствах возникают проблемы политического характера, вызванные отдельными серьезными политическими конфликтами. В начале 1980-х гг. в Великобритании вспыхнули городские волнения, которые, в основном, приписывались отчуждению темнокожей молодежи. Подобные бунты и высокий уровень преступности среди темнокожего населения наблюдались и в США. В Германии и Италии разгорелись конфликты в связи с беженцами из Восточной Европы, а во Франции — в связи с беженцами из Северной Африки. Реакция властей на эти события была в значительной степени либеральной. Она была направлена на уменьшение неравенства и маргинализации с помощью проведения политики и социального включения (Бэрри и Халлет, 1998).
|
|
Антидискриминационная практика возникает как реакция представителей радикальной теории на неравенство и несправедливость. Поскольку эта теория ставит под сомнение существующий социальный порядок, она рассматривает проблему как проблему социального порядка и структур, а не как личностную или групповую, или как невыгодное положение.
Многие страны сталкиваются с конфликтами между различными этническими и культурными группами. В ряде случаев возникают проблемы с коренным населением (Диксон и Шейрелл, 1995). Зачастую трудности возникали из-за вынужденной внутренней миграции на протяжении продолжительного периода истории под воздействием других этнических групп, что приводило к конфликтам, как, например, в Северной Ирландии (О'Хэген, 2001) или Израиле и Палестине.
Такие ситуации часто приводят к необходимости считаться с этническим многообразием или мультикультурализмом (Исайи, 1997в), а в социальной работе требуют культурной и этнической чуткости. Единой теории мульти-культурализма (Рекс, 1997) не существует. Она связана с попытками включить группы, отличающиеся от доминирующего населения, в нацию или сообщество через оценку их культурного вклада в единое целое, выделяя значение многообразия и плюрализма. Мультикультурализм противостоит сепаратизму. Он был особенно популярен в период социально-либеральных кампаний против социальной политики, основанной на разделении этнических и культурных групп (например, движение за гражданские права в США в период борьбы против апартеида в Южной Африке, а также движение за сохранение культурной идентичности коренного населения в Австралии и Новой Зеландии).
Сэндерс (1978) считает мультикультурализм подтверждением существования культурного многообразия, позволяющего сохранить культурные традиции и интегрировать их в общество, противопоставляя их единственной доминирующей культуре. В большинстве работ по мультикультурализму акцентиру-
ется внимание на культуре, но культурное многообразие связано с религиозным и духовным многообразием. В результате возрастает интерес к осмыслению религиозного и духовного опыта (см. гл. 9).
Важным источником антидискриминационных идей являются исследования и комментарии по социальным вопросам, связанным с расой и этнично-стью, однако не менее важны также теория феминизма, работа с инвалидами и лицами различной сексуальной ориентации. Антидискриминационная практика и практика сопротивления угнетению пытаются свести эти вопросы в единую теорию и практику, охватывающие все группы, подвергающиеся дискриминации или угнетению. Чуткость (сензитивность) сфокусирована в значительной степени на этнической принадлежности и расовых признаках, хотя потенциально может быть использована и при других социальных различиях. Однако Девор и Шлезингер (1999) указывают, что многие этнические меньшинства не признают сведения всех видов угнетения к единой форме из-за наличия специфических факторов, связанных с угнетением представителей темнокожего населения и этнических меньшинств. Другие группы, которые обычно включаются в теорию антидискриминации и сопротивления угнетению, зачастую также выражают подобные настроения. Однако антидискриминационная теория и теория сопротивления угнетению исходят из общего критического анализа социальной науки, согласно которому угнетение обусловлено неравенством, вызванным властью правящих элит, и рассматривают положение, в котором находятся различные исключенные группы, как результат воздействия подобных социальных процессов.