double arrow

Самопомощь и участие

Важной областью практики социальной работы является содействие груп­пам самопомощи (Джек, 1995; Уилсон, 1995а, в; Тёрз и др., 1995; Эдамс, 2003). Социальные работники поддерживают инициативу людей, столкнувшихся с одинаковыми проблемами и желающих осуществлять взаимную поддержку. Но­вые идеи о необходимых социальных услугах часто исходят от самих участников групп. Группы либо создают службы сами, либо вынуждают агентства изменить свою практику. Мандрос и Уилсон (1994, 2—5) выделяют четыре вида теоре­тической работы, связанной с этой деятельностью. К ним относятся:

■ теоретический анализ источников социального недовольства;

■ классификация процессов воздействия на микросоциальную среду;

■ описание движений бедноты за власть;

■ осмысление практического опыта организации помощи таким группам.

Многое из сказанного связано с дискуссией в гл. 10 о социальном развитии и развитии микросоциальной среды.

По мнению Джека (1995), понятие активизации является парадоксальным. Оно связано с передачей власти (полномочий) клиентам для участия в реше­нии своих проблем наряду со специалистами. Но если власть дается организаци­ей или отдельным лицом, то это означает, что они должны передать свои вла­стные полномочия. Группы самопомощи должны взять власть, поскольку в за­конодательстве или системе управления социальным обслуживанием отражены лишь незначительные полномочия клиента. Это не следует смешивать с предо­ставлением возможности, т.е. с тем, что делают социальные работники, когда помогают организациям развиваться для получения власти. Оливер (1996) ут­верждает, что социальные и политические права, связанные с гражданством, должны формировать основу власти для групп людей с ограниченными воз­можностями. При этом работа социальных служб должна быть более «участли­вой» (Крофт и Бересфорд, 1994; Шеммингс и Шеммингс, 1995), т.е. более согласованной в действиях по предоставлению услуг, чуткой, учитывающей культурные особенности (О'Брайан и Пэйс, 1998). Движение к достижению этого результата связано с идеей потребительства, т.е. с усилением возможно­стей потребителей услуг высказывать критику и жаловаться на социальные ус­луги, не соответствующие их потребностям. Бересфорд и Крофт (1993) пытают­ся внести изменения в деятельность социальных служб через активность групп и проведение кампаний. Такие подходы тесно связаны как с поддержкой самопо­мощи, так и с социальным развитием микросоциальной среды. Это возможно даже в тех сферах, в которых закон имеет ограничительный характер, например закон о защите детей (Клоук и Дэвис, 1995). Согласно Катц (1995), в работе по защите детей участие и активизация ресурсов клиента могут быть обеспечены с помощью получения доступа к информации, вовлечения клиентов в процесс


ятия решении, а также при серьезном внимании к альтернативным взгля-1а процесс социальной работы. Хегар (1989) считает, что работа с детьми имулированию их активности будет более эффективной, если применять 1Ы работы со взрослыми с учетом традиций и ценностей данного подхо-этом случае дети будут вовлекаться в процесс принятия решений и анализ а, поддерживающего самостоятельность в различных видах деятельности. >т и Бересдорф (1994) утверждают, что участие клиентов представляет цую важность, поскольку они имеют право быть вовлеченными в процесс ятия решений, имеющих к ним отношение, и осуществления действий. Их:чение отражает демократическую основу социальной работы, повышает ственность, делает предоставляемые услуги более эффективными и помо-юстичь целей социальной работы. Данный подход также позволяет прота­ять институционализированной дискриминации. По мнению Крофта и Бе-|рфа, практика соучастия предполагает следующее:

стимулирование активности клиента, включающее сопротивление при­теснениям и предоставление клиентам возможности нести ответствен-тость за решение своих проблем;

гредоставление клиентам контроля, позволяющего определять их собствен­нее нужды, а также участвовать в принятии решений и планировании;

шделение клиентов личностными ресурсами для обеспечения возможности >тстаивать свои права через развитие у них уверенности, самоуважения, шетойчивости, знаний и умений;

организацию деятельности агентства, открытого для участия.

еммингс и Шеммингс (1995) считают, что социальные работники дол-проявлять внимание и быть чуткими к желаниям и потребностям клиен-)ни должны доказать, что достойны доверия, будучи справедливыми и вуя соответствующим образом.

1лософия самоуправления, личной ответственности и самореализации активизацию ресурсов клиента связана с когнитивным и гуманистичес-юдходами. Они подчеркивают важность признания и формирования спо-ютей клиентов или их компетентности. Малюцио (1981) видит влияние и экологических систем, поскольку здесь требуется работа по формиро-э способностей клиентов эффективно взаимодействовать со своим окру-гм. Однако эта работа проводится также в рамках когнитивного подхода, •льку, как мы видели в главе 6, когнитивный подход включает в себя:з того, как люди воспринимают и интерпретируют информацию об ок-ощей среде (Флеминг, 1981). Силовая перспектива является гуманисти-й или конструкционистской, поскольку сосредоточена на способности [тов определять свое взаимодействие с окружающей средой. Однако счи-I, что ее сосредоточенность на возможности для стимулирования актив-клиента противоположна проблемно-ориентированным или дефицит-лоделям практики (Сэйлибей, 1992, 1996). Активизация ресурсов клиен-ащита его интересов придают большее значение дифференциалам влас-[ассам и социальному притеснению как аспектам, затрудняющим само-зацию и требующим активного преодоления.


Политика активизации ресурсов клиента и защиты его интересов

Активизация ресурсов клиента и защита его интересов являются относи­тельно новыми концептами. Хотя они и были востребованы в социальной ра­боте, однако не находились в центре теоретической мысли. Симон (1995) счи­тает, что активизация ресурсов клиента представляет собой идеал американ­ской социальной работы. Эзелл (1994) считает таким идеалом защиту интере­сов клиента. Однако это предстает как истолкование на языке современной терминологии исторических идей, не предполагающих политических и соци­альных перемен. Тем не менее исследование Эзелл (1994) показало, что мно­гие американские социальные работники использовали элементы защиты, главным образом, в индивидуальной работе с клиентом и в рамках деятельно­сти своих агентств. Защита дела саше айуосасу выполнялась на добровольной основе. Кнаан (1996) утверждает, что американское общество многослойно и включает в себя как безжалостный капитализм, так и сложные системы, обес­печивающие благосостояние и независимость через добровольную и группо­вую помощь.

В 1990-е гг. активизация ресурсов клиента и защита его интересов связыва­лись со многими видами социальной работы. В частности с индивидуальной работой, которая рассматривалась как активизация ресурсов клиента, хотя во многих случаях в своем первоначальном значении активизация использова­лась применительно к притесняемым группам, а не к отдельным лицам. Пар­оле (1996а) полагает, что активизация ресурсов клиента предназначена для того, чтобы предоставить клиентам большую возможность высказывать свое мнение об организации их обслуживания, принимать участие в планировании услуг через представительские консультации, а также объединяться с другими людьми при организации услуг по оказанию самопомощи. Использование ак­тивизации ресурсов клиента как модной концепции идеализирует и, возмож­но, вводит в заблуждение практику, поскольку роль социальных служб уси­ленно ограничивается задачами или предоставлением услуг. С таким же успе­хом активизация ресурсов клиента может быть целью, поскольку предостав­ление услуг в полном объеме затруднительно в условиях ограниченных фи­нансовых возможностей. Практика активизации ресурсов клиента допускает, что социальные работники передают свою власть клиентам на то время, кото­рое необходимо для оказания помощи клиенту в получении им возможности осуществлять контроль над своей жизнью. Для этого социальные работники нуждаются в ресурсах. Не следует смешивать активизацию ресурсов клиента и обеспечение возможностей для его развития. Активизация не ограничивается созданием возможностей, разрешением или помощью клиентам в соверше­нии действий. Она предполагает отказ от власти и передачу ее клиентам для того, чтобы они могли постоянно контролировать свою жизнь. Милей и Дю­буа (1999) разработали практику, ориентированную в большей степени на микросоциальную среду. Эта практика включает фазу диалога, на которой формируются партнерские отношения с клиентом и определяются направле­ния деятельности, фазу открытия, на которой определяются или создаются силы, союзы и ресурсы, фазу развития, на которой достигается прогресс в выполнении целей через использование обнаруженных ресурсов. Милей и Дюбуа


фокусируются, в частности, на практике активизации ресурсов, создания со­юзов и расширения возможностей для людей, входящих в группы и общины.

Джек (1995) считает, что передача власти путем отказа от власти невоз­можна. Увеличение общего объема используемой власти возможно, так как способность взять власть используется неполностью. Клиенты часто имеют власть, которую они не в состоянии использовать. Они могут также не ве­рить в то, что у них есть власть. Таким образом, активизация ресурсов клиен­та является более эффективным подходом в социальной работе, чем тради­ционные радикальные подходы или теории антипритеснения, согласно ко­торым притесняемые группы бессильны перед лицом притеснения властных структур (Пис, 2002). МакДональд и МакДональд (1999) считают влияние информации и открытость важными аспектами активизации ресурсов кли­ента. Имброгно (1999) поддерживает «диалектический дискурс», в котором активизация ресурсов клиента осуществляется с помощью взаимодействия сторон, обладающих властью. Следовательно, социальный работник активи­зирует клиента через процесс его вовлечения в дискурс важных проблем. Шерраден и др. (2002) считают, что «защита политики сотрудничества» мо­жет с пользой привлекать объединения клиентов, организации по месту жи­тельства и политиков в области защиты, особенно если социальные измене­ния позволяют оказывать большее влияние на политические инициативы на местном уровне. Однако Бэрри и Сидэвэй (1999) утверждают, что работа с участием малых социальных групп, а также деятельностью по стимулирова­нию активности клиента зачастую фокусируются на вопросе: «Как это сде­лать?», и на определении препятствий, а не на анализе типов желаемых перемен, которые могут быть достигнуты. Кроме того, по их мнению, недо­статочно четко определены цели.

Защита интересов клиента отчасти является аспектом активизации ресур­сов клиента, так как может быть использована при обсуждении проблемы ресурсов в широком смысле или при изменении представления о клиентах, выработанного властными группами. Она также имеет длительную историю как аспект правовой работы по социальному обеспечению, а также как суще­ственный аспект деятельности социальных работников от имени своих клиен­тов в рамках своих агентств или агентств, представляющих их интересы. В ряде случаев социальные работники отказываются от участия в защите клиентов, так как считают, что она должна осуществляться самими клиентскими груп­пами (самозащита или защита равных). Однако наряду с традиционной про­фессиональной ролью в работе по защите интересов клиента социальные ра­ботники могут действовать как официальные адвокаты, следуя инструкци­ям своих клиентов.

Риз (1991) также обращает внимание на политическую роль активизации ресурсов клиента в социальной работе. Он определяет следующие пять важных практических понятий в рамках активизации ресурсов клиента.

Биография. Через биографию анализируются опыт клиента и его взгляд на мир. Она позволяет понять неразрывность и последовательность опыта клиента и помогает определить, что мешает ему действовать. Изучение биографии повышает возможность изменить способ участия клиента в будущих событиях.


Власть. Власть следует понимать и как потенциально освобождающую, и как притесняющую. В соответствии с идеями об активизации ресурсов клиента власть рассматривается как что-то, что можно использовать по­зитивно, т.е. не обязательно (как в радикальной теории) связывается с притеснениями. Риз оценивает восприятие власти по ее воздействию на людей. Он привлекает внимание к политике как к процессу получения ресурсов и разрешения конфликтов с использованием влияния на власт­ные структуры, и подчеркивает, что использование языка выражает вла­стные отношения.

Политическое понимание. Политическое понимание необходимо для прак­тической работы при изучении случаев принуждения и благоприятных возможностей. Осуществление социальной работы всегда связано либо с принятием имеющегося способа организации властных отношений, либо со стремлением изменить его. Вера в экономический либерализм связана с административным контролем над деятельностью агентств и социальных систем, особенно при решении вопросов производительности и эффек­тивности. Однако в реальности цели административных структур, в боль­шей степени связанных с притеснениями, отличаются от целей социаль­ной работы, направленной на достижение справедливости.

Умения. Умения могут активизировать ресурсы клиента. Развитие и ис­пользование умений — эффективный способ приобретения опыта осво­бождения.

Взаимозависимость политики и практики. Развитие политики нельзя рас­сматривать вне связи с практической деятельностью социальных работ­ников.

Риз считает, что основной целью активизации ресурсов клиентов является социальная справедливость, которая обеспечивает им большую безопасность, а также политическое и социальное равенство на основе взаимной поддержки и совместного изучения проблемы, тем самым продвигая их малыми шагами к более общим целям. Кондрат (1995) утверждает, что при стимулировании активности клиента необходимо анализировать информацию. Речь идет о том, что следует сосредоточиться на локальных сведениях, особенно тех, что по­ступили от клиентов. Кроме того, практика должна отклонить инсайт и само­сознание в качестве профессиональных и процедурных целей и сконцентри­роваться на критической способности к распознаванию посредством диалога о властных различиях и переменах.

Холмс и Соллебей (1993) утверждают, что лишь подход, в основе которого лежит сотрудничество, может потеснить властные аспекты традиционной ме­дицинской модели социальной работы. Подобным образом Киффер (1994) считает, что активизация ресурсов клиента способствует достижению самоно-нимания и уверенности в себе, помогает более критично относиться к окру­жающей обстановке и развивать личностные и коллективные ресурсы для осу­ществления социальных и политических действий. По мнению Парслоу (1996в), социальные работники могут стимулировать активность клиента через уста­новление с ним хороших отношений, понимание его точки зрения, а также с помощью профессиональных знаний и умений.


Работа с группами самоуправления, предложенная Маллендером и Уодом (1991), отражает важный этап в развитии групповой работы в 1980-х гг. Послед­ние тенденции в большей степени связаны с самопомощью и участием кли­ентов в работе групп, чем с терапевтическими подходами из других теорий. Однако всю групповую работу можно рассматривать как активизацию ресур­сов клиента, что связано с гуманистическими ценностями (Пёнелл, 1985) и опытом воздействия на других людей в изолированном окружении (Хирагама и Хирагама, 1985). Она также может способствовать преодолению зависимос­ти от стационарного обслуживания1 (Коппола и Ривас, 1985). Пиндерхьюз (1995) указывает на то, что зависимость не является предпочитаемым выбо­ром, а представляет собой способ поиска власти в условиях близости к тем, кто ею обладает.

Гутиэррез и др. (1995) изучали мнения социальных работников об активи­зации ресурсов клиентов в США. Концепции этих исследований включают контроль над жизнью, способность решать важные для клиентов проблемы, распознавать или развивать их стремление к действию, наличие доступа к вариантам выбора, а также независимость от других в принятии решений. Гу­тиэррез показывает, как рост самосознания в группах способствует развитию этнического сознания представителей меньшинств, что приводит к переоцен­ке ими своих проблем и возможного способа изменения ситуации и позволяет клиентам стать более активными в решении проблем этнических меньшинств. Гутиэррез в определенной степени разделяет положение о том, что рост само­сознания может привести к стимулированию активности клиента. Спиэр и Петерсон (2000) создали шкалу оценки анализа изменений индивида в про­цессе стимулирования его активности. В нее включены когнитивные факторы (мнение о методах власти), эмоциональные факторы (мнение клиентов о сво­ем влиянии на различные ситуации) и поведенческие факторы (принимают ли клиенты участие в осуществлении различных форм политического влия­ния). Это исследование направлено на обеспечение эмпирической поддержки практической работы по активизации ресурсов клиента и укрепление профес­сиональной, а не идеологической, позиции.

Активизация ресурсов клиента может быть использована в работе со взрос­лыми, например с пожилыми людьми (Тёрз и др., 1995; Стивенсон, 1996), поскольку взаимная поддержка позволяет взрослым людям разделить опыт стигматизации и уменьшить изоляцию. Кокс (1989), например, применял груп­повую работу для стимулирования активности пожилых людей.

Барбер (1986) считает, что теория наученной беспомощности может со­здать интересную перспективу для социальной работы. Эта теория тесно свя­зана со стимулированием активности клиента и обеспечивает ему опреде­ленную научную поддержку. Селигман (1975) в ходе ряда экспериментов с животными и людьми выявил, что если люди переживают ситуации, в кото­рых их действия не оказывают влияния на происходящее с ними, то у них формируется представление о том, что их действия в целом не приносят результатов. Это приводит к нежеланию учиться полезному поведению в других

1 Стационарное обслуживание (гезШепНа/ саге) — специальная система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в специальные учреждения, например в дома престарелых. — Примеч. науч. ред.


ситуациях. Люди могут утратить мотивацию, испытывать тревожность, по­давленность. Этот факт подтверждает выводы Соломон (1976) о беспомощ­ности. Люди, беспомощные в течение всей своей жизни, несут ощутимую ношу наученной беспомощности. По мнению Барбер (1986), необходимо обо­гащение окружающей обстановки с помощью передачи клиентам опыта ситу­аций, в которых они находятся под контролем и достигают успешных ре­зультатов.

С данной формой защиты связана (Тоуэлл, 1988; Рэмон, 1991; Браун и Смит, 1992) норм&шзация, или повышение социальной роли (Вольфенсбергер, 1972, 1984; Рэйс, 2003). Она предполагает, что клиентам, находящимся в со­циальных учреждениях, создают условия, близкие к тем, в которых они нахо­дятся вне этих учреждений. Нормализация является важным аспектом в разви­тии стационарного обслуживания (Синклер, 1988). Кроме того, ее можно использовать при работе с клиентами, реинтегрированными в микросоциаль­ную среду из лечебного учреждения или после стационарного обслуживания. Рэмон (1989) считает, что повышение социальной роли включает деятель­ность между представителями общественности и профессионалами, обеспе­чивающими предоставление услуг, а также людьми с физической или ум­ственной отсталостью и организациями, работающими с ними.

Роуз и Блэк (1985) собрали многие из этих направлений развития в работу по защите, описывающую проект организации независимой жизнедеятельно­сти душевно больных людей в условиях микросоциальной среды. Их концеп­ция основывается на работе Фрейри (1972). Роуз и Блэк стремятся стимулиро­вать активность клиентов, чтобы они могли стать субъектами собственной жизни, вовлекая их в процесс защиты. При критических дискуссиях с клиента­ми происходит вторжение в их субъективную реальность, которая исследуется совместно с ними. В результате клиенты могут осознать, как субъективная реальность ограничивает их контроль над окружением в конкретных ситуаци­ях. Клиенты вовлекаются в трансформацию от зависимости к взаимозависи­мости совместно с коллективной сетью социальной поддержки. Полная авто­номия нежелательна да и недостижима, так как в определенной степени мы зависим друг от друга.

В соответствии с перспективой Фрейри, работа Роуз и Блэка имеет образо­вательный характер. Все социальные перемены имеют политическое содержа­ние, где или принимается, или отрицается существующий социальный поря­док. Через доверительный диалог с клиентами, ведущими себя аутентично (в гуманистическом смысле), они вовлекаются в праксис, действуя и сталки­ваясь с реальностью, порождаемой их действиями и затем влияющей на пос­ледующие действия. Праксис в этом смысле рефлексивен. Социальные работ­ники пытаются проникнуть в мир клиентов и понять реальность, в которой они живут. Зачастую люди, находящиеся в лечебницах для душевно больных, испытывают притеснения, связанные с институционализацией и материаль­ными лишениями. На этом опыте выстраивается их видение мира. Социальные работники поощряют самовыражение, помогающее клиентам обрести жиз­ненные силы и ощущение собственной значимости. Подтверждение является основным процессом лечения, направленным на возвращение клиентам их способности к самовыражению. Социальные работники пытаются понять ре­альность жизни клиентов, отвергают суждения о том, что они неполноценны.


Клиенты становятся «постановщиками-участниками» своей жизни, а не пас­сивными потребителями услуг.

Роуз (1990) выделяет три принципа практики защиты и стимулирования активности клиента.

■ Принцип контекстуализации, согласно которому внимание фокусирует­ся на понимании клиентами их «социального бытия», а не на предполо­жениях и политических действиях социальных работников, что позволяет вести диалог, основываясь на реалиях клиентов. В процессе диалога кли­енты получают возможность выражать и развивать свои чувства и пони­мание жизни.

■ Принцип, согласно которому активизация ресурсов клиента поддержи­вает клиентов в определении полного диапазона возможностей по удов­летворению их нужд. Работа концентрируется на помощи клиентам в при­нятии решений, влияющих на их жизнь.

■ Принцип общности, согласно которому внимание концентрируется на уменьшении чувства изоляции и объединении клиентов для того, чтобы они общались. Опыт этой формы общения порождает у клиентов созна­ние собственной значимости. Подобно этому, важным принципом струк­турного подхода к социальной работе, по мнению Моро (1990), является коллективизация, а не персонализация, опыта.

Активизация ресурсов клиента: основные концепции

Полномасштабная активизация ресурсов клиента и перспективы защиты его интересов появились в 1980— 1990-х гг. В США они основываются, в част­ности, на работе с группами этнических меньшинств, но выходят за пределы этнической и культурной чуткости в межличностной практике (см. гл. 12) бла­годаря включению социальных перемен и трансформации (см. гл. 11), особен­но при групповой работе и работе с малыми социальными группами. В Вели­кобритании авторы концепции активизации пытаются внести перспективы преобразований в рамки административных и политических ограничений го­сударственной социальной работы. Авторы критических теорий (например, Хамфриз, 1996) утверждают, что подобные попытки включения социальных перемен в практическую работу, направленные на достижение социального согласия, будут безуспешными, поскольку они ослабляют влияние социальных перемен, на которые направлены критические перспективы.

Большое значение в развитии активизации ресурсов клиентов имеет работа Соломон (1976) «Стимулирование активности темнокожих клиентов» («В1аск етро\уегтеп1»), основанная на исследовании эмансипации групп этнических менкшинств. Интересны также более современные работы Ли «Активизация ресурсов клиентов как подход к практике социальной работы» («ТНе Етргошегтепг Арргоасп 1о 5ос1а1 \Уогк РгасНсе») (2001), а также Гутиэррез и др. «Активизация ресурсов клиента в практике социальной работы» («ЕтродуегтеШ т 8ос1а1 \Уогк Ргасисе», 1998). Следует также упомянуть труды Риза (1991), работавшего в Великобритании и Австралии, и изданный в Ка-


наде сборник под редакцией Шер и Уэллс (1999). В этих работах затрагиваются также вопросы стимулирования активности клиентов-женщин, так как они являются важными объектами социальной работы. Кроме того, интересны две концепции британских авторов различной направленности. В работе Эдамса (2003) представлены общие сведения о практике активизации ресурсов кли­ента, особенно относящиеся к работе с группой и работе в микросоциальной среде для поддержки самопомощи, что связано с традицией защиты посред­ством идеи самозащиты.

Брэй и Престон-Шут (1995) представляют более широкую практическую перспективу. Маллендер и Вод (1991) в работе «Работа с группами самоуправ­ления» («5е1Г-01гес1ес1 Огоир\уогк») излагают практические материалы, отно­сящиеся и групповой работе по активизации ресурсов клиента, и предлагают более радикально-критический подход к практике стимулирования.

Защита интересов клиента: основные концепции

Один из источников работы по защите интересов клиента связан с основ­ными концепциями трансформационной практики с участием клиентов, име­ющих задержку умственного развития, или физические и психические забо­левания (Роуз, 1990; Роуз и Блэк, 1985; Брэндон, 1995). В учебном пособии Бэйтмэна (2000) и книге Фимистера (1986) представлен подход британских авторов к защите прав клиента на социальное обеспечение. Более широкий взгляд на защиту предлагается в американских исследованиях (Шнайдер и Лестер, 2001). Шнайдер и Лестер переносят навыки социальной работы широ­кого профиля в практику, ориентированную на сохранение различных зако­нодательных и социальных прав. Соответствующая область социальной работы на макроуровне (например, Брюггеманн, 2002) отражает системный подход, характерный для американской школы социальной работы.

В рамках этого подхода защита по делу включается в более широкие на­правления работы по изменению микросоциальной среды и достижению со­циальных перемен.

Ли: активизация ресурсов клиента как подход в социальной работе

В основе концепции Ли (2001) лежит стремление социальных работников к социальной справедливости, оказание поддержки малым социальным груп­пам по месту жительства и правовой помощи клиентам. Несмотря на то, что практика активизации ресурсов клиента сложилась на основе работы с этни­ческими меньшинствами, она также отвечает потребностям групп, не обла­дающих властью (например, дети и женщины). Ли обращает особое внима­ние на международную систему как главного поставщика бедности. Хотя ак­тивизация ресурсов клиента является клинической деятельностью и направ­лена на индивида и семью, она также ориентируется и на микросоциальную среду. Центральное место в активизации ресурсов клиента занимают три кон­цепта:


развитие более позитивного и глубокого осознания собственного «Я»;

■ конструирование знаний и способности к достижению критического взгля­да на социальную и политическую реальность;

■ развитие ресурсов, стратегии и способности для достижения личных и коллективных целей.

Социальные работники должны стремиться к формированию чувства общ­ности с клиентами для того, чтобы они могли вместе разрешать противоре­чия, возникающие вследствие уязвимости и притеснений в обществе богатых и наделенных властью. Обладать критическим сознанием, а также знанием структурного неравенства и притеснений — значит, обладать властью. Транс­формация как результат повыщения самосознания происходит, когда люди видят альтернативы их нынешнему трудному положению. Это дает им возмож­ность принять на себя ответственность за достижение перемен и работать по повышению эффективности в их осуществлении. Работа по формированию чувства общности в группе является основным методом практической работы.

В активизации ресурсов клиента можно выделить аспекты, которые связы­вают ее с другими перспективами социальной работы.

■ Активизация ресурсов клиента является биопсихологической теорией, использующей из психодинамической практики такие идеи, как эгофунк-ционирование, а также адаптацию и совладение — из экологической прак­тики.

■ В отличие от марксистского подхода (Ли, 2001, 40), конструктивистский и нарративный подходы позволяют понять важность того, как люди ис­толковывают свою ситуацию. Они также способствуют осознанию того, что люди могут быть соавторами при создании своего окружения.

■ Когнитивная теория фокусируется на помощи людям в устранении лож­ных представлений и верований.

■ Феминистские, интеракционистские и интегративные подходы делают упор на методы посреднической деятельности социальных работников между различными социальными группами.

■ В практике стимулирования активности клиентов основными методами являются работа с группой и работа в малых социальных группах (общи­не).

Социальная работа оказывает двойное воздействие на индивидов и их окру­жение, устраняя как прямые, так и косвенные препятствия на пути к власти. Этническая основа социальной работы требует антидискриминационных дей­ствий и специального внимания к людям, страдающим от притеснений. Таким образом, одного лишь понимания притеснений недостаточно; на притеснения необходимо воздействовать, и притесняемые люди должны солидаризировать­ся для действий. Перспектива активизации ресурсов клиента и способ действий приведены в табл. 14.1. Важным требованием является мультифокальное видение мира, представленное в первых трех столбцах таблицы. Оно обеспечивает «лин­зу» для практических принципов, приводящих затем к выбору практических


1>0


Таблица 14.1. Практика активизации ресурсов клиента (по Ли, 2001)


Линза между мультифокальным видением и практикой



Мультифокаль-ное видение Описание Действие при мультифокальном видении     Принципы активиза­ции ресурсов клиента Практика активизации ресурсов клиента
Исторический Понимание истории Знание истории притесняемых Все виды притеснений Подготовиться для вхождения в мир
взгляд на и политики, влияю- групп     разрушают жизнь; им клиента:
притеснение щих на притесняемые группы       следует бросать вызов - «настроиться» на мир клиента; - предположить, что он может чувствовать
Экологический Понимание индиви- Активное проблемное ориенти- Поддерживать цело- Объединить усилия:
взгляд дуальной адапта-ции/совладания, Эго функционирования, рование, упорядочение негатив­ных ощущений; коллективное действие, человеческие связи     стное видение ситуа­ций, связанных с при­теснениями - расспросить об истории клиента; - информировать-клиента об обязан­ ностях социального работника;
  когнитивно-поведен­ческого обучения и (семья), привязанность; компе­тентность, самоуправление, са-     Помогать людям само- - определить взаимные роли Взаимная оценка:
  власти мооценка, идентичность; куль­турные решения, физическое (социальное) окружение; Эго/когнитивные функции; стигма1   > стоятельно стимулиро­вать активность Людям, разделяющим общие взгляды, необ­ходимо объединиться, чтобы развить собст­венную активность Установить отношения - разделять знания о ресурсах микро­ социальной среды (проблемах); - оценивать семью, эго, изложение фактов (нарратив), стимулирование активности клиента: основную инфор­ мацию, индивидуальные переходные состояния, физическое (душевное) здоровье, межличностные ситуации, социоэкономическое и физическое окружение, притеснение, власть и ее отсутствие, силы Определение проблем, заключение контракта: - определять задачи клиента и социатьного работника; - включать в контракт множественные случаи притеснений
Этноклассовые Оценивать взаимо- Жизненные возможности и Совместная работа над проблемами:
перспективы отношения классов, социальных слоев, а также атастных структур и при- условия; бедность и самооценка     с клиентами на основе обратной связи - клиент принимает на себя ответственность за стимулирование его активности; - помощь социатьного работника

тесняемых групп   «,     клиенту на основе эмпатии;
Культурная/ Уделять внимание к Поддерживать культуру,     Поощрять клиентов - использовать знания об угрозе притеснений; - разделять с клиентом осмысление проблем взаимодействий, социоэко- номических стрессов; - критический праксис по проблемам притеснений; - определение личностных (общественных) сил Выход из процесса:
мульти культур­ная перспектива культурным нормам, особенностям и ожи­даниям клиентов, а также потенциаль­ному многообразию культур равенство, уникальность личности     высказывать собствен­ное мнение Фокусирование вни­мания на личности-победителе, а не жертве
Феминистская Определение и кон- Соучастие в развитии самосоз-  
перспектива цептуализация осо­бенностей «голоса» нания; единство праксис, власть для совершения действий,;| не       - осознавать чувства, связанные с за­вершением работы, осмысливать,
  женщин, а также неограниченной власти властвования,рассмотрение личного как политического; подтверждение нерационального   >   объединять положительные результа­ты; - воссоединиться с микросоциальной средой;
Глобальная Осознание глобаль- Сравнительное и межнациональ-
перспектива ной взаимозависи­мости и социального исключения ное исследование; понимание проблем друг друга; преодоление локальных границ       - определять достижения
Критическая Критика притеснений Злоупотребление властью, изъя- Фокусироваться на Оценка:
перспектива и связь между инди­видуальными и со­циальными перемена­ми тие ресурсов, определение пре­пятствий со стороны власти, со­циальные решения, недостаточ­ные для реагирования на нера­венство, выямение компетент­ных организаций, критических перспектив, связывающих     социальных переменах - этническая и тендерная чуткость; оценка воздействия научных исследований на притеснения, стиль, язык; внимание к опыту меньшинств; - учет данных, полученных путем рефлексии;
    анализ с действием ^   - участие

1 Стигма — социальное положение индивида, субъективные переживания. — Примеч. науч. ред.


которое воспринимается в данной среде как унизительное, а также связанные с этим


методов. Мультифокусность считается важной, поскольку сложность факторов, воздействующих на притеснения, отражается на практике.

Ли отвергает структурную перспективу критической практики, но подчер­кивает важность понимания воздействия глобальной экономики и социально­го развития как существенных элементов притеснений людей и как широкой перспективы. Материалы о совместной работе, содержащиеся в исследовании этого автора, способствуют осуществлению анализа навыков и реализации методов социальной работы. Сформулированная Ли задача «выхода» из про­цесса, связанная с воссоединением с микросоциальной средой, является суще­ственным напоминанием о необходимости связи между личными достижени­ями и опытом людей, которые окружают клиента. Суждения автора о фокуси­ровании внимания на мерах притеснений при оценке ситуации также созида­тельны.

В книге Ли продолжается дискуссия о стимулировании активности клиен­тов в работе с группой и в микросоциальной среде с использованием схожих методов. Маллендер и Вод (1991) в исследовании о работе с самоуправляе­мой группой дают более полный структурный и критический анализ этого вида деятельности. Они предлагают другую перспективу практики стимули­рования активности клиента, отличающуюся более критической точкой зре­ния.

Маллендер и Вод: работа с самоуправляемой группой

Маллендер и Вод (1991) предлагают особый взгляд на теорию активизации ресурсов клиента, который фокусируется на принципах и процессах, относя­щихся к работе с группой. Они также предлагают рассматривать ее как основу для более широких форм социального действия и считают, что деятельность по активизации ресурсов клиента должна быть «самоуправляемой» (т.е. управ­ляться пользователями услуг), но должна также противодействовать притес­нениям (1991, 2).

Это можно определить как положение, при котором возникает презумпция в пользу доминирующих групп и искажаются отношения в обществе, что вли­яет на деятельность всех социальных институтов. Сюда входят процессы, через посредство которых это происходит, и таким образом ограничиваются жизнен­ные возможности и опыт людей, не принадлежащих к доминирующим группам. С этой точки зрения активизация ресурсов клиента должна противостоять при­роде власти и давать преимущества доминирующим группам независимо от того, санкционирована поддержка их влияния или нет. Это важнее и более примени­мо на практике, чем радикальные теории государства и классовые теории. Вме­сте с тем многие положения феминистской и антирасистской теорий связаны с работой по самоуправлению. Она предполагает анализ ситуации и связанные с ней действия, которые лучше всего проводить в составе групп, так как при работе с клиентом и семьей индивидуализация личных затруднений является слишком мощным средством для выработки разделяемой социальной реакции. Группы дают людям возможность участвовать в распределении ресурсов, а так­же в совместных инициативах и экспериментах.

Модель практики включает следующие пять этапов.


Предварительное планирование — формирование команды для совместной работы, предоставление консультативной поддержки и достижение со­гласия по принципам активизации ресурсов клиента.

Начало — работа с пользователями услуг как с партнерами и создание плана работы совместно с группой, используя «открытое планирование».

Подготовка группы к действию — помощь группе в определении и анали­зе проблем, которыми следует заниматься (почему они существуют и как можно достичь перемен).

Выполнение действия — выполнение членами группы согласованных дей­ствий.

Осуществление руководства — постепенное прекращение действий соци­альными работниками, анализ группой достигнутого на основе связи между «что, почему и как». Определение новых проблем, связей между ними, выбор дальнейших действий. Этот процесс далее продолжается в течение всего периода существования группы.

В данном случае предпочтительна совместная работа, так как она предлага­ет опыт обслуживания пользователей услуг и оказывает им более полную под­держку. Консультирование необходимо для того, чтобы определять проблемы и требовать от социальных работников оказания помощи в вопросах антипри­теснения. К важным принципам практики активизации ресурсов клиентов относятся следующие.

■ Все люди обладают умениями, пониманием и способностями. Мы долж­ны распознавать эти качества, а не навешивать ярлыки.

■ Люди имеют право быть услышанными, контролировать свою жизнь, оп­ределять проблемы и предпринимать действия.

■ Проблемы людей всегда являются следствием притеснений политики, экономики, власти, а также личной некомпетентности.

■ Практическую работу следует выстраивать на основе совместных действий.

■ Практика социальной работы связана с фасилитацией', а не с «руковод­ством» и сопротивлением притеснениям.

Активизация ресурсов клиента в работе с группой начинается с того, что социальные работники заключают контракт с существующей группой по ре­шению проблем ее членов. Альтернативно они должны получить предложение о плане совместных действий от одного или нескольких членов группы и про­верить, смогут ли они примкнуть к этому плану, организуя для группы поста­новку задач. Группы самоуправления формируются не по инициативе агентств и не являют собой излюбленные проекты социальных работников. Членство в

1 Фасилитация — метод социальной работы, с помощью которого налаживаются связи меж­ду клиентом и социальными системами. Выступая в роли фасилитатора, социальный работник стремится развить у клиента способность самому справляться со сложными ситуациями или стрессом. — Примеч. науч. ред.


них должно основываться на приглашении людей. Следует информировать по­тенциальных клиентов, таких как этнические меньшинства, люди с ограни­ченными возможностями, пожилые или женщины, что они не будут испыты­вать притеснений в группе. Социальные работники должны признать, что доб­ровольное и открытое членство приведет к колебаниям численности в группе. Место сбора группы должно быть доступным для людей с физическими и коммуникативными ограничениями, а также для тех, кто осуществляет уход за тяжелобольными людьми. Оно должно находиться на территории членов группы или на нейтральной территории. Частота встреч и их количество долж­ны устанавливаться по соглашению с учетом взаимного удобства членов груп­пы, которые должны определить и соблюдать правила проведения встреч и ведения записей. Роли социальных работников должны быть понятными и от­личаться от тех ролей, которые социальные работники выполняют по отно­шению к потребителям услуг. Группа работает над проблемами, а не над ин­дивидуальными проблемами потребителей услуг.

В процессе этапа подготовки группы к действию социальные работники помогают участникам понять, что собой представляет проблема. Здесь могут быть использованы мозговой штурм, создание «веера» индивидуальных от­кликов на рассматриваемую проблему для начала дискуссии, а также выска­зывания, оформленные на дисплейных карточках, созданных членами груп­пы для того, чтобы начать дискуссию. Стадия «почему» может включать разви­тие самосознания (см. гл. 12). Социальные работники должны оказывать по­мощь в постановке проблемы. При этом участники должны пройти следующие этапы.

■ Описание (что, по вашему мнению, происходит?).

■ Анализ (почему это происходит?).

■ Близкие проблемы (на какие проблемы это выводит?).

■ Основные причины (что приводит к этим проблемам?).

■ Планирование действий (что мы в связи с этим можем предпринять?).

Социальным работникам зачастую приходится помогать участникам нахо­дить пути получения информации. Группа может затем перейти к циклу раз­мышления (рассмотрение, осмысливание, планирование), предпринимать действия, анализировать результаты и затем воспринимать новую информа­цию, чтобы вновь начать цикл. Стадия «как» включает разложение проблемы на отдельные составляющие, почти как при целевом подходе, когда основной акцент делается на решении конкретной проблемы через определение проме­жуточных задач. Группа может использовать координатные сетки, нанесенные на доску или на большие листы бумаги. На одной из осей могут быть указаны возможные действующие лица, на другой — шкала времени (сейчас — вско­ре — впоследствии). Предварительный анализ дает людям возможность оце­нить различные факторы воздействия на выбор «за» и «против» определенных решений.

Этап выполнения действий может включать в себя общественные кампа­нии, учредительство представительских систем, таких как технологии защиты


или поощрения, а также действия по созданию связей и союзов с другими агентствами. Связь с другими группами и вовлечение в них может стать важ­ной стратегией. Социальные работники должны помогать группам анализиро­вать проблемы для получения ответа на вопрос «почему», особенно если их первые шаги не были успешными. Это позволит определить, какие действия следует предпринять в дальнейшем. Использование методов работы в микро­социальной среде и других методик, помогающих понять потребности малой социальной группы (Пэйн, 1988), зачастую могут быть эффективными. На данном этапе, как и в других случаях, подход, противостоящий давлению, дает возможность участникам группы увидеть проблемы более отчетливо в тех случаях, когда они затрудняются в действиях. Кроме того, этот подход не выводит тактику манипулирования властью из процесса разрешения проблем участников, а помогает им самим действовать с наименьшим давлением.

На финальном этапе «осуществление руководства» социальные работники помогают членам группы выступить частично в роли фасилитаторов, которую ранее выполняли сами. Таким образом, члены групп учатся оспаривать чье-либо мнение и действовать, не прибегая к давлению. Они обретают уверен­ность при контактировании со средствами массовой информации, обществен­ностью и официальными учреждениями. Используя опыт группы, клиенты также работают над расширением доступа к информации, которую могут ис­пользовать в будущем. Им также можно помочь научиться оценивать свою ак­тивность, собственную деятельность и вклад социальных работников в дея­тельности группы.

Шнайдер и Лестер: защита интересов клиента в социальной работе

Шнайдер и Лестер (2001) выделяют два аспекта защиты интересов клиента в социальной работе: представление интересов клиента и влияние.

Представление интересов клиента связано с эксклюзивностью, когда соци­альный работник действует в интересах клиента на основе взаимности, рав­ноправных и открытых взаимоотношений с ним. Для этого могут использо­ваться письменные и устные формы коммуникации, при этом в обоих случаях необходимо уделять внимание организационным моментам, цели, выбору вре­мени и определению стратегии.

Влияние связано с попытками изменить решения или политику относи­тельно проблем, затрагивающих клиента. Эксклюзивность и взаимность в дан­ном случае необязательны, поскольку адвокат может действовать от лица бо­лее чем одного клиента или затрагивать обстоятельства, связанные с пробле­мами нескольких клиентов. Например, коллеги вели дело, связанное с изме­нением в политике государства по выплатам социальных пособий. Клиенты обязаны были проходить интервью для получения работы до того, как они могли получить денежные социальные пособия. В данных обстоятельствах кли­енты испытывали стресс, шанс получить работу представлялся нереальным. Адвокаты использовали представление по изменению решения касательно от­дельных случаев. В качестве примера они приводили свой опыт обращения с жалобой в региональный офис социального обеспечения и к представляюще-


му их интересы депутату парламента, добиваясь изменения в политике. Кли­енты оставались анонимными и не были вовлечены в процесс, представляв­ший собой «влияние». Представление интересов клиента и влияние могут ис­пользоваться для защиты клиентов при процессуальной защите, законода­тельной защите (изменении законодательства) и административной защите (изменении административных мер и политики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: