Важной областью практики социальной работы является содействие группам самопомощи (Джек, 1995; Уилсон, 1995а, в; Тёрз и др., 1995; Эдамс, 2003). Социальные работники поддерживают инициативу людей, столкнувшихся с одинаковыми проблемами и желающих осуществлять взаимную поддержку. Новые идеи о необходимых социальных услугах часто исходят от самих участников групп. Группы либо создают службы сами, либо вынуждают агентства изменить свою практику. Мандрос и Уилсон (1994, 2—5) выделяют четыре вида теоретической работы, связанной с этой деятельностью. К ним относятся:
■ теоретический анализ источников социального недовольства;
■ классификация процессов воздействия на микросоциальную среду;
■ описание движений бедноты за власть;
■ осмысление практического опыта организации помощи таким группам.
Многое из сказанного связано с дискуссией в гл. 10 о социальном развитии и развитии микросоциальной среды.
По мнению Джека (1995), понятие активизации является парадоксальным. Оно связано с передачей власти (полномочий) клиентам для участия в решении своих проблем наряду со специалистами. Но если власть дается организацией или отдельным лицом, то это означает, что они должны передать свои властные полномочия. Группы самопомощи должны взять власть, поскольку в законодательстве или системе управления социальным обслуживанием отражены лишь незначительные полномочия клиента. Это не следует смешивать с предоставлением возможности, т.е. с тем, что делают социальные работники, когда помогают организациям развиваться для получения власти. Оливер (1996) утверждает, что социальные и политические права, связанные с гражданством, должны формировать основу власти для групп людей с ограниченными возможностями. При этом работа социальных служб должна быть более «участливой» (Крофт и Бересфорд, 1994; Шеммингс и Шеммингс, 1995), т.е. более согласованной в действиях по предоставлению услуг, чуткой, учитывающей культурные особенности (О'Брайан и Пэйс, 1998). Движение к достижению этого результата связано с идеей потребительства, т.е. с усилением возможностей потребителей услуг высказывать критику и жаловаться на социальные услуги, не соответствующие их потребностям. Бересфорд и Крофт (1993) пытаются внести изменения в деятельность социальных служб через активность групп и проведение кампаний. Такие подходы тесно связаны как с поддержкой самопомощи, так и с социальным развитием микросоциальной среды. Это возможно даже в тех сферах, в которых закон имеет ограничительный характер, например закон о защите детей (Клоук и Дэвис, 1995). Согласно Катц (1995), в работе по защите детей участие и активизация ресурсов клиента могут быть обеспечены с помощью получения доступа к информации, вовлечения клиентов в процесс
ятия решении, а также при серьезном внимании к альтернативным взгля-1а процесс социальной работы. Хегар (1989) считает, что работа с детьми имулированию их активности будет более эффективной, если применять 1Ы работы со взрослыми с учетом традиций и ценностей данного подхо-этом случае дети будут вовлекаться в процесс принятия решений и анализ а, поддерживающего самостоятельность в различных видах деятельности. >т и Бересдорф (1994) утверждают, что участие клиентов представляет цую важность, поскольку они имеют право быть вовлеченными в процесс ятия решений, имеющих к ним отношение, и осуществления действий. Их:чение отражает демократическую основу социальной работы, повышает ственность, делает предоставляемые услуги более эффективными и помо-юстичь целей социальной работы. Данный подход также позволяет протаять институционализированной дискриминации. По мнению Крофта и Бе-|рфа, практика соучастия предполагает следующее:
стимулирование активности клиента, включающее сопротивление притеснениям и предоставление клиентам возможности нести ответствен-тость за решение своих проблем;
гредоставление клиентам контроля, позволяющего определять их собственнее нужды, а также участвовать в принятии решений и планировании;
шделение клиентов личностными ресурсами для обеспечения возможности >тстаивать свои права через развитие у них уверенности, самоуважения, шетойчивости, знаний и умений;
организацию деятельности агентства, открытого для участия.
еммингс и Шеммингс (1995) считают, что социальные работники дол-проявлять внимание и быть чуткими к желаниям и потребностям клиен-)ни должны доказать, что достойны доверия, будучи справедливыми и вуя соответствующим образом.
1лософия самоуправления, личной ответственности и самореализации активизацию ресурсов клиента связана с когнитивным и гуманистичес-юдходами. Они подчеркивают важность признания и формирования спо-ютей клиентов или их компетентности. Малюцио (1981) видит влияние и экологических систем, поскольку здесь требуется работа по формиро-э способностей клиентов эффективно взаимодействовать со своим окру-гм. Однако эта работа проводится также в рамках когнитивного подхода, •льку, как мы видели в главе 6, когнитивный подход включает в себя:з того, как люди воспринимают и интерпретируют информацию об ок-ощей среде (Флеминг, 1981). Силовая перспектива является гуманисти-й или конструкционистской, поскольку сосредоточена на способности [тов определять свое взаимодействие с окружающей средой. Однако счи-I, что ее сосредоточенность на возможности для стимулирования актив-клиента противоположна проблемно-ориентированным или дефицит-лоделям практики (Сэйлибей, 1992, 1996). Активизация ресурсов клиен-ащита его интересов придают большее значение дифференциалам влас-[ассам и социальному притеснению как аспектам, затрудняющим само-зацию и требующим активного преодоления.
Политика активизации ресурсов клиента и защиты его интересов
Активизация ресурсов клиента и защита его интересов являются относительно новыми концептами. Хотя они и были востребованы в социальной работе, однако не находились в центре теоретической мысли. Симон (1995) считает, что активизация ресурсов клиента представляет собой идеал американской социальной работы. Эзелл (1994) считает таким идеалом защиту интересов клиента. Однако это предстает как истолкование на языке современной терминологии исторических идей, не предполагающих политических и социальных перемен. Тем не менее исследование Эзелл (1994) показало, что многие американские социальные работники использовали элементы защиты, главным образом, в индивидуальной работе с клиентом и в рамках деятельности своих агентств. Защита дела саше айуосасу выполнялась на добровольной основе. Кнаан (1996) утверждает, что американское общество многослойно и включает в себя как безжалостный капитализм, так и сложные системы, обеспечивающие благосостояние и независимость через добровольную и групповую помощь.
В 1990-е гг. активизация ресурсов клиента и защита его интересов связывались со многими видами социальной работы. В частности с индивидуальной работой, которая рассматривалась как активизация ресурсов клиента, хотя во многих случаях в своем первоначальном значении активизация использовалась применительно к притесняемым группам, а не к отдельным лицам. Пароле (1996а) полагает, что активизация ресурсов клиента предназначена для того, чтобы предоставить клиентам большую возможность высказывать свое мнение об организации их обслуживания, принимать участие в планировании услуг через представительские консультации, а также объединяться с другими людьми при организации услуг по оказанию самопомощи. Использование активизации ресурсов клиента как модной концепции идеализирует и, возможно, вводит в заблуждение практику, поскольку роль социальных служб усиленно ограничивается задачами или предоставлением услуг. С таким же успехом активизация ресурсов клиента может быть целью, поскольку предоставление услуг в полном объеме затруднительно в условиях ограниченных финансовых возможностей. Практика активизации ресурсов клиента допускает, что социальные работники передают свою власть клиентам на то время, которое необходимо для оказания помощи клиенту в получении им возможности осуществлять контроль над своей жизнью. Для этого социальные работники нуждаются в ресурсах. Не следует смешивать активизацию ресурсов клиента и обеспечение возможностей для его развития. Активизация не ограничивается созданием возможностей, разрешением или помощью клиентам в совершении действий. Она предполагает отказ от власти и передачу ее клиентам для того, чтобы они могли постоянно контролировать свою жизнь. Милей и Дюбуа (1999) разработали практику, ориентированную в большей степени на микросоциальную среду. Эта практика включает фазу диалога, на которой формируются партнерские отношения с клиентом и определяются направления деятельности, фазу открытия, на которой определяются или создаются силы, союзы и ресурсы, фазу развития, на которой достигается прогресс в выполнении целей через использование обнаруженных ресурсов. Милей и Дюбуа
фокусируются, в частности, на практике активизации ресурсов, создания союзов и расширения возможностей для людей, входящих в группы и общины.
Джек (1995) считает, что передача власти путем отказа от власти невозможна. Увеличение общего объема используемой власти возможно, так как способность взять власть используется неполностью. Клиенты часто имеют власть, которую они не в состоянии использовать. Они могут также не верить в то, что у них есть власть. Таким образом, активизация ресурсов клиента является более эффективным подходом в социальной работе, чем традиционные радикальные подходы или теории антипритеснения, согласно которым притесняемые группы бессильны перед лицом притеснения властных структур (Пис, 2002). МакДональд и МакДональд (1999) считают влияние информации и открытость важными аспектами активизации ресурсов клиента. Имброгно (1999) поддерживает «диалектический дискурс», в котором активизация ресурсов клиента осуществляется с помощью взаимодействия сторон, обладающих властью. Следовательно, социальный работник активизирует клиента через процесс его вовлечения в дискурс важных проблем. Шерраден и др. (2002) считают, что «защита политики сотрудничества» может с пользой привлекать объединения клиентов, организации по месту жительства и политиков в области защиты, особенно если социальные изменения позволяют оказывать большее влияние на политические инициативы на местном уровне. Однако Бэрри и Сидэвэй (1999) утверждают, что работа с участием малых социальных групп, а также деятельностью по стимулированию активности клиента зачастую фокусируются на вопросе: «Как это сделать?», и на определении препятствий, а не на анализе типов желаемых перемен, которые могут быть достигнуты. Кроме того, по их мнению, недостаточно четко определены цели.
Защита интересов клиента отчасти является аспектом активизации ресурсов клиента, так как может быть использована при обсуждении проблемы ресурсов в широком смысле или при изменении представления о клиентах, выработанного властными группами. Она также имеет длительную историю как аспект правовой работы по социальному обеспечению, а также как существенный аспект деятельности социальных работников от имени своих клиентов в рамках своих агентств или агентств, представляющих их интересы. В ряде случаев социальные работники отказываются от участия в защите клиентов, так как считают, что она должна осуществляться самими клиентскими группами (самозащита или защита равных). Однако наряду с традиционной профессиональной ролью в работе по защите интересов клиента социальные работники могут действовать как официальные адвокаты, следуя инструкциям своих клиентов.
Риз (1991) также обращает внимание на политическую роль активизации ресурсов клиента в социальной работе. Он определяет следующие пять важных практических понятий в рамках активизации ресурсов клиента.
■ Биография. Через биографию анализируются опыт клиента и его взгляд на мир. Она позволяет понять неразрывность и последовательность опыта клиента и помогает определить, что мешает ему действовать. Изучение биографии повышает возможность изменить способ участия клиента в будущих событиях.
■ Власть. Власть следует понимать и как потенциально освобождающую, и как притесняющую. В соответствии с идеями об активизации ресурсов клиента власть рассматривается как что-то, что можно использовать позитивно, т.е. не обязательно (как в радикальной теории) связывается с притеснениями. Риз оценивает восприятие власти по ее воздействию на людей. Он привлекает внимание к политике как к процессу получения ресурсов и разрешения конфликтов с использованием влияния на властные структуры, и подчеркивает, что использование языка выражает властные отношения.
■ Политическое понимание. Политическое понимание необходимо для практической работы при изучении случаев принуждения и благоприятных возможностей. Осуществление социальной работы всегда связано либо с принятием имеющегося способа организации властных отношений, либо со стремлением изменить его. Вера в экономический либерализм связана с административным контролем над деятельностью агентств и социальных систем, особенно при решении вопросов производительности и эффективности. Однако в реальности цели административных структур, в большей степени связанных с притеснениями, отличаются от целей социальной работы, направленной на достижение справедливости.
■ Умения. Умения могут активизировать ресурсы клиента. Развитие и использование умений — эффективный способ приобретения опыта освобождения.
■ Взаимозависимость политики и практики. Развитие политики нельзя рассматривать вне связи с практической деятельностью социальных работников.
Риз считает, что основной целью активизации ресурсов клиентов является социальная справедливость, которая обеспечивает им большую безопасность, а также политическое и социальное равенство на основе взаимной поддержки и совместного изучения проблемы, тем самым продвигая их малыми шагами к более общим целям. Кондрат (1995) утверждает, что при стимулировании активности клиента необходимо анализировать информацию. Речь идет о том, что следует сосредоточиться на локальных сведениях, особенно тех, что поступили от клиентов. Кроме того, практика должна отклонить инсайт и самосознание в качестве профессиональных и процедурных целей и сконцентрироваться на критической способности к распознаванию посредством диалога о властных различиях и переменах.
Холмс и Соллебей (1993) утверждают, что лишь подход, в основе которого лежит сотрудничество, может потеснить властные аспекты традиционной медицинской модели социальной работы. Подобным образом Киффер (1994) считает, что активизация ресурсов клиента способствует достижению самоно-нимания и уверенности в себе, помогает более критично относиться к окружающей обстановке и развивать личностные и коллективные ресурсы для осуществления социальных и политических действий. По мнению Парслоу (1996в), социальные работники могут стимулировать активность клиента через установление с ним хороших отношений, понимание его точки зрения, а также с помощью профессиональных знаний и умений.
Работа с группами самоуправления, предложенная Маллендером и Уодом (1991), отражает важный этап в развитии групповой работы в 1980-х гг. Последние тенденции в большей степени связаны с самопомощью и участием клиентов в работе групп, чем с терапевтическими подходами из других теорий. Однако всю групповую работу можно рассматривать как активизацию ресурсов клиента, что связано с гуманистическими ценностями (Пёнелл, 1985) и опытом воздействия на других людей в изолированном окружении (Хирагама и Хирагама, 1985). Она также может способствовать преодолению зависимости от стационарного обслуживания1 (Коппола и Ривас, 1985). Пиндерхьюз (1995) указывает на то, что зависимость не является предпочитаемым выбором, а представляет собой способ поиска власти в условиях близости к тем, кто ею обладает.
Гутиэррез и др. (1995) изучали мнения социальных работников об активизации ресурсов клиентов в США. Концепции этих исследований включают контроль над жизнью, способность решать важные для клиентов проблемы, распознавать или развивать их стремление к действию, наличие доступа к вариантам выбора, а также независимость от других в принятии решений. Гутиэррез показывает, как рост самосознания в группах способствует развитию этнического сознания представителей меньшинств, что приводит к переоценке ими своих проблем и возможного способа изменения ситуации и позволяет клиентам стать более активными в решении проблем этнических меньшинств. Гутиэррез в определенной степени разделяет положение о том, что рост самосознания может привести к стимулированию активности клиента. Спиэр и Петерсон (2000) создали шкалу оценки анализа изменений индивида в процессе стимулирования его активности. В нее включены когнитивные факторы (мнение о методах власти), эмоциональные факторы (мнение клиентов о своем влиянии на различные ситуации) и поведенческие факторы (принимают ли клиенты участие в осуществлении различных форм политического влияния). Это исследование направлено на обеспечение эмпирической поддержки практической работы по активизации ресурсов клиента и укрепление профессиональной, а не идеологической, позиции.
Активизация ресурсов клиента может быть использована в работе со взрослыми, например с пожилыми людьми (Тёрз и др., 1995; Стивенсон, 1996), поскольку взаимная поддержка позволяет взрослым людям разделить опыт стигматизации и уменьшить изоляцию. Кокс (1989), например, применял групповую работу для стимулирования активности пожилых людей.
Барбер (1986) считает, что теория наученной беспомощности может создать интересную перспективу для социальной работы. Эта теория тесно связана со стимулированием активности клиента и обеспечивает ему определенную научную поддержку. Селигман (1975) в ходе ряда экспериментов с животными и людьми выявил, что если люди переживают ситуации, в которых их действия не оказывают влияния на происходящее с ними, то у них формируется представление о том, что их действия в целом не приносят результатов. Это приводит к нежеланию учиться полезному поведению в других
1 Стационарное обслуживание (гезШепНа/ саге) — специальная система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в специальные учреждения, например в дома престарелых. — Примеч. науч. ред.
ситуациях. Люди могут утратить мотивацию, испытывать тревожность, подавленность. Этот факт подтверждает выводы Соломон (1976) о беспомощности. Люди, беспомощные в течение всей своей жизни, несут ощутимую ношу наученной беспомощности. По мнению Барбер (1986), необходимо обогащение окружающей обстановки с помощью передачи клиентам опыта ситуаций, в которых они находятся под контролем и достигают успешных результатов.
С данной формой защиты связана (Тоуэлл, 1988; Рэмон, 1991; Браун и Смит, 1992) норм&шзация, или повышение социальной роли (Вольфенсбергер, 1972, 1984; Рэйс, 2003). Она предполагает, что клиентам, находящимся в социальных учреждениях, создают условия, близкие к тем, в которых они находятся вне этих учреждений. Нормализация является важным аспектом в развитии стационарного обслуживания (Синклер, 1988). Кроме того, ее можно использовать при работе с клиентами, реинтегрированными в микросоциальную среду из лечебного учреждения или после стационарного обслуживания. Рэмон (1989) считает, что повышение социальной роли включает деятельность между представителями общественности и профессионалами, обеспечивающими предоставление услуг, а также людьми с физической или умственной отсталостью и организациями, работающими с ними.
Роуз и Блэк (1985) собрали многие из этих направлений развития в работу по защите, описывающую проект организации независимой жизнедеятельности душевно больных людей в условиях микросоциальной среды. Их концепция основывается на работе Фрейри (1972). Роуз и Блэк стремятся стимулировать активность клиентов, чтобы они могли стать субъектами собственной жизни, вовлекая их в процесс защиты. При критических дискуссиях с клиентами происходит вторжение в их субъективную реальность, которая исследуется совместно с ними. В результате клиенты могут осознать, как субъективная реальность ограничивает их контроль над окружением в конкретных ситуациях. Клиенты вовлекаются в трансформацию от зависимости к взаимозависимости совместно с коллективной сетью социальной поддержки. Полная автономия нежелательна да и недостижима, так как в определенной степени мы зависим друг от друга.
В соответствии с перспективой Фрейри, работа Роуз и Блэка имеет образовательный характер. Все социальные перемены имеют политическое содержание, где или принимается, или отрицается существующий социальный порядок. Через доверительный диалог с клиентами, ведущими себя аутентично (в гуманистическом смысле), они вовлекаются в праксис, действуя и сталкиваясь с реальностью, порождаемой их действиями и затем влияющей на последующие действия. Праксис в этом смысле рефлексивен. Социальные работники пытаются проникнуть в мир клиентов и понять реальность, в которой они живут. Зачастую люди, находящиеся в лечебницах для душевно больных, испытывают притеснения, связанные с институционализацией и материальными лишениями. На этом опыте выстраивается их видение мира. Социальные работники поощряют самовыражение, помогающее клиентам обрести жизненные силы и ощущение собственной значимости. Подтверждение является основным процессом лечения, направленным на возвращение клиентам их способности к самовыражению. Социальные работники пытаются понять реальность жизни клиентов, отвергают суждения о том, что они неполноценны.
Клиенты становятся «постановщиками-участниками» своей жизни, а не пассивными потребителями услуг.
Роуз (1990) выделяет три принципа практики защиты и стимулирования активности клиента.
■ Принцип контекстуализации, согласно которому внимание фокусируется на понимании клиентами их «социального бытия», а не на предположениях и политических действиях социальных работников, что позволяет вести диалог, основываясь на реалиях клиентов. В процессе диалога клиенты получают возможность выражать и развивать свои чувства и понимание жизни.
■ Принцип, согласно которому активизация ресурсов клиента поддерживает клиентов в определении полного диапазона возможностей по удовлетворению их нужд. Работа концентрируется на помощи клиентам в принятии решений, влияющих на их жизнь.
■ Принцип общности, согласно которому внимание концентрируется на уменьшении чувства изоляции и объединении клиентов для того, чтобы они общались. Опыт этой формы общения порождает у клиентов сознание собственной значимости. Подобно этому, важным принципом структурного подхода к социальной работе, по мнению Моро (1990), является коллективизация, а не персонализация, опыта.
Активизация ресурсов клиента: основные концепции
Полномасштабная активизация ресурсов клиента и перспективы защиты его интересов появились в 1980— 1990-х гг. В США они основываются, в частности, на работе с группами этнических меньшинств, но выходят за пределы этнической и культурной чуткости в межличностной практике (см. гл. 12) благодаря включению социальных перемен и трансформации (см. гл. 11), особенно при групповой работе и работе с малыми социальными группами. В Великобритании авторы концепции активизации пытаются внести перспективы преобразований в рамки административных и политических ограничений государственной социальной работы. Авторы критических теорий (например, Хамфриз, 1996) утверждают, что подобные попытки включения социальных перемен в практическую работу, направленные на достижение социального согласия, будут безуспешными, поскольку они ослабляют влияние социальных перемен, на которые направлены критические перспективы.
Большое значение в развитии активизации ресурсов клиентов имеет работа Соломон (1976) «Стимулирование активности темнокожих клиентов» («В1аск етро\уегтеп1»), основанная на исследовании эмансипации групп этнических менкшинств. Интересны также более современные работы Ли «Активизация ресурсов клиентов как подход к практике социальной работы» («ТНе Етргошегтепг Арргоасп 1о 5ос1а1 \Уогк РгасНсе») (2001), а также Гутиэррез и др. «Активизация ресурсов клиента в практике социальной работы» («ЕтродуегтеШ т 8ос1а1 \Уогк Ргасисе», 1998). Следует также упомянуть труды Риза (1991), работавшего в Великобритании и Австралии, и изданный в Ка-
наде сборник под редакцией Шер и Уэллс (1999). В этих работах затрагиваются также вопросы стимулирования активности клиентов-женщин, так как они являются важными объектами социальной работы. Кроме того, интересны две концепции британских авторов различной направленности. В работе Эдамса (2003) представлены общие сведения о практике активизации ресурсов клиента, особенно относящиеся к работе с группой и работе в микросоциальной среде для поддержки самопомощи, что связано с традицией защиты посредством идеи самозащиты.
Брэй и Престон-Шут (1995) представляют более широкую практическую перспективу. Маллендер и Вод (1991) в работе «Работа с группами самоуправления» («5е1Г-01гес1ес1 Огоир\уогк») излагают практические материалы, относящиеся и групповой работе по активизации ресурсов клиента, и предлагают более радикально-критический подход к практике стимулирования.
Защита интересов клиента: основные концепции
Один из источников работы по защите интересов клиента связан с основными концепциями трансформационной практики с участием клиентов, имеющих задержку умственного развития, или физические и психические заболевания (Роуз, 1990; Роуз и Блэк, 1985; Брэндон, 1995). В учебном пособии Бэйтмэна (2000) и книге Фимистера (1986) представлен подход британских авторов к защите прав клиента на социальное обеспечение. Более широкий взгляд на защиту предлагается в американских исследованиях (Шнайдер и Лестер, 2001). Шнайдер и Лестер переносят навыки социальной работы широкого профиля в практику, ориентированную на сохранение различных законодательных и социальных прав. Соответствующая область социальной работы на макроуровне (например, Брюггеманн, 2002) отражает системный подход, характерный для американской школы социальной работы.
В рамках этого подхода защита по делу включается в более широкие направления работы по изменению микросоциальной среды и достижению социальных перемен.
Ли: активизация ресурсов клиента как подход в социальной работе
В основе концепции Ли (2001) лежит стремление социальных работников к социальной справедливости, оказание поддержки малым социальным группам по месту жительства и правовой помощи клиентам. Несмотря на то, что практика активизации ресурсов клиента сложилась на основе работы с этническими меньшинствами, она также отвечает потребностям групп, не обладающих властью (например, дети и женщины). Ли обращает особое внимание на международную систему как главного поставщика бедности. Хотя активизация ресурсов клиента является клинической деятельностью и направлена на индивида и семью, она также ориентируется и на микросоциальную среду. Центральное место в активизации ресурсов клиента занимают три концепта:
■ развитие более позитивного и глубокого осознания собственного «Я»;
■ конструирование знаний и способности к достижению критического взгляда на социальную и политическую реальность;
■ развитие ресурсов, стратегии и способности для достижения личных и коллективных целей.
Социальные работники должны стремиться к формированию чувства общности с клиентами для того, чтобы они могли вместе разрешать противоречия, возникающие вследствие уязвимости и притеснений в обществе богатых и наделенных властью. Обладать критическим сознанием, а также знанием структурного неравенства и притеснений — значит, обладать властью. Трансформация как результат повыщения самосознания происходит, когда люди видят альтернативы их нынешнему трудному положению. Это дает им возможность принять на себя ответственность за достижение перемен и работать по повышению эффективности в их осуществлении. Работа по формированию чувства общности в группе является основным методом практической работы.
В активизации ресурсов клиента можно выделить аспекты, которые связывают ее с другими перспективами социальной работы.
■ Активизация ресурсов клиента является биопсихологической теорией, использующей из психодинамической практики такие идеи, как эгофунк-ционирование, а также адаптацию и совладение — из экологической практики.
■ В отличие от марксистского подхода (Ли, 2001, 40), конструктивистский и нарративный подходы позволяют понять важность того, как люди истолковывают свою ситуацию. Они также способствуют осознанию того, что люди могут быть соавторами при создании своего окружения.
■ Когнитивная теория фокусируется на помощи людям в устранении ложных представлений и верований.
■ Феминистские, интеракционистские и интегративные подходы делают упор на методы посреднической деятельности социальных работников между различными социальными группами.
■ В практике стимулирования активности клиентов основными методами являются работа с группой и работа в малых социальных группах (общине).
Социальная работа оказывает двойное воздействие на индивидов и их окружение, устраняя как прямые, так и косвенные препятствия на пути к власти. Этническая основа социальной работы требует антидискриминационных действий и специального внимания к людям, страдающим от притеснений. Таким образом, одного лишь понимания притеснений недостаточно; на притеснения необходимо воздействовать, и притесняемые люди должны солидаризироваться для действий. Перспектива активизации ресурсов клиента и способ действий приведены в табл. 14.1. Важным требованием является мультифокальное видение мира, представленное в первых трех столбцах таблицы. Оно обеспечивает «линзу» для практических принципов, приводящих затем к выбору практических
1>0
Таблица 14.1. Практика активизации ресурсов клиента (по Ли, 2001)
Линза между мультифокальным видением и практикой
Мультифокаль-ное видение | Описание | Действие при мультифокальном видении | Принципы активизации ресурсов клиента | Практика активизации ресурсов клиента | ||
Исторический | Понимание истории | Знание истории притесняемых | Все виды притеснений | Подготовиться для вхождения в мир | ||
взгляд на | и политики, влияю- | групп | разрушают жизнь; им | клиента: | ||
притеснение | щих на притесняемые группы | следует бросать вызов | - «настроиться» на мир клиента; - предположить, что он может чувствовать | |||
Экологический | Понимание индиви- | Активное проблемное ориенти- | Поддерживать цело- | Объединить усилия: | ||
взгляд | дуальной адапта-ции/совладания, Эго функционирования, | рование, упорядочение негативных ощущений; коллективное действие, человеческие связи | стное видение ситуаций, связанных с притеснениями | - расспросить об истории клиента; - информировать-клиента об обязан ностях социального работника; | ||
когнитивно-поведенческого обучения и | (семья), привязанность; компетентность, самоуправление, са- | Помогать людям само- | - определить взаимные роли Взаимная оценка: | |||
власти | мооценка, идентичность; культурные решения, физическое (социальное) окружение; Эго/когнитивные функции; стигма1 | > | стоятельно стимулировать активность Людям, разделяющим общие взгляды, необходимо объединиться, чтобы развить собственную активность Установить отношения | - разделять знания о ресурсах микро социальной среды (проблемах); - оценивать семью, эго, изложение фактов (нарратив), стимулирование активности клиента: основную инфор мацию, индивидуальные переходные состояния, физическое (душевное) здоровье, межличностные ситуации, социоэкономическое и физическое окружение, притеснение, власть и ее отсутствие, силы Определение проблем, заключение контракта: - определять задачи клиента и социатьного работника; - включать в контракт множественные случаи притеснений | ||
Этноклассовые | Оценивать взаимо- | Жизненные возможности и | Совместная работа над проблемами: | |||
перспективы | отношения классов, социальных слоев, а также атастных структур и при- | условия; бедность и самооценка | с клиентами на основе обратной связи | - клиент принимает на себя ответственность за стимулирование его активности; - помощь социатьного работника |
тесняемых групп | «, | клиенту на основе эмпатии; | ||||
Культурная/ | Уделять внимание к | Поддерживать культуру, | Поощрять клиентов | - использовать знания об угрозе притеснений; - разделять с клиентом осмысление проблем взаимодействий, социоэко- номических стрессов; - критический праксис по проблемам притеснений; - определение личностных (общественных) сил Выход из процесса: | ||
мульти культурная перспектива | культурным нормам, особенностям и ожиданиям клиентов, а также потенциальному многообразию культур | равенство, уникальность личности | высказывать собственное мнение Фокусирование внимания на личности-победителе, а не жертве | |||
Феминистская | Определение и кон- | Соучастие в развитии самосоз- | ||||
перспектива | цептуализация особенностей «голоса» | нания; единство праксис, власть для совершения действий,;| не | - осознавать чувства, связанные с завершением работы, осмысливать, | |||
женщин, а также неограниченной власти | властвования,рассмотрение личного как политического; подтверждение нерационального | > | объединять положительные результаты; - воссоединиться с микросоциальной средой; | |||
Глобальная | Осознание глобаль- | Сравнительное и межнациональ- | ||||
перспектива | ной взаимозависимости и социального исключения | ное исследование; понимание проблем друг друга; преодоление локальных границ | - определять достижения | |||
Критическая | Критика притеснений | Злоупотребление властью, изъя- | Фокусироваться на | Оценка: | ||
перспектива | и связь между индивидуальными и социальными переменами | тие ресурсов, определение препятствий со стороны власти, социальные решения, недостаточные для реагирования на неравенство, выямение компетентных организаций, критических перспектив, связывающих | социальных переменах | - этническая и тендерная чуткость; оценка воздействия научных исследований на притеснения, стиль, язык; внимание к опыту меньшинств; - учет данных, полученных путем рефлексии; | ||
анализ с действием | ^ | - участие |
1 Стигма — социальное положение индивида, субъективные переживания. — Примеч. науч. ред.
которое воспринимается в данной среде как унизительное, а также связанные с этим
методов. Мультифокусность считается важной, поскольку сложность факторов, воздействующих на притеснения, отражается на практике.
Ли отвергает структурную перспективу критической практики, но подчеркивает важность понимания воздействия глобальной экономики и социального развития как существенных элементов притеснений людей и как широкой перспективы. Материалы о совместной работе, содержащиеся в исследовании этого автора, способствуют осуществлению анализа навыков и реализации методов социальной работы. Сформулированная Ли задача «выхода» из процесса, связанная с воссоединением с микросоциальной средой, является существенным напоминанием о необходимости связи между личными достижениями и опытом людей, которые окружают клиента. Суждения автора о фокусировании внимания на мерах притеснений при оценке ситуации также созидательны.
В книге Ли продолжается дискуссия о стимулировании активности клиентов в работе с группой и в микросоциальной среде с использованием схожих методов. Маллендер и Вод (1991) в исследовании о работе с самоуправляемой группой дают более полный структурный и критический анализ этого вида деятельности. Они предлагают другую перспективу практики стимулирования активности клиента, отличающуюся более критической точкой зрения.
Маллендер и Вод: работа с самоуправляемой группой
Маллендер и Вод (1991) предлагают особый взгляд на теорию активизации ресурсов клиента, который фокусируется на принципах и процессах, относящихся к работе с группой. Они также предлагают рассматривать ее как основу для более широких форм социального действия и считают, что деятельность по активизации ресурсов клиента должна быть «самоуправляемой» (т.е. управляться пользователями услуг), но должна также противодействовать притеснениям (1991, 2).
Это можно определить как положение, при котором возникает презумпция в пользу доминирующих групп и искажаются отношения в обществе, что влияет на деятельность всех социальных институтов. Сюда входят процессы, через посредство которых это происходит, и таким образом ограничиваются жизненные возможности и опыт людей, не принадлежащих к доминирующим группам. С этой точки зрения активизация ресурсов клиента должна противостоять природе власти и давать преимущества доминирующим группам независимо от того, санкционирована поддержка их влияния или нет. Это важнее и более применимо на практике, чем радикальные теории государства и классовые теории. Вместе с тем многие положения феминистской и антирасистской теорий связаны с работой по самоуправлению. Она предполагает анализ ситуации и связанные с ней действия, которые лучше всего проводить в составе групп, так как при работе с клиентом и семьей индивидуализация личных затруднений является слишком мощным средством для выработки разделяемой социальной реакции. Группы дают людям возможность участвовать в распределении ресурсов, а также в совместных инициативах и экспериментах.
Модель практики включает следующие пять этапов.
■ Предварительное планирование — формирование команды для совместной работы, предоставление консультативной поддержки и достижение согласия по принципам активизации ресурсов клиента.
■ Начало — работа с пользователями услуг как с партнерами и создание плана работы совместно с группой, используя «открытое планирование».
■ Подготовка группы к действию — помощь группе в определении и анализе проблем, которыми следует заниматься (почему они существуют и как можно достичь перемен).
■ Выполнение действия — выполнение членами группы согласованных действий.
■ Осуществление руководства — постепенное прекращение действий социальными работниками, анализ группой достигнутого на основе связи между «что, почему и как». Определение новых проблем, связей между ними, выбор дальнейших действий. Этот процесс далее продолжается в течение всего периода существования группы.
В данном случае предпочтительна совместная работа, так как она предлагает опыт обслуживания пользователей услуг и оказывает им более полную поддержку. Консультирование необходимо для того, чтобы определять проблемы и требовать от социальных работников оказания помощи в вопросах антипритеснения. К важным принципам практики активизации ресурсов клиентов относятся следующие.
■ Все люди обладают умениями, пониманием и способностями. Мы должны распознавать эти качества, а не навешивать ярлыки.
■ Люди имеют право быть услышанными, контролировать свою жизнь, определять проблемы и предпринимать действия.
■ Проблемы людей всегда являются следствием притеснений политики, экономики, власти, а также личной некомпетентности.
■ Практическую работу следует выстраивать на основе совместных действий.
■ Практика социальной работы связана с фасилитацией', а не с «руководством» и сопротивлением притеснениям.
Активизация ресурсов клиента в работе с группой начинается с того, что социальные работники заключают контракт с существующей группой по решению проблем ее членов. Альтернативно они должны получить предложение о плане совместных действий от одного или нескольких членов группы и проверить, смогут ли они примкнуть к этому плану, организуя для группы постановку задач. Группы самоуправления формируются не по инициативе агентств и не являют собой излюбленные проекты социальных работников. Членство в
1 Фасилитация — метод социальной работы, с помощью которого налаживаются связи между клиентом и социальными системами. Выступая в роли фасилитатора, социальный работник стремится развить у клиента способность самому справляться со сложными ситуациями или стрессом. — Примеч. науч. ред.
них должно основываться на приглашении людей. Следует информировать потенциальных клиентов, таких как этнические меньшинства, люди с ограниченными возможностями, пожилые или женщины, что они не будут испытывать притеснений в группе. Социальные работники должны признать, что добровольное и открытое членство приведет к колебаниям численности в группе. Место сбора группы должно быть доступным для людей с физическими и коммуникативными ограничениями, а также для тех, кто осуществляет уход за тяжелобольными людьми. Оно должно находиться на территории членов группы или на нейтральной территории. Частота встреч и их количество должны устанавливаться по соглашению с учетом взаимного удобства членов группы, которые должны определить и соблюдать правила проведения встреч и ведения записей. Роли социальных работников должны быть понятными и отличаться от тех ролей, которые социальные работники выполняют по отношению к потребителям услуг. Группа работает над проблемами, а не над индивидуальными проблемами потребителей услуг.
В процессе этапа подготовки группы к действию социальные работники помогают участникам понять, что собой представляет проблема. Здесь могут быть использованы мозговой штурм, создание «веера» индивидуальных откликов на рассматриваемую проблему для начала дискуссии, а также высказывания, оформленные на дисплейных карточках, созданных членами группы для того, чтобы начать дискуссию. Стадия «почему» может включать развитие самосознания (см. гл. 12). Социальные работники должны оказывать помощь в постановке проблемы. При этом участники должны пройти следующие этапы.
■ Описание (что, по вашему мнению, происходит?).
■ Анализ (почему это происходит?).
■ Близкие проблемы (на какие проблемы это выводит?).
■ Основные причины (что приводит к этим проблемам?).
■ Планирование действий (что мы в связи с этим можем предпринять?).
Социальным работникам зачастую приходится помогать участникам находить пути получения информации. Группа может затем перейти к циклу размышления (рассмотрение, осмысливание, планирование), предпринимать действия, анализировать результаты и затем воспринимать новую информацию, чтобы вновь начать цикл. Стадия «как» включает разложение проблемы на отдельные составляющие, почти как при целевом подходе, когда основной акцент делается на решении конкретной проблемы через определение промежуточных задач. Группа может использовать координатные сетки, нанесенные на доску или на большие листы бумаги. На одной из осей могут быть указаны возможные действующие лица, на другой — шкала времени (сейчас — вскоре — впоследствии). Предварительный анализ дает людям возможность оценить различные факторы воздействия на выбор «за» и «против» определенных решений.
Этап выполнения действий может включать в себя общественные кампании, учредительство представительских систем, таких как технологии защиты
или поощрения, а также действия по созданию связей и союзов с другими агентствами. Связь с другими группами и вовлечение в них может стать важной стратегией. Социальные работники должны помогать группам анализировать проблемы для получения ответа на вопрос «почему», особенно если их первые шаги не были успешными. Это позволит определить, какие действия следует предпринять в дальнейшем. Использование методов работы в микросоциальной среде и других методик, помогающих понять потребности малой социальной группы (Пэйн, 1988), зачастую могут быть эффективными. На данном этапе, как и в других случаях, подход, противостоящий давлению, дает возможность участникам группы увидеть проблемы более отчетливо в тех случаях, когда они затрудняются в действиях. Кроме того, этот подход не выводит тактику манипулирования властью из процесса разрешения проблем участников, а помогает им самим действовать с наименьшим давлением.
На финальном этапе «осуществление руководства» социальные работники помогают членам группы выступить частично в роли фасилитаторов, которую ранее выполняли сами. Таким образом, члены групп учатся оспаривать чье-либо мнение и действовать, не прибегая к давлению. Они обретают уверенность при контактировании со средствами массовой информации, общественностью и официальными учреждениями. Используя опыт группы, клиенты также работают над расширением доступа к информации, которую могут использовать в будущем. Им также можно помочь научиться оценивать свою активность, собственную деятельность и вклад социальных работников в деятельности группы.
Шнайдер и Лестер: защита интересов клиента в социальной работе
Шнайдер и Лестер (2001) выделяют два аспекта защиты интересов клиента в социальной работе: представление интересов клиента и влияние.
Представление интересов клиента связано с эксклюзивностью, когда социальный работник действует в интересах клиента на основе взаимности, равноправных и открытых взаимоотношений с ним. Для этого могут использоваться письменные и устные формы коммуникации, при этом в обоих случаях необходимо уделять внимание организационным моментам, цели, выбору времени и определению стратегии.
Влияние связано с попытками изменить решения или политику относительно проблем, затрагивающих клиента. Эксклюзивность и взаимность в данном случае необязательны, поскольку адвокат может действовать от лица более чем одного клиента или затрагивать обстоятельства, связанные с проблемами нескольких клиентов. Например, коллеги вели дело, связанное с изменением в политике государства по выплатам социальных пособий. Клиенты обязаны были проходить интервью для получения работы до того, как они могли получить денежные социальные пособия. В данных обстоятельствах клиенты испытывали стресс, шанс получить работу представлялся нереальным. Адвокаты использовали представление по изменению решения касательно отдельных случаев. В качестве примера они приводили свой опыт обращения с жалобой в региональный офис социального обеспечения и к представляюще-
му их интересы депутату парламента, добиваясь изменения в политике. Клиенты оставались анонимными и не были вовлечены в процесс, представлявший собой «влияние». Представление интересов клиента и влияние могут использоваться для защиты клиентов при процессуальной защите, законодательной защите (изменении законодательства) и административной защите (изменении административных мер и политики).