Различные формы защиты интересов клиента

Понятие «защита» связано с термином «представление». Адвокаты «пред­ставляют» защиту, т.е. действуют и выступают в интересах своих клиентов. Филип (1979) под понятием «защита» имеет в виду аспект социальной рабо­ты, где «представлять» означает интерпретировать или выражать интересы клиентов перед властными общественными группами.

В начале своего развития защита рассматривалась как обслуживание клиен­тов. Фреддолино и др. (2004) выделяют следующие четыре типа защиты кли­ентов:

■ защиту людей из групп риска;

■ создание поддержки, улучшающей функционирование;

■ защиту и продвижение требований или просьб;

■ поддержку идентичности и контроль.

Третий тип развивался в течение 1970-х гг. по двум направлениям, к кото­рым относятся защита клиентов и защита по делу {саше аа"уосасу). Защита клиентов обеспечивается профессионалами для облегчения доступа клиентов к различным формам обеспечения в целях улучшения их положения. Защита по делу направлена на достижение социальных изменений в пользу соци­альных групп, к которым принадлежат клиенты. Важной частью практики яв­ляется работа по соблюдению прав на социальное обеспечение, которая гаран­тирует клиентам, получающим определенные социальные пособия, право на другие виды социального обеспечения. Первоначально эта деятельность пред­полагала обеспечение клиентов денежными социальными пособиями, но те­перь она рассматривается более широко. Она связана с правами, поскольку, в отличие от многих видов социальных услуг, такая социальная помощь часто основывается на данных законом правах. На вопрос о том, является ли такая деятельность неотъемлемой частью социальной работы, нет однозначного от­вета (см.: Фимистер, 1986; Бергесс, 1994), поскольку работа по защите прав на социальное обеспечение больше полагается на анализ законных прав и их отстаивание в официальных учреждениях, чем на использование опыта меж­личностных отношений в терапевтических целях. Однако границы здесь раз­мыты, так как для того чтобы понять права людей и помочь им осознать их, необходим опыт взаимоотношений. Кроме того, нужен опыт защиты, чтобы



действовать от имени клиентов в других формах социальной работы. Сделать так, чтобы люди получали все, что им полагается от других служб, является важной частью социальной работы (Пэйн, 2001; 2002а). Бедность и экономи-ческая-безопасность — важные аспекты многих проблем клиентов. Реакция на эти проблемы является частью большинства форм социальной работы, хотя оценка и защита специализированного социального обеспечения могут по­требовать привлечения других специалистов, не связанных с социальной ра­ботой. Бэйтмэн (2000) разрабатывает положение о навыках, необходимых для такой работы. При этом он использует методы, широко применяемые в соци­альной работе. Деятельность по соблюдению прав на социальное обеспечение Бэйтмэн называет «принципиальной защитой», политикой получения от си­стемы социального обеспечения как можно большей помощи, без заключе­ния с ней соглашения, связанного с притеснениями. Это требует сосредото­чения внимания на определенных видах интервьюирования, следования цен­ностным принципам социальной работы, а не только желаниям и указаниям клиента, как это бывает в адвокатской деятельности. Решающую роль играют напористость и умение вести переговоры.

Другая форма зашиты, включающая различные элементы услуг, возникла в 1980-е гг. Поначалу она была направлена на развитие у людей с психически­ми заболеваниями и задержкой умственного развития способности управлять своей жизнью. Возникло движение по оказанию помощи этим клиентам в предоставлении гражданских прав в рамках существующих институтов и вы­писке из заведений, где они содержались по принуждению (Брэндон и др., 1995; Брэндон, 1995). Это движение зародилось в Скандинавии, а затем стало популярным в Великобритании. Особенно важно было содействовать незави­симости людей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Одно из направлений работы по оказанию помощи членам семей инвалидов связа­но с формированием представления о трудностях клиентов и членов их семей. Активизация ресурсов клиента в данном случае заключается не только в обо­сновании необходимости в предоставлении определенных услуг или в удов­летворении потребностей. Бэйли (1997), например, говорит о том, что многие люди с задержкой умственного развития страдают от «вакуума» отношений и нуждаются в помощи по установлению контактов дома, на работе, в местах отдыха. Барнес (1997) показывает, каким образом члены семьи могут способ­ствовать личностному и социальному развитию людей с задержкой умствен­ного развития, если социальные работники помогут установить или восстано­вить с ними связи. Самозащита, главным образом, для людей с задержкой умственного развития, включает помощь в обеспечении возможности заяв­лять о себе. Это имеет отношение, в частности, к процессам планирования, таким как обсуждение индивидуального случая или встречи по планированию индивидуальных программ. При групповой деятельности люди собираются для обсуждения своих ситуаций и используют поддержку для того, чтобы расска­зать о своих проблемах и выразить пожелания. Большую роль в защите прав клиентов играет международная адвокатская группа «Реор1е Р1Г81». Защита граж­дан осуществляется с привлечением добровольцев для развития отношений с потенциально изолированными клиентами с целью понимания и представле­ния их нужд. Защита равных (равных по происхождению, образованию, воз­расту или другому признаку. — Примеч. науч. ред.)реег адуосасу — связана


с организациями самопомощи, в которых клиенты после перенесенных жиз­ненных трудностей работают совместно для репрезентации своих индивиду­альных потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: