Понятие «защита» связано с термином «представление». Адвокаты «представляют» защиту, т.е. действуют и выступают в интересах своих клиентов. Филип (1979) под понятием «защита» имеет в виду аспект социальной работы, где «представлять» означает интерпретировать или выражать интересы клиентов перед властными общественными группами.
В начале своего развития защита рассматривалась как обслуживание клиентов. Фреддолино и др. (2004) выделяют следующие четыре типа защиты клиентов:
■ защиту людей из групп риска;
■ создание поддержки, улучшающей функционирование;
■ защиту и продвижение требований или просьб;
■ поддержку идентичности и контроль.
Третий тип развивался в течение 1970-х гг. по двум направлениям, к которым относятся защита клиентов и защита по делу {саше аа"уосасу). Защита клиентов обеспечивается профессионалами для облегчения доступа клиентов к различным формам обеспечения в целях улучшения их положения. Защита по делу направлена на достижение социальных изменений в пользу социальных групп, к которым принадлежат клиенты. Важной частью практики является работа по соблюдению прав на социальное обеспечение, которая гарантирует клиентам, получающим определенные социальные пособия, право на другие виды социального обеспечения. Первоначально эта деятельность предполагала обеспечение клиентов денежными социальными пособиями, но теперь она рассматривается более широко. Она связана с правами, поскольку, в отличие от многих видов социальных услуг, такая социальная помощь часто основывается на данных законом правах. На вопрос о том, является ли такая деятельность неотъемлемой частью социальной работы, нет однозначного ответа (см.: Фимистер, 1986; Бергесс, 1994), поскольку работа по защите прав на социальное обеспечение больше полагается на анализ законных прав и их отстаивание в официальных учреждениях, чем на использование опыта межличностных отношений в терапевтических целях. Однако границы здесь размыты, так как для того чтобы понять права людей и помочь им осознать их, необходим опыт взаимоотношений. Кроме того, нужен опыт защиты, чтобы
|
|
действовать от имени клиентов в других формах социальной работы. Сделать так, чтобы люди получали все, что им полагается от других служб, является важной частью социальной работы (Пэйн, 2001; 2002а). Бедность и экономи-ческая-безопасность — важные аспекты многих проблем клиентов. Реакция на эти проблемы является частью большинства форм социальной работы, хотя оценка и защита специализированного социального обеспечения могут потребовать привлечения других специалистов, не связанных с социальной работой. Бэйтмэн (2000) разрабатывает положение о навыках, необходимых для такой работы. При этом он использует методы, широко применяемые в социальной работе. Деятельность по соблюдению прав на социальное обеспечение Бэйтмэн называет «принципиальной защитой», политикой получения от системы социального обеспечения как можно большей помощи, без заключения с ней соглашения, связанного с притеснениями. Это требует сосредоточения внимания на определенных видах интервьюирования, следования ценностным принципам социальной работы, а не только желаниям и указаниям клиента, как это бывает в адвокатской деятельности. Решающую роль играют напористость и умение вести переговоры.
|
|
Другая форма зашиты, включающая различные элементы услуг, возникла в 1980-е гг. Поначалу она была направлена на развитие у людей с психическими заболеваниями и задержкой умственного развития способности управлять своей жизнью. Возникло движение по оказанию помощи этим клиентам в предоставлении гражданских прав в рамках существующих институтов и выписке из заведений, где они содержались по принуждению (Брэндон и др., 1995; Брэндон, 1995). Это движение зародилось в Скандинавии, а затем стало популярным в Великобритании. Особенно важно было содействовать независимости людей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Одно из направлений работы по оказанию помощи членам семей инвалидов связано с формированием представления о трудностях клиентов и членов их семей. Активизация ресурсов клиента в данном случае заключается не только в обосновании необходимости в предоставлении определенных услуг или в удовлетворении потребностей. Бэйли (1997), например, говорит о том, что многие люди с задержкой умственного развития страдают от «вакуума» отношений и нуждаются в помощи по установлению контактов дома, на работе, в местах отдыха. Барнес (1997) показывает, каким образом члены семьи могут способствовать личностному и социальному развитию людей с задержкой умственного развития, если социальные работники помогут установить или восстановить с ними связи. Самозащита, главным образом, для людей с задержкой умственного развития, включает помощь в обеспечении возможности заявлять о себе. Это имеет отношение, в частности, к процессам планирования, таким как обсуждение индивидуального случая или встречи по планированию индивидуальных программ. При групповой деятельности люди собираются для обсуждения своих ситуаций и используют поддержку для того, чтобы рассказать о своих проблемах и выразить пожелания. Большую роль в защите прав клиентов играет международная адвокатская группа «Реор1е Р1Г81». Защита граждан осуществляется с привлечением добровольцев для развития отношений с потенциально изолированными клиентами с целью понимания и представления их нужд. Защита равных (равных по происхождению, образованию, возрасту или другому признаку. — Примеч. науч. ред.) — реег адуосасу — связана
с организациями самопомощи, в которых клиенты после перенесенных жизненных трудностей работают совместно для репрезентации своих индивидуальных потребностей.