Пример из практики

Селия

Селия — пятнадцатилетняя девушка. Она была помещена в детский дом пос­ле того, как ее мать, страдающая алкоголизмом, рассталась с ее отцом, челове­ком, склонным к насилию, работавшим на морских нефтяных платформах и ред­ко бывавшим дома. Селия хотела жить со своей старшей сестрой Джоан, мужу которой было предъявлено обвинение в распространении наркотиков. Девушке нравилось бывать в ее доме: в нем было уютно и тепло. Селия попросила своего специалиста социальной службы, работающего с ней, защитить ее и выступить на встрече от ее имени. Социальный работник понимала, что эта просьба о за­щите помешает ей действовать в «наилучших интересах» Селии, которые могут быть противоположны ее желаниям. Однако выбор был невелик.

Что мешает Селии, Джоан и ее мужу достичь желаемой цели?

Какие подходы может использовать социальный работник, чтобы действовать эффективно и надлежащим образом в качестве адвоката Селии и активизировать ресурсы других членов семьи девушки?

Комментарий

Стратегии защиты интересов клиента и активизации его ресурсов доказали свою эффективность в последние годы. Особенно активно они использовались в социальной работе критического и антидискриминационного направлений. Защита интересов клиента развивалась как часть движения, нацеленного на освобождение людей от власти устоявшихся институтов, ранее оказывавших им помощь, а также как часть работы по предоставлению прав на социальное обеспечение. Эти подходы являются идеалистическими, но они могут быть реализованы на практике. Тем не менее группы самопомощи иногда критику­ются за то, что они не подотчетны общественности, не стремятся к достиже­нию социальных перемен и могут навешивать ярлыки жертв на клиентов-представителей стигматизированных групп (Йип, 2003). Опрометчивое исполь­зование некоторых форм терапевтического воздействия может поставить кли­ента в зависимость от квалификации социального работника. Таким образом, можно считать, что защита интересов клиента и активизация его ресурсов представляют собой иную идеологию лечения (ухода), которая, по крайне мере, ощущается иначе клиентом и, возможно, социальным работником. Вместе с тем власть, переданная клиенту социальным работником, все же остается у него. Более того, государственные служащие могут использовать активизацию ресурсов клиентов в качестве изощренного способа манипулирования ими, чтобы заставить их подчиниться официальным и социальным требованиям (Парслоу, 1996а). Но люди должны брать власть, и роль социальной работы


состоит именно в том, чтобы организовывать институциональное реагирова­ние, которое сделает это возможным (Гомм, 1993). По мнению Доминелли (2000), с помощью таких мер можно достичь необходимых результатов в прак­тической работе. Однако он признает, что это не поможет решить структур­ные проблемы капитализма.

Подобно инсайт-терапии, активизация ресурсов клиента концентрируется на развитии способностей людей и не нацелено на изменение социальных структур, притесняющих людей, за исключением результатов по индивиду­альным случаям с применением защиты. Таким образом, в данном случае ответственность за социальные изменения может быть возложена на клиен­тов, которые все же столкнутся с труднопреодолимыми социальными пре­пятствиями, неподвластными личностным или групповым изменениям. Ана­лиз практики активизации ресурсов клиента, проведенный Ли (2001), иллю­стрирует эту непоследовательность идеи активизации на примере отрицания ею структурного объяснения притеснения. Ли стремится включить объяснение притеснений и работу, связанную с ними, в свою модель практики, однако усилия по изменению направлены только на клиентов и их окружение. Таким образом, повышение самосознания в ее модели практики поднимает те же проблемы, что и инсайт в психодинамической практике: осознание клиента возрастает, но он получает возможность на основе практики воздействовать только на личностные и локальные результаты этого осознания.

Практические установки активизации ресурсов клиента не адресованы бес­помощным людям, которые не могут осуществлять власть над своей жизнью. Есть опасность того, что социальные работники будут действовать так, как будто все клиенты могут достичь высокой степени участия. Боэм и Стэплс (2002), используя в работе с клиентами метод фокус-группы, обнаружили, что для различных типов клиентов требуются разные формы стимулирования их активности. Они утверждают, что обобщенная теория стимулирования ак­тивности клиента не подходит для всех клиентов. Возможно, это и так, по­скольку современное развитие теории берет свое начало в работе с интеллек­туально и социально развитыми представителями этнических меньшинств. Притесняемые и институционализированные клиенты могут добиться высо­кой степени самоконтроля и власти с помощью таких методов, но это не должно исключать терапевтической работы. Фреддолино и др. (2004) приводят подобный аргумент относительно защиты, которая также должна осуществ­ляться по-разному в различных ситуациях.

Неясной остается роль активизации ресурсов клиента в ситуациях, когда проблемы защиты клиентов или социальных выплат являются спорными. Та­кие идеи, как нормализация и самозащита, зачастую ассоциируются с перс­пективами гражданских свобод, сосредоточенных на необходимости освобож­дения людей, угнетенных осознанием своей зависимости от социальных ра­ботников или других людей. Однако неудачи в предоставлении услуг, которые необходимы клиентам, не являются следствием стимулирования их активно­сти. Так, молодой человек был выписан из психиатрической больницы, и его решили поселить в общежитии. Это было сделано для того, чтобы предоста­вить ему больше свободы в действиях. При этом существовала система под­страховки, при которой социальный работник мог явиться «по вызову». Это было сообщено клиенту, который не уловил суть разъяснения, поскольку не


понял, что означает «по вызову». Затем социальный работник организовал все для того, чтобы показать ему, как пользоваться местными магазинами, но не проверил, поступили ли деньги на его социальное обеспечение, и располага­ет ли он какими-либо средствами. Молодой человек не считал, что необходи­мо обсуждать эти проблемы, поскольку социальный работник и так уже мно­го сделал для него. Позже было обнаружено, что клиент не в состоянии даже приготовить себе кофе. Таким образом, важно не использовать идею стимули­рования активности клиента для того, чтобы уйти от ответственности за обес­печение необходимой помощи и поддержки. Гэй и Бернштейн (1994) описы­вали южноафриканский проект помощи бездомным и показали, что практи­ческая помощь является реакцией на серьезные трудности, но становится ча­стью стратегии активизации ресурсов клиента лишь в том случае, если разви­вается реакцией на структурное притеснение.

Трудность в работе с индивидами заключается в том, что процесс активи­зации их ресурсов не может распространяться на их более широкую микросо-ниальную среду или окружение клиента. В результате активизации индивиды могут забрать власть и ресурсы у других представителей своей среды, поставив их в невыгодное положение, вместо того чтобы получить их от более широких слоев общества. Там, где социальные и политические ресурсы ограниченны, стимулирование активности клиентов может не объединить притесняемые или лепривированные группы, а привести к конфликту.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Активизация ресурсов клиента и защита его интересов подкрепляются опреде­ленными данными об эффективности групповых методов, способствующих соли­дарности и повышению самосознания.

■ Данные стратегии создают возможность для позитивного взгляда на власть, кото­рая может быть доступной для людей.

■ Активизация ресурсов клиента и защита его интересов предлагают социальным работникам полезные идеи по включению в практику проблем, связанных с при­теснениями, критическим мышлением и совместной работой с клиентами.

■ Рассматриваемые стратегии непоследовательны в оказании помощи клиентам осознать проблемы и не дают структурных объяснений притеснениям, что активи­зирует лишь снижение тенденции к мистификации результатов и источников при­теснения в их жизни.

■ Эти формы работы неэффективны в тех случаях, когда клиенты не в состоянии до­стигнуть власти и контроля над своей жизнью или нуждаются в защите. В данной ситуации социальные работники могут разочаровать клиентов или ввести их в за­блуждение по поводу их собственных возможностей.


Оглавление

Предисловие к третьему изданию.......................................... 5

Часть I РАЗМЫШЛЯЯ О ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Глава 1. Конструирование теории социальной работы............ 9

О чем повествует эта глава..................................................... 9

Практика и теории практической деятельности.................... 11

Прикладные и другие теории................................................ 12

Социальное конструирование социальной помощи и социальной работы 15

Существуют ли парадигмы социальной работы?................. 22

Теория социальной работы — «модернистская»

или «постмодернистская» теория?..................................... 24

Области конструирования социальной работы....................: 27

Социальное конструирование теории практической социальной работы 28

Вывод...............;..................................................................... 32

Глава 2. Практическое значение теории социальной работы... 34

О чем повествует эта глава..................................................... 34

Принципы взаимоотношений теории и практики................. 35

Перенос знаний....................................................................... 38

Разнообразие теорий: отбор или эклектика.......................... 40

Понимание процесса, рефлективное, рефлексивное и критическое мышление 42

Вывод...................................................................................... 50

Глава 3. Дискуссионные вопросы теории практической социальной работы 51

О чем повествует эта глава...................»............................... 51

Современные дебаты о теории социальной работы............. 51

Анализ теорий социальной работы...................................... 53

Эффективность теорий социальной работы.......................... 64

Методологические подходы в теориии практической деятельности 67

Оценка эпистемологических подходов в социальной работе 77

Перспективы теории социальной работы.............................. 82

Часть II ОБЗОР ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Глава 4. Психодинамические перспективы.............................. 84

О чем повествует эта глава..................................................... 84

Общий теоретический контекст.............................................. 86

Области пересечения.............................................................. 89


Политическое значение психодинамической теории............ 91

Ранние психодинамические концепции социальной работы 91

Основные концепции.............................................................. 93

Хуве: теория привязанностей................................................. 93

Гольдштейн: психология личности........................................ 98

Виды терапевтической среды: применение в стационарном обслуживании 106

Комментарий......................................................................... 108

Глава 5. Модель кризисной интервенции и задаче-центрированная модель 112

О чем повествует эта глава................................................... 112

Общий теоретический контекст............................................ 113

Области пересечения............................................................. 114

Значение задаче-центрированной модели и модели кризисной интервенции 116

Основные концепции............................................................. 119

Роберте: кризисная интервенция.......................................... 120

Задаче-ориентированная модель: Рейд и Эпштейн............. 126

Комментарий......................................................................... 134

Глава 6. Когнитивно-поведенческие теории............................ 137

О чем повествует эта глава................................................... 137

Общий теоретический контекст............................................ 138

Области пересечения.......... •................................................. 146

Значение когнитивно-поведенческой теории....................... 148

Основные концепции............................................................. 150

Шелдон: когнитивно-поведенческая терапия...................... 150

Поведенческие техники работы с группой и микросоциальной средой 158

Поведенческая работа в стационарных учреждениях......... 159

Глава 7. Системно-ориентированные и экологические перспективы 165

О чем повествует эта глава................................................... 165

Общий теоретический контекст............................................ 166

Области пересечения............................................................. 171

Значение системной теории.................................................. 171

Основные концепции............................................................. 173

Джемейн и Гиттерман: модель жизненного цикла............... 174

Экосоциальный подход: экокритицизм............................... 179

Социальные сети и системы социальной поддержки........... 182

Комментарий......................................................................... 184

Глава 8. Социальная психология и социальное конструирование 188

О чем повествует эта глава................................................... 188

Общий теоретический контекст............................................ 189

Области пересечения............................................................. 194

Влияние социальной психологии и социального конструирования

на практику социальной работы...................................... 195

Теория коммуникации в социальной работе....................... 198

Основные концепции............................................................. 200

Партон и О'Байн: конструктивистская социальная работа 201

Комментарий......................................................................... 208

Глава 9. Гуманистическая, экзистенциальная и духовная перспективы 212

О чем повествует эта глава.................... 212

Цощии теоретический контекст............ 2П

Области пересечения............................ 21 *5


Значение гуманистической, экзистенциальной и духовной перспектив

в социальной работе.......................................................... 216

Влияние гуманистических идей на социальную работу..... 217

Основные концепции............................................................. 229

Глассман и Кейтс: гуманистическая групповая работа....... 230

Томпсон: экзистенциализм и социальная работа................ 233

Комментарий......................................................................... 240

Глава 10. Социальное развитие и развитие микросоциальной среди 242

О чем повествует эта глава.............................. [................... 242

Общий теоретический контекст............................................ 243

Области пересечения............................................................. 247

Значение социального развития и развития микросоциальной среды 251

Идеи социального развития.................................................. 252

Основные концепции............................................................. 255

Миджлей: концепция социального развития....................... 255

Работа в малых социальных группах.................................. 259

Комментарий......................................................................... 263

Глава 11. От радикальных перспектив к критическим перспективам 265

О чем повествует эта глава................................................... 265

Общий теоретический контекст............................................ 266

Области пересечения............................................................. 271

Значение перехода от радикальной теории к критической теории 272

Маллэли: структурная социальная работа.......................... 277

Фук: критическая теория и практика.................................... 282

Комментарий......................................................................... 290

Глава 12. Феминистские перспективы.................................... 295

О чем повествует эта глава................................................... 295

Общий теоретический контекст............................................ 296

Области пересечения............................................................. 298

Политика феминистской социальной работы...................... 300

Основные концепции............................................................. 303

Доминелли: феминистская социальная работа.................... 303

Феминистская и критическая теория практики.................... 308

Феминизм и постмодернизм................................................. 309

Комментарий......................................................................... 312

Глава 13. Антидискриминационный и этнокультурный подходы 316

О чем повествует эта глава................................................... 316

Основные темы..................................................................... 316

Общий теоретический контекст............................................ 317

Области пересечения............................................................. 325

Политика.сопротивления угнетению, культурная и этническая чуткость 331

Основные концепции............................................................. 335

Дэлримпл и Берк: практика сопротивления угнетению...... 336

Девор и Шлезингер: этносензитивная практика.................. 339

Комментарий......................................................................... 343

Глава 14. Активизация ресурсов клиента и зашита его интересов 346

О чем повествует эта глава................................................... 346

Общий теоретический контекст............................................ 347

Области пересечения............................................................. 348

Политика активизации ресурсов клиента и защиты его интересов 354


Активизация ресурсов клиента: основные концепции......... 359

Защита интересов клиента: основные концепции................, 360

Ли: активизация ресурсов клиента как подход в социальной работе 360

Маллендер и Вод: работа с самоуправляемой группой..... 364

Шнайдер и Лестер: защита интересов клиента в социальной работе 367

Комментарий......................................................................... 368

Именной указатель................................................................ 371

Предметный указатель.......................................................... 381

Библиография данной книги находится по следующему электронному адресу: Иир.//м/\т>.асаа'ет1а-тозсо\м.ги/о//-1те/_Ьоок5/раупе_ЫЫю§гарИу.рё/ Код доступа к файлу библиографии: аЯ1К8Г§\У


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: