Селия
Селия — пятнадцатилетняя девушка. Она была помещена в детский дом после того, как ее мать, страдающая алкоголизмом, рассталась с ее отцом, человеком, склонным к насилию, работавшим на морских нефтяных платформах и редко бывавшим дома. Селия хотела жить со своей старшей сестрой Джоан, мужу которой было предъявлено обвинение в распространении наркотиков. Девушке нравилось бывать в ее доме: в нем было уютно и тепло. Селия попросила своего специалиста социальной службы, работающего с ней, защитить ее и выступить на встрече от ее имени. Социальный работник понимала, что эта просьба о защите помешает ей действовать в «наилучших интересах» Селии, которые могут быть противоположны ее желаниям. Однако выбор был невелик.
Что мешает Селии, Джоан и ее мужу достичь желаемой цели?
Какие подходы может использовать социальный работник, чтобы действовать эффективно и надлежащим образом в качестве адвоката Селии и активизировать ресурсы других членов семьи девушки?
Комментарий
|
|
Стратегии защиты интересов клиента и активизации его ресурсов доказали свою эффективность в последние годы. Особенно активно они использовались в социальной работе критического и антидискриминационного направлений. Защита интересов клиента развивалась как часть движения, нацеленного на освобождение людей от власти устоявшихся институтов, ранее оказывавших им помощь, а также как часть работы по предоставлению прав на социальное обеспечение. Эти подходы являются идеалистическими, но они могут быть реализованы на практике. Тем не менее группы самопомощи иногда критикуются за то, что они не подотчетны общественности, не стремятся к достижению социальных перемен и могут навешивать ярлыки жертв на клиентов-представителей стигматизированных групп (Йип, 2003). Опрометчивое использование некоторых форм терапевтического воздействия может поставить клиента в зависимость от квалификации социального работника. Таким образом, можно считать, что защита интересов клиента и активизация его ресурсов представляют собой иную идеологию лечения (ухода), которая, по крайне мере, ощущается иначе клиентом и, возможно, социальным работником. Вместе с тем власть, переданная клиенту социальным работником, все же остается у него. Более того, государственные служащие могут использовать активизацию ресурсов клиентов в качестве изощренного способа манипулирования ими, чтобы заставить их подчиниться официальным и социальным требованиям (Парслоу, 1996а). Но люди должны брать власть, и роль социальной работы
состоит именно в том, чтобы организовывать институциональное реагирование, которое сделает это возможным (Гомм, 1993). По мнению Доминелли (2000), с помощью таких мер можно достичь необходимых результатов в практической работе. Однако он признает, что это не поможет решить структурные проблемы капитализма.
|
|
Подобно инсайт-терапии, активизация ресурсов клиента концентрируется на развитии способностей людей и не нацелено на изменение социальных структур, притесняющих людей, за исключением результатов по индивидуальным случаям с применением защиты. Таким образом, в данном случае ответственность за социальные изменения может быть возложена на клиентов, которые все же столкнутся с труднопреодолимыми социальными препятствиями, неподвластными личностным или групповым изменениям. Анализ практики активизации ресурсов клиента, проведенный Ли (2001), иллюстрирует эту непоследовательность идеи активизации на примере отрицания ею структурного объяснения притеснения. Ли стремится включить объяснение притеснений и работу, связанную с ними, в свою модель практики, однако усилия по изменению направлены только на клиентов и их окружение. Таким образом, повышение самосознания в ее модели практики поднимает те же проблемы, что и инсайт в психодинамической практике: осознание клиента возрастает, но он получает возможность на основе практики воздействовать только на личностные и локальные результаты этого осознания.
Практические установки активизации ресурсов клиента не адресованы беспомощным людям, которые не могут осуществлять власть над своей жизнью. Есть опасность того, что социальные работники будут действовать так, как будто все клиенты могут достичь высокой степени участия. Боэм и Стэплс (2002), используя в работе с клиентами метод фокус-группы, обнаружили, что для различных типов клиентов требуются разные формы стимулирования их активности. Они утверждают, что обобщенная теория стимулирования активности клиента не подходит для всех клиентов. Возможно, это и так, поскольку современное развитие теории берет свое начало в работе с интеллектуально и социально развитыми представителями этнических меньшинств. Притесняемые и институционализированные клиенты могут добиться высокой степени самоконтроля и власти с помощью таких методов, но это не должно исключать терапевтической работы. Фреддолино и др. (2004) приводят подобный аргумент относительно защиты, которая также должна осуществляться по-разному в различных ситуациях.
Неясной остается роль активизации ресурсов клиента в ситуациях, когда проблемы защиты клиентов или социальных выплат являются спорными. Такие идеи, как нормализация и самозащита, зачастую ассоциируются с перспективами гражданских свобод, сосредоточенных на необходимости освобождения людей, угнетенных осознанием своей зависимости от социальных работников или других людей. Однако неудачи в предоставлении услуг, которые необходимы клиентам, не являются следствием стимулирования их активности. Так, молодой человек был выписан из психиатрической больницы, и его решили поселить в общежитии. Это было сделано для того, чтобы предоставить ему больше свободы в действиях. При этом существовала система подстраховки, при которой социальный работник мог явиться «по вызову». Это было сообщено клиенту, который не уловил суть разъяснения, поскольку не
понял, что означает «по вызову». Затем социальный работник организовал все для того, чтобы показать ему, как пользоваться местными магазинами, но не проверил, поступили ли деньги на его социальное обеспечение, и располагает ли он какими-либо средствами. Молодой человек не считал, что необходимо обсуждать эти проблемы, поскольку социальный работник и так уже много сделал для него. Позже было обнаружено, что клиент не в состоянии даже приготовить себе кофе. Таким образом, важно не использовать идею стимулирования активности клиента для того, чтобы уйти от ответственности за обеспечение необходимой помощи и поддержки. Гэй и Бернштейн (1994) описывали южноафриканский проект помощи бездомным и показали, что практическая помощь является реакцией на серьезные трудности, но становится частью стратегии активизации ресурсов клиента лишь в том случае, если развивается реакцией на структурное притеснение.
|
|
Трудность в работе с индивидами заключается в том, что процесс активизации их ресурсов не может распространяться на их более широкую микросо-ниальную среду или окружение клиента. В результате активизации индивиды могут забрать власть и ресурсы у других представителей своей среды, поставив их в невыгодное положение, вместо того чтобы получить их от более широких слоев общества. Там, где социальные и политические ресурсы ограниченны, стимулирование активности клиентов может не объединить притесняемые или лепривированные группы, а привести к конфликту.
ИТОГИ ГЛАВЫ
■ Активизация ресурсов клиента и защита его интересов подкрепляются определенными данными об эффективности групповых методов, способствующих солидарности и повышению самосознания.
■ Данные стратегии создают возможность для позитивного взгляда на власть, которая может быть доступной для людей.
■ Активизация ресурсов клиента и защита его интересов предлагают социальным работникам полезные идеи по включению в практику проблем, связанных с притеснениями, критическим мышлением и совместной работой с клиентами.
■ Рассматриваемые стратегии непоследовательны в оказании помощи клиентам осознать проблемы и не дают структурных объяснений притеснениям, что активизирует лишь снижение тенденции к мистификации результатов и источников притеснения в их жизни.
■ Эти формы работы неэффективны в тех случаях, когда клиенты не в состоянии достигнуть власти и контроля над своей жизнью или нуждаются в защите. В данной ситуации социальные работники могут разочаровать клиентов или ввести их в заблуждение по поводу их собственных возможностей.
|
|
Оглавление
Предисловие к третьему изданию.......................................... 5
Часть I РАЗМЫШЛЯЯ О ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Глава 1. Конструирование теории социальной работы............ 9
О чем повествует эта глава..................................................... 9
Практика и теории практической деятельности.................... 11
Прикладные и другие теории................................................ 12
Социальное конструирование социальной помощи и социальной работы 15
Существуют ли парадигмы социальной работы?................. 22
Теория социальной работы — «модернистская»
или «постмодернистская» теория?..................................... 24
Области конструирования социальной работы....................: 27
Социальное конструирование теории практической социальной работы 28
Вывод...............;..................................................................... 32
Глава 2. Практическое значение теории социальной работы... 34
О чем повествует эта глава..................................................... 34
Принципы взаимоотношений теории и практики................. 35
Перенос знаний....................................................................... 38
Разнообразие теорий: отбор или эклектика.......................... 40
Понимание процесса, рефлективное, рефлексивное и критическое мышление 42
Вывод...................................................................................... 50
Глава 3. Дискуссионные вопросы теории практической социальной работы 51
О чем повествует эта глава...................»............................... 51
Современные дебаты о теории социальной работы............. 51
Анализ теорий социальной работы...................................... 53
Эффективность теорий социальной работы.......................... 64
Методологические подходы в теориии практической деятельности 67
Оценка эпистемологических подходов в социальной работе 77
Перспективы теории социальной работы.............................. 82
Часть II ОБЗОР ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Глава 4. Психодинамические перспективы.............................. 84
О чем повествует эта глава..................................................... 84
Общий теоретический контекст.............................................. 86
Области пересечения.............................................................. 89
Политическое значение психодинамической теории............ 91
Ранние психодинамические концепции социальной работы 91
Основные концепции.............................................................. 93
Хуве: теория привязанностей................................................. 93
Гольдштейн: психология личности........................................ 98
Виды терапевтической среды: применение в стационарном обслуживании 106
Комментарий......................................................................... 108
Глава 5. Модель кризисной интервенции и задаче-центрированная модель 112
О чем повествует эта глава................................................... 112
Общий теоретический контекст............................................ 113
Области пересечения............................................................. 114
Значение задаче-центрированной модели и модели кризисной интервенции 116
Основные концепции............................................................. 119
Роберте: кризисная интервенция.......................................... 120
Задаче-ориентированная модель: Рейд и Эпштейн............. 126
Комментарий......................................................................... 134
Глава 6. Когнитивно-поведенческие теории............................ 137
О чем повествует эта глава................................................... 137
Общий теоретический контекст............................................ 138
Области пересечения.......... •................................................. 146
Значение когнитивно-поведенческой теории....................... 148
Основные концепции............................................................. 150
Шелдон: когнитивно-поведенческая терапия...................... 150
Поведенческие техники работы с группой и микросоциальной средой 158
Поведенческая работа в стационарных учреждениях......... 159
Глава 7. Системно-ориентированные и экологические перспективы 165
О чем повествует эта глава................................................... 165
Общий теоретический контекст............................................ 166
Области пересечения............................................................. 171
Значение системной теории.................................................. 171
Основные концепции............................................................. 173
Джемейн и Гиттерман: модель жизненного цикла............... 174
Экосоциальный подход: экокритицизм............................... 179
Социальные сети и системы социальной поддержки........... 182
Комментарий......................................................................... 184
Глава 8. Социальная психология и социальное конструирование 188
О чем повествует эта глава................................................... 188
Общий теоретический контекст............................................ 189
Области пересечения............................................................. 194
Влияние социальной психологии и социального конструирования
на практику социальной работы...................................... 195
Теория коммуникации в социальной работе....................... 198
Основные концепции............................................................. 200
Партон и О'Байн: конструктивистская социальная работа 201
Комментарий......................................................................... 208
Глава 9. Гуманистическая, экзистенциальная и духовная перспективы 212
О чем повествует эта глава.................... 212
Цощии теоретический контекст............ 2П
Области пересечения............................ 21 *5
Значение гуманистической, экзистенциальной и духовной перспектив
в социальной работе.......................................................... 216
Влияние гуманистических идей на социальную работу..... 217
Основные концепции............................................................. 229
Глассман и Кейтс: гуманистическая групповая работа....... 230
Томпсон: экзистенциализм и социальная работа................ 233
Комментарий......................................................................... 240
Глава 10. Социальное развитие и развитие микросоциальной среди 242
О чем повествует эта глава.............................. [................... 242
Общий теоретический контекст............................................ 243
Области пересечения............................................................. 247
Значение социального развития и развития микросоциальной среды 251
Идеи социального развития.................................................. 252
Основные концепции............................................................. 255
Миджлей: концепция социального развития....................... 255
Работа в малых социальных группах.................................. 259
Комментарий......................................................................... 263
Глава 11. От радикальных перспектив к критическим перспективам 265
О чем повествует эта глава................................................... 265
Общий теоретический контекст............................................ 266
Области пересечения............................................................. 271
Значение перехода от радикальной теории к критической теории 272
Маллэли: структурная социальная работа.......................... 277
Фук: критическая теория и практика.................................... 282
Комментарий......................................................................... 290
Глава 12. Феминистские перспективы.................................... 295
О чем повествует эта глава................................................... 295
Общий теоретический контекст............................................ 296
Области пересечения............................................................. 298
Политика феминистской социальной работы...................... 300
Основные концепции............................................................. 303
Доминелли: феминистская социальная работа.................... 303
Феминистская и критическая теория практики.................... 308
Феминизм и постмодернизм................................................. 309
Комментарий......................................................................... 312
Глава 13. Антидискриминационный и этнокультурный подходы 316
О чем повествует эта глава................................................... 316
Основные темы..................................................................... 316
Общий теоретический контекст............................................ 317
Области пересечения............................................................. 325
Политика.сопротивления угнетению, культурная и этническая чуткость 331
Основные концепции............................................................. 335
Дэлримпл и Берк: практика сопротивления угнетению...... 336
Девор и Шлезингер: этносензитивная практика.................. 339
Комментарий......................................................................... 343
Глава 14. Активизация ресурсов клиента и зашита его интересов 346
О чем повествует эта глава................................................... 346
Общий теоретический контекст............................................ 347
Области пересечения............................................................. 348
Политика активизации ресурсов клиента и защиты его интересов 354
Активизация ресурсов клиента: основные концепции......... 359
Защита интересов клиента: основные концепции................, 360
Ли: активизация ресурсов клиента как подход в социальной работе 360
Маллендер и Вод: работа с самоуправляемой группой..... 364
Шнайдер и Лестер: защита интересов клиента в социальной работе 367
Комментарий......................................................................... 368
Именной указатель................................................................ 371
Предметный указатель.......................................................... 381
Библиография данной книги находится по следующему электронному адресу: Иир.//м/\т>.асаа'ет1а-тозсо\м.ги/о//-1те/_Ьоок5/раупе_ЫЫю§гарИу.рё/ Код доступа к файлу библиографии: аЯ1К8Г§\У